Эрмитаж открыл выставку «Сокровищница» в Амстердаме
ARTinvestment.RU   04 февраля 2019

В центре «Эрмитаж Амстердам» 2 февраля открылась большая выставка, приуроченная к 10-летию существования нидерландского филиала музея. Представлены более 300 экспонатов, охватывающих 20 тысяч лет развития искусства

Центр «Эрмитаж Амстердам» на набережной реки Амстел за 10 лет своего существования показал более 6 тысяч экспонатов из эрмитажной коллекции, провел 16 масштабных выставок и принял более 3,5 миллиона посетителей. Юбилейная выставка показывает шедевры живописи и скульптуры, прикладного искусства в диалоге друг другом и в то же время демонстрирует уникальные экспонаты по принципу формирования энциклопедических коллекций Эрмитажа за все периоды его существования (императорского — советского — современного) в контексте эволюции искусства. Принципиальное несоблюдение в составе экспозиции единства времени и места создания произведений предоставляет возможность для дискуссий профессионалов и любителей. Зрителям предлагается вникнуть в смысл существования арт-объектов как таковых: в прошлом и настоящем, а также попытаться понять, как может измениться культура в будущем.

Большой раздел выставки — это шедевры эрмитажного собрания в модели сравнений или реминисценций (reminiscentia — воспоминание, припоминание, отзвук, отголосок). 

Среди реминисценций представлены великолепные образцы живописи: «Мадонна с младенцем под яблоней» (конец 1520-х) Лукаса Кранаха Старшего и «Мадонна с младенцем и ангелом» (Madonna delle grazie, 1542) кисти Лоренцо Лотто; «Обнаженная женщина (Донна Нуда)» школы Леонардо да Винчи (XVI в.) и «Обнаженная женщина» Анри Матисса (1908); «Святой Георгий, убивающий дракона» (около 1555–1558) Якопо Тинторетто и русская икона «Чудо Георгия о змие» (первая половина XVI в.); «Завтрак» Диего Веласкеса (около 1617) и «Трапеза в Эммаусе» Якопо да Эмполи Кименти (XVII в.). Рядом размещены гранитная статуя египетского царя Аменемхета III (вторая половина XIX в. до н.э.) и мраморный бюст российской императрицы Екатерины II работы Жана Антуана Гудона (1773); мраморный торс Афродиты римской работы II века (по греческому оригиналу IV в. до н.э.) и бронзовая скульптура «Весна» Аристида Майоля (1910–1911); краснофигурный античный кратер (340–330 гг. до н. э.) и русская ваза-«кратер» из фарфора (1831); серебряное сасанидское блюдо (первая половина IV в.) и майоликовое итальянское блюдо (начало XVII в.); войлочная фигура лебедя пазырыкской культуры (III в. до н.э.) и чучело лебедя «Глупость, стоящая на смерти» (2016), исполненное современным бельгийским художником Яном Фабром; другие выразительные реминисценции (всего 17 пар экспонатов).

Произведения даны в особых отношениях друг к другу: в диалоге исторических эпох, художественных стилей и направлений; сопоставлении общих сюжетов и конкретных деталей; сравнении авторских манер. Интересно рассматривать сходные явления в их различных взаимосвязях; находить общие и отличительные признаки; размышлять о постоянном стремлении к совершенству и вновь возвращаться к вопросу о значении произведений искусства в современном мире, особенно если речь идет о работах признанных мастеров.

Другой раздел выставки представляет энциклопедическое искусство в энциклопедическом музее.

Основа собрания Эрмитажа была заложена Екатериной Великой в 1764 году покупкой значительной коллекции произведений живописи из известной коллекции Иоганна Эрнеста Гоцковского. Кроме картин, Екатерина II приобретала выдающуюся скульптуру, резные камни, редкие монеты; в созданной при императрице Галерее драгоценностей размещались изысканные ювелирные изделия. Собирательство произведений искусства становится делом всей династии российских императоров. Каждый из них, исходя из собственных вкусов и текущих художественных тенденций, внес свой вклад в приумножение одной из лучших сокровищниц Европы.

Многоликие экспонаты, включенные в состав выставки, объединены эпохами, но в комплексе они составляют своеобразную «ленту искусств». Первым по хронологии стал древнейший экспонат из эрмитажной коллекции — палеолитическая женская статуэтка из известняка, или Костенковская Венера, созданная 23 тысячи лет назад, с подчеркнутой атрибутикой плодородия. Не больше ладони, внушающая трепет, она как поразительное создание цивилизации далекого прошлого дает возможность не только вникнуть в доисторические представления о силах природы и магических ритуалах, но и оглянуться в начало начал развития мировой культуры. Среди уникальных произведений предстают бронзовые фигурки животных и людей из Бамборского клада (VI–V вв. до н.э.); редчайший миниатюрный древнеримский сосуд из сардоникса (I в.); великолепная египетская лампа из горного хрусталя (вторая половина X в.) в драгоценной европейской оправе; всемирно известный Фрайбургский крест (последняя четверть XIII в.); роскошное музыкальное бюро с Аполлоном работы знаменитого Давида Рентгена (около 1784); многие другие раритетные экспонаты.

В «кабинетах» размещены уникальные тематические коллекции по принципу представления каждого из 12 научно-хранительских отделов Государственного Эрмитажа. Так, шедевры западноевропейской живописи из коллекции представляют: «Святой Лука, рисующий Мадонну» (XV в.) Рогира ван дер Вейдена, «Поцелуй украдкой» (1787–1788) Жана Оноре Фрагонара, «Портрет Николая Рококса» (около 1621) Антониса ван Дейка, «Закат солнца» (после 1830) Каспара Давида Фридриха, другие картины. В состав экспозиции вошли великолепные графические произведения, исполненные Рембрандтом, Дюрером, Дюмустье. Изделия из серебра, стекла, фарфора, бронзы, камня, предметы мебели, образцы оружия и доспехи, нумизматические памятники рассказывают о богатстве и разнообразии эрмитажного собрания. В состав выставки включен раздел, демонстрирующий современное искусство в музее.

Комиссар выставки — Михаил Борисович Пиотровский, Генеральный директор Государственного Эрмитажа; кураторы и авторы концепции выставки — Ирина Багдасарова, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, и Винсент Буле, куратор выставочного центра «Эрмитаж Амстердам».

Выставку сопровождает иллюстрированный каталог на нидерландском и английском языках.

Источники: hermitagemuseum.org, hermitage.nl



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх