Живопись и графика Анатолия Зверева в галерее «Веллум»
24 февраля в Новом музее Аслана Чехоева (СПб) завершилась большая выставка «Анатолий Зверев. Живопись. Графика». Бóльшую часть экспозиции теперь можно увидеть в Москве
Экспозицию составили более 40 картин, созданных в 1950–80-е годы, из коллекции создателя галереи «Веллум» Любови Агафоновой и частных коллекций.
Художник, ставший символом советского неофициального искусства, Анатолий Зверев стоит особняком даже в ряду своих выдающихся коллег-современников. По мнению Пабло Пикассо, он был «лучшим русским рисовальщиком», а крупнейший коллекционер русского авангарда Георгий Костаки считал его первым русским экспрессионистом. Его творчество было свободно как от казенщины и устоявшихся норм советского официального искусства, так и от любых доктрин андеграудных объединений. Его жизнь была вызовом обывательскому «здравому смыслу», сам его образ был живым напоминанием о свободных художниках прошлого: немного хмельной чудак, бесконечно талантливый и страдающий от безденежья, герой анекдотов и легенд, скрывающийся от милиции и создающий картины за пару минут, рисуя всем, что есть под рукой, — краской, кетчупом, горчицей. Его легендарная фраза «Дай рубль — увековечу!» не была преувеличением: герои его портретов остались в истории искусства.
Кульминация, максимальный взлет его творчества состоялся на рубеже 1950–60-х и была своего рода живым воплощением духа тогдашних свободных «независимо-подпольных» тенденций в искусстве. В контексте нонконформизма 1960-х Анатолий Зверев был несомненным лидером.
Анатолий Тимофеевич Зверев родился 3 ноября 1931 в Москве, в Сокольниках. Первые уроки рисования получил у художника-графика Николая Васильевича Синицына (ученика А. П. Остроумовой–Лебедевой). Из Московского областного художественного училища памяти 1905 года, куда Зверев поступил в 1954-м, художник был исключен за богемно-анархическое поведение. Официально (после художественного ремесленного училища) получил разряд маляра-альфрейщика (маляра по художественной отделке).
В 1954 произошла встреча Зверева с известным коллекционером Георгием Костаки, который первым увидел и оценил талант молодого художника. Несмотря на отсутствие академического художественного образования, Зверев стал активным участником художественной жизни и быстро завоевал признание. Его гравюры были представлены в 1957 на Молодежной выставке в Москве, приуроченной к VI Международному фестивалю молодежи и студентов.
В 1960 американский журнал «Life» вышел с репродукциями картин Зверева и заметкой Александра Маршака «Искусство России, которое никто не видел», а в 1961-м три акварели Зверева приобрел Нью-Йоркский музей современного искусства. Первая зарубежная выставка художника состоялась в 1965 в парижской галерее «Мот» (Motte). Работы Анатолия Зверева выставлялись в Нью-Йорке, Париже, Копенгагене, Вене, Лондоне, Брюсселе. На родине в 1959–1962 художник постоянно участвовал в квартирных выставках, а единственная прижизненная выставка Зверева в Советском Союзе состоялась в 1984-м в Горкоме графиков на Малой Грузинской улице — незадолго до смерти художника. Творческое наследие Анатолия Зверева включает в себя более 30 тысяч работ.
Источник: vellum.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20190306_zverev_vellum.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20190306_zverev_vellum.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.