НЕСТЕРОВА Наталия Игоревна (1944) Чашка чая. Лето. Диптих. 2012
Текущая ставка
425 000 RUB
Окончание торгов
20 Сен. 2019 12:00:00
КОМАРДЁНКОВ Василий Петрович (1897–1973) Солнышко светит. 1930-е
Текущая ставка
2 500 RUB
Окончание торгов
20 Сен. 2019 12:00:00
ИСАЕВ Николай Александрович (1891–1977) Натюрморт перед окном. 1960-е
Текущая ставка
21 000 RUB
Окончание торгов
20 Сен. 2019 12:00:00

«Боги, люди, герои»: выставка в Эрмитаже из Неаполя и Помпей
ARTinvestment.RU   19 апреля 2019

Сегодня в Манеже Малого Эрмитажа открывается выставка «”Боги, Люди, Герои”. Из собрания Национального археологического музея Неаполя и Археологического парка Помпей», представляющая более 200 шедевров античного искусства

Выставка в Эрмитаже посвящена выдающемуся археологическому открытию всемирно известных древнеримских городов Помпей и Геркуланума, погибших в I веке в результате извержения Везувия.

Размеры катастрофы потрясли весь античный мир: долго считавшийся потухшим вулкан погубил все окрестные города и виллы, жизнь в которых остановилась в одно мгновение. Трагически погибшим Помпеям, наряду с Геркуланумом и многими виллами в их окрестностях, в Боскореале, Оплонтисе, Стабиях, погребенными под слоями вулканического пепла, была уготована особая судьба в истории человечества — сохранить потомкам богатый археологический материал.

Выставка «Боги, Люди, Герои» — масштабный проект Государственного Эрмитажа, Национального археологического музея Неаполя и археологического парка Помпей, включающий более 200 шедевров античного искусства, среди которых и произведения «помпеянского» собрания Эрмитажа. Впервые российскому зрителю представлены всемирно известные памятники — фрески, мозаики, скульптура из бронзы и мрамора, изысканные произведения декоративно-прикладного искусства, предметы повседневной жизни, отражающие религиозную сторону римской жизни и высокий уровень социально-экономического развития общества. Специально отобранные для выставки экспонаты — уникальные предметы из стекла, изделия из бронзы, расписные керамические сосуды, сгруппированные в витринах по типам, материалам и своему назначению, доподлинно воссоздают привычки римлян, живших 2000 лет назад, их быт и досуг, стиль жизни — римский modus vivendi, немыслимый без общественной жизни, посещения театральных представлений и гладиаторских боев.

Главный раздел выставки посвящен античной мифологической традиции, отразившейся в менталитете самих римлян, их верованиях и представлениях о богах и героях, обладавших сверхчеловеческими, обычно дарованными богами, способностями, роли различных божеств и влиянии их на судьбы людей; образам и символам мифологии, воплощенным в знаковых произведениях.

Среди экспонатов выставки мраморная «Голова Юпитера», происходящая из Капитолия, из главного храма Помпей; бронзовая статуя Аполлона; фреска с изображением Дианы; мраморная скульптура Венеры из Виллы Поппеи в Оплонтисе, возможно принадлежавшей супруге императора Нерона Сабине Поппеи; рельеф из мрамора с Афродитой и Эротом из Дома золотых амуров в Помпеях; фрески «Юнона и Геба» из виллы Сан Марко в Стабиях, «Марс и Венера» из помпейского Дома свадьбы Геркулеса, «Нереида на морской пантере» из виллы Ариадны в Стабиях (сейчас в Национальном археологическом музее), «Дионис и Ариадна на Наксосе» из Дома Золотого браслета и «Фетида и Гефест» из Помпей.

Прекрасные образцы фресковой настенной живописи, «Геркулес и Омфала» из Дома Марка Лукреция, «Геркулес и Несс» из Дома Кентавра в Помпеях, и «Геракл и Деянира» из виллы Ариадны в Стабиях, рассказывают об одном из самых известных персонажей античной мифологии, культ которого был широко распространен в Римской империи. Образ храбрейшего из героев, участника Троянской войны Ахилла воплощен в росписях «Ахиллес на Скиросе» и «Ахиллес и Брисеида».

Популярные сюжеты настенных росписей и мозаик включали мифологические сцены, сражения гладиаторов, спортивные состязания, охоту, изображения растений и животных, натюрмортов, сельскохозяйственные мотивы, а иногда в подробных и реалистичных портретах самих римлян. Настенная живопись, использование штукатурки для создания рельефных эффектов нашли широкое применение в общественных зданиях, частных домах, храмах, гробницах и даже в военных сооружениях римлян. Некоторые из них помещались на стену так, как будто это были картины в рамах, другие занимали всю поверхность стены или, напротив, незначительное место в центре панелей, окруженных орнаментом. Обычно эти изображения копировали картины известных художников или подражали им, причем в распоряжении мастеров имелись специальные каталоги, по которым они могли сориентировать заказчика. Римские художники или, что более вероятно, их клиенты предпочитали натуральные цвета земли, такие как более темные оттенки красного, желтого, коричневого. Синий и черный пигменты были также популярны. Выставка дает прекрасную возможность увидеть все многообразие техник и стилей настенной живописи.

Главная заслуга археологических раскопок везувианских городов и вилл Помпей, Геркуланума и Стабий — материальные свидетельства повседневной жизни древних римлян, прежде почти неизвестные. В этом отношении особая роль отводится разделу экспозиции, посвященной именно людям, где представлены скульптурные и живописные изображения самих римлян, предметы домашнего обихода и досуга, повседневной жизни, декоративные элементы интерьеров римских домов.

Женский мраморный бюст, мужские скульптурные портреты, живописный портрет женщины, изображенный в профиль, мозаика с портретом римской дамы, статуя Олкония Руфа позволяют представить внешний облик знатных римлян, живших в Помпеях в I столетии н.э.

Особый интерес представляют четыре фрески со сценами повседневной жизни римлян: «Торговля керамической посудой», «Продажа ткани», «Чтение эдикта», «Наказание ученика», происходящие из имения богатой помпейской дамы Юлии Феликс. В общих чертах они повествуют о событиях, происходящих на форуме в рыночный день.

Специально отобранные для выставки экспонаты демонстрируют предметы, связанные с бытом состоятельных римлян: бронзовые сосуды для благовоний, высокие канделябры для освещения триклиния (помещения, где хозяин дома принимал своих гостей), нагреватель для воды (самовар), с краном в виде головы льва и тремя лебедями с расправленными крыльями на краю горелки; элементы декора интерьера, мраморные столы. Одним из самых необычных произведений этого раздела является сейф из железа и бронзы со сложными и оригинальными системами закрытия, как правило, располагавшийся в атриуме римского дома. Здесь также представлен шедевр коллекции Национального археологического музея Неаполя — стеклянная «Синяя ваза», обнаруженная в некрополе Помпей в 1837 году.

Отдельный раздел экспозиции посвящен рядовым горожанам. В витринах показаны всевозможные инструменты, которыми пользовались в I веке н.э., — весы, гири, кирки, топоры, мотыги, серпы, грабли. Привлекает внимание рельефная вывеска из известняка, обнаруженная в Доме матроса, в Помпеях, с изображением строительных инструментов: отвеса, каменного мастерка, щипцов, зажимов, молотка, зубила, линейки и прочего.

Об увлечении римлян театром свидетельствуют мраморный рельеф с театральной сценой, фреска «Актер с маской», акротерий с комической маской, трагическая маска из Помпей... Страсть к разного рода зрелищам распространялась и на гладиаторские бои. О гладиаторских поединках и их значимой роли в сознании римлян ранней империи напоминают рельеф со сценой сражения гладиаторов и предметы их обмундирования: шлемы, бронзовые кнемиды и поножи для защиты ног.

Более 70 экспонатов выставки происходят из «Помпеянского» собрания Государственного Эрмитажа, которое сложилось в результате тесных контактов между Россией и Неаполем на протяжении всего XIX века и насчитывает более 300 античных артефактов из Помпей и Геркуланума. Памятники из везувианских городов служили знаками дружбы императорского дома Романовых и Королевства двух Сицилий. Помпейские древности оказали глубокое воздействие на русскую культуру и искусство. Выставка включает не только произведения, представленные на постоянной экспозиции Отдела Античного мира Эрмитажа, но и показанные впервые предметы из музейных фондов: образцы римской скульптуры из мрамора и бронзы, произведения из керамики, стекла и кости.

К выставке издана брошюра «Помпеи, Геркуланум, Оплонтис, Стабии. Краткий очерк истории и археологии» Александра Бутягина; в скором времени выйдет в свет «Фрески погибших городов. Декоративно-монументальная живопись Помпей, Геркуланума, Стабий и Оплонтиса» Яны Радолицкой (Изд-во Государственного Эрмитажа), авторы — научные сотрудники Отдела Античного мира.

Готовится к изданию научный иллюстрированный каталог на русском языке «Боги. Люди. Герои», который предваряет вступительное слово директора Эрмитажа Михаила Пиотровского.

Источник: пресс-релиз Государственного Эрмитажа



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


  • 17.09.2019 «Русская эмаль» открывает новый аукционный сезон Торги русского и западноевропейского искусства состоятся 21 сентября 2019 года. В каталоге — 568 лотов: живопись и графика, серебро, фарфор и пр.
  • 17.09.2019 Открыты 296-е торги AI Аукциона Традиционные двадцать лотов AI Аукциона — это девять живописных работ, семь листов оригинальной и один — печатной графики, одна работа в смешанной технике и один фарфоровый объект
  • 13.09.2019 Итоги AI Аукциона №295 Продано 50%: советское искусство, шестидесятники и современное. В торгах в этот раз победили исключительно коллекционеры из двух столиц
  • 10.09.2019 Открыты 295-е торги AI Аукциона Традиционные двадцать лотов AI Аукциона — это двенадцать живописных работ, пять листов оригинальной графики, одна работа в смешанной технике, одна фарфоровая тарелка и одна скульптура
  • 06.09.2019 Итоги AI Аукциона №294. Продано 60% лотов Покупали всё: русскую классику, советское искусство и шестидесятников. География – Москва, Люберцы, Пермь и Орша
  • 13.08.2019 Арт-рынок в первом полугодии 2019. Версия Artprice Краткие выдержки и основные цифры из традиционного обзора портала Artprice о состоянии мирового арт-рынка
  • 09.08.2019 Почему конфискованные картины не нужно отправлять в музеи По следам новости об отправке в музей «Новый Иерусалим» изъятых властями картин Жанны Буллок было несколько звонков с вопросом: «А почему именно в этот музей?» Действительно, почему?
  • 09.07.2019 Художник недели. Николай Иванович Фешин Ныне считающийся русским американцем художник эмигрировал в США из России в 1923 году уже состоявшимся мастером. Его прежний преподаватель Илья Репин в конце жизни называл Фешина самым талантливых из современных русских живописцев
  • 27.06.2019 Художник недели. Василий Поленов 17 октября 2019 года в Новой Третьяковке откроется выставка «Василий Поленов», которая заведомо обречена стать блокбастером наряду с «Валентином Серовым» и «Ильей Репиным». Осенью о художнике начнут писать все наперебой. Так что придется чуть заранее
  • 13.06.2019 Отыскать шедевр на барахолке: «секретная технология» или «ошибка выжившего»? Купить за пять долларов и продать за миллион. Страстное желание вытянуть лотерейный билет преследует многих неопытных покупателей. Не морочьте мне голову со своими книжками да музеями! Ответьте просто: как купить шедевр на блошином рынке?
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх