Эрмитаж открыл выставку «Сокровищница» в Амстердаме
ARTinvestment.RU   04 февраля 2019

В центре «Эрмитаж Амстердам» 2 февраля открылась большая выставка, приуроченная к 10-летию существования нидерландского филиала музея. Представлены более 300 экспонатов, охватывающих 20 тысяч лет развития искусства

Центр «Эрмитаж Амстердам» на набережной реки Амстел за 10 лет своего существования показал более 6 тысяч экспонатов из эрмитажной коллекции, провел 16 масштабных выставок и принял более 3,5 миллиона посетителей. Юбилейная выставка показывает шедевры живописи и скульптуры, прикладного искусства в диалоге друг другом и в то же время демонстрирует уникальные экспонаты по принципу формирования энциклопедических коллекций Эрмитажа за все периоды его существования (императорского — советского — современного) в контексте эволюции искусства. Принципиальное несоблюдение в составе экспозиции единства времени и места создания произведений предоставляет возможность для дискуссий профессионалов и любителей. Зрителям предлагается вникнуть в смысл существования арт-объектов как таковых: в прошлом и настоящем, а также попытаться понять, как может измениться культура в будущем.

Большой раздел выставки — это шедевры эрмитажного собрания в модели сравнений или реминисценций (reminiscentia — воспоминание, припоминание, отзвук, отголосок). 

Среди реминисценций представлены великолепные образцы живописи: «Мадонна с младенцем под яблоней» (конец 1520-х) Лукаса Кранаха Старшего и «Мадонна с младенцем и ангелом» (Madonna delle grazie, 1542) кисти Лоренцо Лотто; «Обнаженная женщина (Донна Нуда)» школы Леонардо да Винчи (XVI в.) и «Обнаженная женщина» Анри Матисса (1908); «Святой Георгий, убивающий дракона» (около 1555–1558) Якопо Тинторетто и русская икона «Чудо Георгия о змие» (первая половина XVI в.); «Завтрак» Диего Веласкеса (около 1617) и «Трапеза в Эммаусе» Якопо да Эмполи Кименти (XVII в.). Рядом размещены гранитная статуя египетского царя Аменемхета III (вторая половина XIX в. до н.э.) и мраморный бюст российской императрицы Екатерины II работы Жана Антуана Гудона (1773); мраморный торс Афродиты римской работы II века (по греческому оригиналу IV в. до н.э.) и бронзовая скульптура «Весна» Аристида Майоля (1910–1911); краснофигурный античный кратер (340–330 гг. до н. э.) и русская ваза-«кратер» из фарфора (1831); серебряное сасанидское блюдо (первая половина IV в.) и майоликовое итальянское блюдо (начало XVII в.); войлочная фигура лебедя пазырыкской культуры (III в. до н.э.) и чучело лебедя «Глупость, стоящая на смерти» (2016), исполненное современным бельгийским художником Яном Фабром; другие выразительные реминисценции (всего 17 пар экспонатов).

Произведения даны в особых отношениях друг к другу: в диалоге исторических эпох, художественных стилей и направлений; сопоставлении общих сюжетов и конкретных деталей; сравнении авторских манер. Интересно рассматривать сходные явления в их различных взаимосвязях; находить общие и отличительные признаки; размышлять о постоянном стремлении к совершенству и вновь возвращаться к вопросу о значении произведений искусства в современном мире, особенно если речь идет о работах признанных мастеров.

Другой раздел выставки представляет энциклопедическое искусство в энциклопедическом музее.

Основа собрания Эрмитажа была заложена Екатериной Великой в 1764 году покупкой значительной коллекции произведений живописи из известной коллекции Иоганна Эрнеста Гоцковского. Кроме картин, Екатерина II приобретала выдающуюся скульптуру, резные камни, редкие монеты; в созданной при императрице Галерее драгоценностей размещались изысканные ювелирные изделия. Собирательство произведений искусства становится делом всей династии российских императоров. Каждый из них, исходя из собственных вкусов и текущих художественных тенденций, внес свой вклад в приумножение одной из лучших сокровищниц Европы.

Многоликие экспонаты, включенные в состав выставки, объединены эпохами, но в комплексе они составляют своеобразную «ленту искусств». Первым по хронологии стал древнейший экспонат из эрмитажной коллекции — палеолитическая женская статуэтка из известняка, или Костенковская Венера, созданная 23 тысячи лет назад, с подчеркнутой атрибутикой плодородия. Не больше ладони, внушающая трепет, она как поразительное создание цивилизации далекого прошлого дает возможность не только вникнуть в доисторические представления о силах природы и магических ритуалах, но и оглянуться в начало начал развития мировой культуры. Среди уникальных произведений предстают бронзовые фигурки животных и людей из Бамборского клада (VI–V вв. до н.э.); редчайший миниатюрный древнеримский сосуд из сардоникса (I в.); великолепная египетская лампа из горного хрусталя (вторая половина X в.) в драгоценной европейской оправе; всемирно известный Фрайбургский крест (последняя четверть XIII в.); роскошное музыкальное бюро с Аполлоном работы знаменитого Давида Рентгена (около 1784); многие другие раритетные экспонаты.

В «кабинетах» размещены уникальные тематические коллекции по принципу представления каждого из 12 научно-хранительских отделов Государственного Эрмитажа. Так, шедевры западноевропейской живописи из коллекции представляют: «Святой Лука, рисующий Мадонну» (XV в.) Рогира ван дер Вейдена, «Поцелуй украдкой» (1787–1788) Жана Оноре Фрагонара, «Портрет Николая Рококса» (около 1621) Антониса ван Дейка, «Закат солнца» (после 1830) Каспара Давида Фридриха, другие картины. В состав экспозиции вошли великолепные графические произведения, исполненные Рембрандтом, Дюрером, Дюмустье. Изделия из серебра, стекла, фарфора, бронзы, камня, предметы мебели, образцы оружия и доспехи, нумизматические памятники рассказывают о богатстве и разнообразии эрмитажного собрания. В состав выставки включен раздел, демонстрирующий современное искусство в музее.

Комиссар выставки — Михаил Борисович Пиотровский, Генеральный директор Государственного Эрмитажа; кураторы и авторы концепции выставки — Ирина Багдасарова, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, и Винсент Буле, куратор выставочного центра «Эрмитаж Амстердам».

Выставку сопровождает иллюстрированный каталог на нидерландском и английском языках.

Источники: hermitagemuseum.org, hermitage.nl



  • 19.04.2019 В «Сокольниках» появится памятный знак Сергею Третьякову 24 апреля 2019 у Главного входа в парк «Сокольники» в честь празднования 140-й годовщины присоединения парка к территории Москвы состоится торжественная церемония открытия памятного знака Сергею Михайловичу Третьякову
  • 15.04.2019 Леонардо опять не настоящий? С сенсационным утверждением об ошибочной атрибуции «Спасителя мира» выступил исследователь Бен Льюис — автор монографии «Последний Леонардо. Тайная жизнь самой дорогой картины в мире»
  • 11.04.2019 Эрик Булатов сделал этикетку для брютов «Абрау-Дюрсо» Классик концептуализма, один из самых дорогих из ныне живущих художников создал дизайн для этикеток белого и красного брюта специальной серии Victor Dravigny русского винного дома «Абрау-Дюрсо»
  • 08.04.2019 В русские музеи собираются вернуть водку Министерство культуры предлагает внести изменения в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта…», чтобы уравнять статус организаций культуры в части возможности продажи алкогольной продукции
  • 28.03.2019 Портрет Пикассо, украденный с яхты саудовского шейха, нашли 20 лет спустя «Портрет Доры Маар», ныне оцениваемый в $25 млн, нашли стараниями арт-детектива Артура Бранда, которого давно окрестили «Индианой Джонсом мира искусства»
  • 19.04.2019 «Боги, люди, герои»: выставка в Эрмитаже из Неаполя и Помпей Сегодня в Манеже Малого Эрмитажа открывается выставка «”Боги, Люди, Герои”. Из собрания Национального археологического музея Неаполя и Археологического парка Помпей», представляющая более 200 шедевров античного искусства
  • 18.04.2019 Музей Рерихов откроется на ВДНХ 27 апреля Филиал Музея Востока будет открыт в отреставрированном павильоне № 13. В постоянной экспозиции можно будет увидеть более 400 произведений Николая и Святослава Рерихов
  • 16.04.2019 Эдвард Мунк в Третьяковской галерее Завтра в Инженерном корпусе Третьяковской галереи откроется для посетителей выставка знаменитого норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка. В экспозиции около 70 живописных и 30 графических работ
  • 29.03.2019 Рим и античность в живописи Татьяны Ян Известный московский художник Татьяна Ян представит свой новый персональный проект Opus incertum в Антикварном центре на Садовом
  • 29.03.2019 «Клад Нарышкиных» вошел в фонды музея «Царское Село» Клад примерно из двух тысяч предметов планируют сделать доступным для широкой публики до конца этого года. Экспонировать его будут полностью — в том крыле дворца, где жил Николай I
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх