Art Investment

Художники и цены

Головой о стену. Борис Голополосов скоро в Третьяковке

Выставка получила название в честь самой драматичной картины Бориса Александровича Голополосова (1900–1983) «Человек бьётся головой о стену». По энергетике, по впечатлению ужаса и беспросветности она, пожалуй, может соперничать даже с «Криком» Мунка. Голополосов закончил ее в 1937-м — в год своего исключения из МОССХа. Бывшему вхутемасовцу, некогда члену творческого объединения «Цех живописцев» Голополосову одним махом закрыли доступ к выставкам с привычной для авангардистов формулировкой «за формализм».

За десятки лет вынужденной разлуки со зрителем художник был фактически забыт. Важным этапом в процессе реабилитации Голополосова стало знакомство художника с искусствоведом Ольгой Ройтенберг. Она первой за долгие годы организовала в 1977-м выставку художников первой пятилетки, известной более как «Однодневная выставка». Об участии в выставке Бориса Голополосова Ольга Осиповна вспоминала так: «А что было, когда впервые, после сорока лет уединения, вняв моей просьбе, принёс на выставку к вечеру “Художники первой пятилетки” семь картин из серий “Днепрострой”, “На Каспии”, “Чиатура”! Когда сидел в президиуме рядом с ещё 16 сверстниками. Когда все в зале радостно поддержали предложение обратиться в правление МОСХа с просьбой восстановить Голополосова в Союзе. Справедливость победила. С 1977 шесть его полотен 20–30-х гг. в Нукусе; с 1978 — три в ГТГ, четыре с начала 80-х — в Архангельске, откуда он родом, и многие приобретены посмертно в ГКГ СССР (ныне ГТГ). Я счастлива была подарить художнику “Панораму искусств” с публикацией отрывка одного из наших разговоров и репродукцией его картины “В кубрике”». (Цит. по: О. Ройтенберг «Неужели кто-то вспомнил, что мы были…» — М.: Галарт, 2008. С. 194–196). Голополосову в тот момент было уже 77. Позади — 43 года забвения.

Последняя выставка, в которой Борис Голополосов был допущен к участию, — это выставка, организованная ВЛКСМ в 1934 году в Москве в залах Государственного Исторического музея. На ней показали 862 произведения 390 молодых художников, 34-летний Голополосов был представлен работой «Батум. Турецкий базар». Тот смотр предшествовал еще более масштабной грандиозной Всесоюзной выставке. И организаторы московской экспозиции, в частности, автор вступительной статьи к каталогу выставки Полуянов, не скрывали истинных критериев отбора: «За последние годы молодыми художниками по-настоящему никто не занимался. Молодые кадры изоискусства были предоставлены сами себе, МОССХ до самого последнего времени дальше разговоров и деклараций о работе с молодёжью не шёл. Не оказывал достаточного внимания молодёжи и Наркомпрос… Нашей задачей при организации выставки было: выявить и узнать, какова у нас молодёжь на изофронте, какими путями идёт она, какие идеи социалистического реализма входят в творческое сознание молодых художников, каков уровень мастерства, какова техника, может ли решать задачи отображения нашей социалистической действительности» (источник: gruppa5.ru).

В том же 1934 году Голополосов был командирован в Чиатуру, где велись разработки марганца. Ольга Ройтенберг так вспоминала рассказы художника о той поездке: «Разработки велись высоко в горах. Ветры пронизывающие. Акварель стыла на холоде. Спас итальянский карандаш. Старался динамику передать и тему показать — атмосферу марганца». (Цит. по: О. Ройтенберг «Неужели кто-то вспомнил, что мы были…» — М.: Галарт, 2008). Сейчас сложно понять, как было художнику «творить» в таких условиях. Голополосов на собственном горбу почувствовал все тяготы жизни горняков. Возможно, поэтому работы получились мощными, искренними, но совершенно идеологически неверными. Не соответствовали новому пропагандистскому канону. Голополосов словно отказывался понять, какие задачи перед искусством вот уже два года ставит государство. Вместо идиллических образов сытых и довольных горняков, зовущих к трудовым подвигам, Голополосов передал давящие индустриальные пейзажи и тяжелые эмоции изможденных тяжелейшим трудом людей. Когда начальство МОССХа приехало к нему в мастерскую проконтролировать работу, оно было неприятно удивлено увиденным. Назидания были бесполезны: в лице Голополосова функционеры от культуры столкнулись со скалой. С этого момента репрессии по линии МОССХа стали неминуемы.

Вот так, по иронии судьбы сын старого революционера и участник революционных событий Борис Голополосов был выброшен этой революционной властью из художественного процесса и разделил участь многих молодых художников 1920–30-х. Их имена были вычеркнуты из официальной истории искусства. По словам Ольги Ройтенберг, художников этого поколения объединяло прежде всего противостояние «внеличностному началу, авторитарности, рационализму конструктивистов; и могучему натиску в чувственном освоении натуры и велеречивости аллегорических полотен АХР; и романтическому техницизму ОСТа… <…> Чувство времени, страстной сопричастности всему, что в стране, что в народе, объединяло людей, часто несхожих по природе дарования, а то и не знавших друг друга. А ещё их роднило воспитанное учителями сознание, что им предназначено сохранить непрерывность развития художественной культуры» (Цит. по: Панорама искусств, 1981. С. 307).

Живопись Бориса Голополосова не уступает лучшим примерам европейского экспрессионизма. Его картины — остро-драматичные, переполненные чувством страха одиночества. Порой кажется, что их сюжеты — это часть кошмара или игры воспаленного сознания. Ускользающие смыслы, неоднозначность — всё это роднит его живопись с культурой модерна, а нарочитая «бредовость» — с традицией абсурдистов и, быть может, дадаистов. И всё это выражено максимально экспрессивно, т. е. с помощью резких контрастов, смещённых ракурсов и мрачных цветов.

Интересно в этом отношении сравнить работу Бориса Голополосова «Восстание» с картиной немецкого экспрессиониста Георга Гросса «Метрополис» 1917 года. Работа немца выполнена гораздо раньше. И возможно, Голополосов её даже видел. У обеих картин сходная композиционная схема. Обозначен центр, крайне агрессивный по отношению к зрителю: угол сооружения надвигается в упор на зрителя, словно приставленный к горлу нож бандита. На обеих картинах передаётся жуткая атмосфера: на одной картине — город разврата; на другой — город, погрязший в беспорядках и бесчинствах.

По определению историка искусства Александра Балашова, Голополосов — самый-самый «советский экспрессионист». Автор исследований об этом направлении в России говорит, что в его живописных произведениях «живое и болезненное тело художественного языка не препарируется, а разрывается, живопись извергается, показываясь, как напряжённая мышечная ткань». Сюжеты картин Голополосова — пережитые и выстраданные. Работы «Борьба за знамя», «У мавзолея Ленина», «Ленин — вождь мирового пролетариата», «Восстание» он писал как непосредственный свидетель и очевидец революционных событий и процессов становления Советского государства. Другое дело, что отношение и «политические оценки», которые дал для них автор, слишком самостоятельны, небесспорны и далеки от безопасной доктрины соцреализма.

Выставка откроется через месяц. И ценителям искусства можно только позавидовать: нас ждет открытие смелого и самобытного художника, и каждый будет вправе сделать собственные выводы. Зрителям будет интересно разгадывать скрытые смыслы, заложенные в картинах Бориса Голополосова, одновременно с историками искусства.

Экспозиция будет включать около 40 живописных и более 80 графических работ — оригинальных рисунков и гуашей. Кроме того, планируется издание каталога — первого научного издания, посвященного творчеству Голополосова.

Источник: tretyakovgallery.ru  


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20190219_Boris_Golopolosov_Tretyakov_announce.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20190219_Boris_Golopolosov_Tretyakov_announce.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».