Цех живописцев
1926–1930, Москва
Действительные члены и экспоненты: И. О. Ахремчик, Р. Н. Барто, В. Н. Баскакова, Г. А. Башкиров, З. В. Беликович, Н. И. Витинг, А. С. Голованов, Б. А. Голополосов, И. Д. Гончаров, С. Д. Игумнов, В. В. Каптерев, Е. Р. Классон, О. И. Коган, А. А. Копчугов, Л. А. Кузнецов, В. И. Кутузов, К. Ф. Морозов, К. М. Мухин, С. Г. Некрасов, Н. И. Николаев, М. В. Новиков, М. Павлова, В. В. Почиталов, Ю. Г. Ряжский, З. М. Сирвинт, С. С. Стрелков, К. Н. Суряев, Т. Г. Тавадзе, А. А. Фомин, Н. Ф. Фролов, М. А. Целыковский, А. В. Шевченко, Р. Л. Штейнбрехт.
Выставки: 1-я (1926, Москва) — 3-я (1930, Москва)
Общество было основано по инициативе А. В. Шевченко и его учеников по московскому Вхутемасу. Созданию его предшествовали выставка «Цветодинамос и тектонический примитивизм» (12-я Государственная выставка) и 1-я выставка станковых художников, на которой экспонировались ученики Вхутемаса (1923). Эти выставки в дальнейшем рассматривались как первые выставки «Цеха», и выставки непосредственно объединения получили нумерацию с 3-й по 5-ю. В правление общества вошли: А. В. Шевченко (председатель), А. С. Голованов, Б. А. Голополосов, В. В. Каптерев, М. А. Целыковский. Устав был утвержден в 1928-м. Художники провозглашали приоритет станкового искусства и свободу живописных исканий.
1-я (3-я) выставка открылась 19 декабря 1926 в Центральном Доме просвещения в Леонтьевском переулке; участвовало 16 художников, экспонировалось 135 произведений. 2-я (4-я) выставка была открыта 26 февраля 1928 в Доме ученых на улице Кропоткина; участвовало 19 художников, экспонировалось 243 произведения. После выставки из общества вышли его основатели — Р. Н. Барто, Г. А. Башкиров, В. В. Каптерев, З. М. Сирвинт. 3-я (5-я) выставка открылась 30 марта 1930 в актовом зале МГУ на Моховой улице; участвовал 21 художник, было показано 215 работ. Все выставки сопровождались изданием каталогов. Произведения с них приобретались в музейные собрания (Государственной Третьяковской галереи, Государственного музея изящных искусств).
Кроме того, члены Общества отдельной группой участвовали в трех передвижных выставках, устроенных Главискусством Наркомпроса для показа в Москве (1-я, 1929), городах РСФСР (2-я, 1930, Нижний Новгород, Казань, Свердловск, Пермь, Уфа, Самара, Саратов, Пенза), по городам РСФСР и союзных Республик (3-я, 1931, Свердловск, Магнитогорск, Омск, Новосибирск, Кузбасс, Семипалатинск, Алма-Ата, Ташкент, Самарканд, Ростов-на-Дону, Краснодар, Грозный, Новороссийск, совхоз «Гигант», Минск, Смоленск).
Несмотря на стремление ряда художников к отображению революционной и советской тематики (например, на 4-й выставке «Цеха» были показаны живописные работы «Каменщики» и «Восстание» Б. А. Голополосова, на 5-й — «Портрет В. И. Ленина», «Траурный день», «Сражающиеся революционеры», «Бурильщики (Днепрострой)» Б. А. Голополосова, офорты «Пионеры», «Грузчики» Н. И. Витинга и другие), общество постоянно подвергалось критике за аполитичность, увлечение художественными течениями прошлого и оторванность от современности. Критик В. М. Лобанов писал после второй выставки объединения: «Обе выставки говорили о том, что при наличии большого творческого разнообразия всех участников “Цеха” внутренне сближает, кроме их личной одаренности, стремление к чисто живописной выразительности, в жертву которой “цехисты”, без больших раздумий и колебаний, приносят социальную насыщенность и тематическую направленность своих работ. Они не особенно заботятся об их увязке с современностью, их больше увлекает разработка колорита и фактуры, и картина для них только “повод” к тому, чтобы показать зрителям то или иное техническое уменье, раскрыть свои находки в области цвета, тона, гармоний. Для них реализм, содержание являлись важными и нужными постольку, поскольку это не мешало им развертывать их любовь к декоративности, к тому живописному лиризму, который их восхищает у Коро. Художников “Цеха” сближает не верность определенным живописным канонам, а эмоциональная настроенность, почерпнутая, частью, может быть, у их учителя, а частью в той обстановке увлечения достижениями прошлой живописной культуры, которое характеризует вкусы и настроения нашего вузовского художественного молодняка».
В 1930 общество распалось. В 1931 группа членов «Цеха» (З. В. Беликович, Н. И. Витинг, В. И. Кутузов, К. Ф. Морозов, К. М. Мухин, Ю. Г. Ряжский, Р. Л. Штейнбрехт) участвовали в создании объединения работников искусств (ОРИ).
Источники:
1. Лобанов В. М. Художественный группировки за последние 25 лет. М., 1930. С. 144–145.
2. Северюхин Д. Я., Лейкинд О. Л. Золотой век художественных объединений в России и СССР. Справочник. СПб., 1992. С. 332–333.