Эдвард Мунк в Третьяковской галерее
ARTinvestment.RU   16 апреля 2019

Завтра в Инженерном корпусе Третьяковской галереи откроется для посетителей выставка знаменитого норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка. В экспозиции около 70 живописных и 30 графических работ

 

Выставка «Эдвард Мунк» — совместный двусторонний проект Третьяковской галереи и Музея Мунка (Осло, Норвегия), при участии ГМИИ им. А. С. Пушкина. Среди примерно сотни произведений, которые представлены на выставке, будет первый вариант композиции знаменитой работы «Крик» (из собрания Музея Мунка, Осло). Напомним, что другая версия «Крика» в мае 2012 была продана на торгах в Нью-Йорке за $119,9 млн, став одним из самых дорогих произведений искусства в мире (7-е место в рейтинге АИ мировых художников).

Эдвард Мунк (1863–1944) — знаменитый норвежский художник, оказавший огромное влияние на развитие искусства ХХ века. В своем творчестве он предвосхитил многие центральные темы, трагические настроения и живописные открытия экспрессионистов и их последователей. Однако путь Мунка к признанию был долог и тернист, особенно на родине. Рано проявившиеся способности к рисованию не нашли поддержки у отца художника. Тяжело переживаемые потери близких, бедность, неустроенность личной жизни, тяга к алкоголю, частые болезни и депрессии претворялись в смелые и откровенные сюжеты, поражающие невероятной силой чувств. Яркое колористическое дарование, запоминающиеся выразительные образы, смелые эксперименты в живописи и графике сделали Мунка культовым художником. Всю жизнь он исполнял автопортреты, безжалостно фиксируя изменения внешности и внутреннего состояния, каждый раз словно заново воссоздавая себя после испытанных страданий и душевных потрясений.

Графика

Мунк начал работать в печатной графике в 1894 году и оставил колоссальное наследие, по своей художественной значимости ничуть не уступающее его живописным произведениям. Он экспериментировал с гравюрными техниками, испробовал сухую иглу, офорт, акватинту, меццо-тинто, литографию, гравюру на дереве. Практически все включенные в экспозицию работы созданы между 1894 и 1903 годами, в десятилетие, когда рождались наиболее важные образы, вошедшие во «Фриз жизни». Мунк с поразительной искренностью изображал «то, что он чувствует, желает, чего боится». Названия его произведений, апеллирующие не к событию, но к эмоции, часто имеют несколько смысловых оттенков. К большинству сюжетов Мунк обращался неоднократно, в разные годы, иногда в различных печатных техниках. Кроме того, на выставке представлены портреты поэтов, писателей и драматургов, с которыми встречался и дружил художник.

Фриз жизни

Центр экспозиции — цикл картин «Фриз жизни», который объединяет знаковые произведения мастера: «Крик», «Танец жизни», «Вампир», «Поцелуй», «Пепел», «Метаболизм. Жизнь и смерть» и другие. Художник называл его «поэмой о жизни, любви и смерти» и работал над ним более 30 лет. Он писал, что «„Фриз“ задуман как серия декоративных работ, которые вместе должны создавать картину жизни. В них петляет извилистая береговая линия, рядом раскинулось море, всегда в движении, а под кронами деревьев бурлит многообразная жизнь с ее радостями и печалями». Большое влияние на формирование Мунка оказывала литература той поры: романы и пьесы Х. Егера, Б. Бьёрнсона, Х. Ибсена, К. Гамсуна, А. Стриндберга, стихотворения С. Малларме, С. Пшибышевского, — и в особенности создания гения Ф.М. Достоевского. В них Мунк черпал идеи для своих насыщенных глубокими психологическими переживаниями образов. Все произведения цикла объединены темами любви, ревности, разлуки, болезни, смерти, страха, печали. Их интерпретация связана не только с непосредственными перипетиями жизни художника, но и с поиском скрытых символов, аллегорий, прямых и завуалированных цитат из произведений мирового искусства.

Фотография

В 1900-е годы Мунк с энтузиазмом принимается за освоение новой для себя техники. Многие исследователи говорят о воздействии фотографических эффектов на его живописную манеру и стилистику. Наличие мутных смазанных фигур и двойной экспозиции на снимках Мунка принято связывать с его увлечением спиритизмом и желанием сделать невидимое видимым. Проблема двойственности материальной и духовной сущности мира вдохновляла его на создание не только живописных и графических произведений, но и фотографий. Мунка сложно назвать сторонником идеи самодостаточности фотографии как искусства: он утверждал, что «фотоаппарат не может конкурировать с кистью и палитрой — поскольку его нельзя использовать в аду или на небесах». В увлечении фотографией выделяются два периода: 1902–1910 и 1927–1932 годы. Мунка интересовали пейзажи, портреты друзей и знакомых, автопортреты, снимки собственных работ и экспозиций выставок. В архиве Музея Мунка хранится 261 фотоотпечаток, для выставки было отобрано 14 оригинальных фотографий, сделанных художником.

Пейзаж

Великолепные пейзажи Мунка завораживают динамичным движением кисти и разнообразием красочных сочетаний. Клубящийся дым паровоза, прибрежные камни, набегающая волна, сгибающий ветви деревьев ветер, холодная лунная ночь и восход солнца — все побуждало художника к творчеству. По его мнению, «природа — это не только то, что видно глазу— это и внутренние образы души— образы на внутренней стороне глаза». Летние сезоны Мунк предпочитал проводить на природе, в разных уголках Норвегии и Германии. Последние 30 лет художник уединенно жил недалеко от Осло в усадьбе Экелю, расположенной в глубине старого яблоневого сада. Наблюдая за сменой времен года, за жизнью деревьев и окружающих полей, Мунк стремился воссоздать вечный круговорот бытия. Элегические настроения на его полотнах переходят в наполненные внутренними страхами ночные мотивы, радость нежного весеннего рассвета сменяется тревожностью безлюдных зимних просторов. Погружаясь в работу над картинами на открытом воздухе, художник был убежден: холод, зной, дождь и ветер приносят полотнам пользу, оставляя на них следы.

Художник и модель

Женщины в жизни Мунка играли очень важную роль. Всю жизнь он испытывал нежность и благодарность к своей тете Карен, поддержавшей его детский интерес к живописи, всегда помогал сестрам, однако его личная жизнь не сложилась. С юности он был убежден в своем исключительном предназначении и, испытав целый ряд разочарований и потрясений, всем романтическим отношениям предпочел одинокую и замкнутую жизнь.

Портрет

Мунка всегда интересовал этот жанр, и первыми пробами кисти были портреты отца, тети и сестер. Позже он брался за заказ, только когда видел в модели потенциал для воплощения выразительного художественного образа, определенного типажа. О работе над портретом доктора Даниэля Якобсона Мунк писал: «Якобсон — хороший врач. Расхаживал, словно папа, среди белых медицинских сестер и нас — бледных больных. Пища тоже была белая. Все было белое, кроме самого Якобсона. Мне захотелось сказать свое слово, и я уговорил его позировать мне. Я написал его огромным, широко расставившим ноги, среди безумия всех возможных красок».

Специально к выставочному проекту «Эдвард Мунк» подготовлена международная образовательная программа, которая поможет глубже понять внутренний мир художника и его ближайшего окружения. В программе лекции о жизни и творчестве Эдварда Мунка, о влиянии литературы и философии на его искусство, спектакль театра марионеток по пьесе художника, презентации книг и кинопоказы. Участники мероприятий — искусствоведы, писатели, издатели, переводчики и артисты из России, Норвегии и Грузии. Подробная информация на сайте Третьяковской галереи.

Источник: пресс-релиз ГТГ



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


  • 06.06.2019 Итоги русской недели в Лондоне. Июнь 2019 года. Как сбылись прогнозы AI Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
  • 23.05.2019 Русские торги в Лондоне в июне 2019. Прогноз AI Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
  • 13.05.2019 Москва названа четвертым городом в мире по числу миллиардеров Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
  • 24.04.2019 Цифровизация и арт-рынок. Чего нам ждать в будущем Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
  • 29.03.2019 Художники недели: «Персонаж Komar & Melamid». 1972–2003 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх