БАТЫНКОВ Константин Александрович (1959) Серия «Ведуты». № 4. 2015
Текущая ставка
19 000 RUB
Окончание торгов
21 Июн. 2019 12:00:00
ВОРОНОВА Люся (1953) Розовые хризантемы. 2018
Текущая ставка
90 000 RUB
Окончание торгов
21 Июн. 2019 12:00:00
КРОН Христиан Корнелиус (1882–1959) Обнаженная. 1939
Текущая ставка
77 000 RUB
Окончание торгов
21 Июн. 2019 12:00:00

«Клад Нарышкиных» вошел в фонды музея «Царское Село»
ARTinvestment.RU   29 марта 2019

Клад примерно из двух тысяч предметов планируют сделать доступным для широкой публики до конца этого года. Экспонировать его будут полностью — в том крыле дворца, где жил Николай I

В 2012 году при реконструкции особняка Трубецких-Нарышкиных (Санкт-Петербург, ул. Чайковского, 29) рабочие нашли клад предметов конца XVIII — начала XX века. Некоторые из вещей были завернуты в газеты «Русская воля», датированные июлем — сентябрем 1917-го. Все вещи прекрасно сохранились, среди них большую часть составляют предметы из драгоценных металлов.

Во время составления описи установили предполагаемого последнего владельца: им, судя по всему, был поручик Лейб-гвардии Гусарского полка Сергей Сергеевич Сомов — участник Первой мировой и Гражданской войн. Он был женат на Наталье Васильевне Нарышкиной, дочери владельца особняка на улице Чайковского, чиновника Министерства иностранных дел Василия Львовича Нарышкина.

Имя Сергея Сомова указано в документах, найденных в одной из шкатулок в замурованной комнате: увольнительный билет воспитанника Императорского училища С. Сомова от 28 мая 1908 года; два свидетельства, разрешающих ношение оружия (револьвера, охотничьего ружья); свидетельство с указанием заслуг Сомова по отличному выполнению всеобщей мобилизации (с вручением медали для ношения на груди на ленте Ордена белого орла). В числе наград — орден Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом, и скорее всего, он тоже принадлежал Сергею Сомову.

Среди изделий фамильного серебра обнаружена дорожная мыльница с монограммой «СС» и дорожный несессер французской фирмы с марьяжными гербами Сомовых и Нарышкиных — по-видимому, это был свадебный подарок.

Вероятно, Сомов стал хранителем ценностей после того, как Нарышкины уехали из Петрограда, и принимал непосредственное участие в сокрытии клада. Позже Сергей Сомов тоже эмигрировал во Францию. Умер в 1976 году в Париже, а через два года умерла его жена. Наследников у них не осталось.

«Клад Нарышкиных» можно считать самым крупным в отечественной истории (почти все вещи российских дворянских родов после революции были или вывезены за границу, или экспроприированы, переданы в музеи или распроданы по отдельности). Этот клад во многом уникален: он включает более двух тысяч предметов из серебра XIX —начала XX века (несколько предметов имеют ювелирные клейма, относящиеся к концу XVIII века). Предметы выполнены лучшими ювелирами известнейших российских (Игнатия Сазикова, Павла Овчинникова, Ивана Хлебникова, братьев Грачевых, Карла Фаберже, Kейбеля, Варыпаева) и европейских (Falize, Aucoc Aine, Touron, Queille, Parisot, Harleux) фирм. На предметах значатся именники европейских мастеров, таких как: Jacquart, Corne Guillaume, Cardeilhac, Dehanne.

Коллекция цельная, принадлежала одной семье. На большинстве предметов имеется княжеский герб семьи Нарышкиных, на некоторых — герб Сомовых. В комплект входят образцы посуды, столового серебра от ситечек до серебряных пятикилограммовых самоваров, бульотки, предметы быта — от крошечных булавок, расчесок, ювелирных украшений, часов, туалетных приборов до канделябров весом почти в 20 килограммов.

В кладе были обнаружены также памятные знаки, ордена, медали — отечественные и иностранные. Среди наград — несколько боевых орденов Российской империи: орден Св. Анны, орден Св. Станислава и орден Св. Владимира с мечами. Кроме того, медали «В память 300-летия царствования дома Романовых» и «В память 100-летия Отечественной войны 1812 года», которые вручались военнослужащим, а также сербская медаль и черногорский орден. Здесь же обнаружены две георгиевские медали (номерные), которые давались нижним чинам.

В коллекции особо выделяется парадный столовый сервиз в русском стиле Игнатия Сазикова. Филигранность работы, количество и разнообразие предметов служат наглядным примером высочайшего мастерства ведущих русских ювелиров, многие из которых были поставщиками императорского Двора.

При изготовлении предметов в неорусском стиле мастера порой использовали пословицы, поговорки, шутливый тон которых передавал истинную народность. На большой чаше для вина выгравировано: «Загорелась душа до винного ковша», а на каждой чарке своя индивидуальная: «И курица тоже пьет», «Злое семя крапива, не сварить из него пива», «Пей за столом, а не пей за столбом», «Знать птицу по перьям, а молодца по речам», «Доброе братство лучше богатства», «Пей, да дело разумей».

Коллекция будет храниться в фондах музея. После завершения реставрации Александровского дворца эти предметы дополнят его экспозицию.

Источники: tzar.ru, tass.ru




  • 13.05.2019 Москва названа четвертым городом в мире по числу миллиардеров Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
  • 24.04.2019 Цифровизация и арт-рынок. Чего нам ждать в будущем Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
  • 29.03.2019 Художники недели: «Персонаж Komar & Melamid». 1972–2003 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
  • 12.03.2019 Эксперты: индустрия культуры приносит экономике США в 4 раза больше, чем сельхозпроизводство Такой вывод содержится в исследовании, опубликованном в марте 2019 года Бюро экономического анализа США (BEA) и Национальным эндаументом искусств (NEA)
  • 12.03.2019 Художник недели. Павел Пепперштейн В «Гараже» открылась безбашенная постмодернистская выставка, по отзывам смелая вплоть до риска очередного вмешательства «возмущенной общественности». Бывший инспектор «Медицинской герменевтики» и литературный отец парторга Дунаева опять задал жару
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 29

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх