«Алексей Щусев: наброски будущего» в галерее «Веллум»
ARTinvestment.RU   16 ноября 2018

Выставка организована при участии Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева

«Алексей Щусев: наброски будущего»
27 ноября — 16 декабря 2018
Галерея «Веллум»
Москва, ул. Пречистенка, 30/2, галерейный центр «Артефакт»
Посещение: ежедневно с 12:00 до 20:00

Пресс-показ: 26 ноября с 15:00 до 18:00
Открытие: 26 ноября в 19:00

 

26 ноября галерея «Веллум» открывает выставку «Алексей Щусев: наброски будущего», посвященную практически «невидимой» части творчества выдающегося советского архитектора — его собственноручно выполненным эскизам, наброскам, которые предваряли детальную проработку архитектурных проектов. Экспозиция будет дополнена камерными графическими произведениями художников — современников Щусева, которые работали вместе с ним, были участниками совместных выставок и проектов: Евгения Лансере, Александра Бенуа, Михаила Нестерова, Александры Экстер, Якова Чернихова. Всего на выставке будут представлены около 50 работ из собрания искусствоведа, руководителя галереи «Веллум» Любови Агафоновой, ГМУАР им. А. В. Щусева и частных собраний. В частности, в экспозицию войдут эскизы проектов московского Казанского вокзала и деревянного мавзолея Ленина, эскиз к проекту административного здания на Лубянке, «Дворец Советов. Перспектива» и другие эскизы и кальки Щусева. Творчество Якова Чернихова будет представлено композициями «Супрематическое черчение» 1920-х и композициями «Методы изображений» 1914–1928.

Реализованные проекты А. В. Щусева, как дореволюционные (например, собор Покрова Пресвятой Богородицы Марфо-Мариинской обители и Казанский вокзал), так и советские (здание Наркомзема, гостиница «Москва», станция метро «Комсомольская-кольцевая») прекрасно знакомы любому жителю столицы, а самое известное его произведение — мавзолей В.И. Ленина на Красной площади стал не только лаконичной и величественной гробницей, но и всемирным символом Советского Союза и коммунистической идеи.

Замыслы зодчего воплощали инженеры и строители, рабочие чертежи — рядовые сотрудники проектных мастерских. Поэтому так ценны немногие дошедшие до нас графические листы, выполненные рукой самого Алексея Викторовича. Именно в них в полной мере отражены и творческий поиск, и техническое мастерство выдающегося рисовальщика, и то, что называется образом, не просто попытка воспроизвести облик еще только задуманного здания, но и обращение к чувствам и мыслям тех, кто позже увидит воплощенную постройку.

Блестяще проработанные эскизы Щусева — это своего рода «окна в будущее», попытка предугадать и предложить народу (и конечно, руководству страны) то, как будет выглядеть среда, в которой будут жить и работать грядущие поколения. А в том, что будущее необходимо проектировать, не доверяя его естественному ходу вещей, не сомневался тогда никто. По существу, всякое искусство первой трети ХХ века — это искусство визионерское; более того, это почти всегда «декларация о намерении» создать и правильно оформить Новый Мир.

Диапазон избираемых для этого стилей простирался от авангарда до ретроспекций, и Щусев был готов предложить любой решение, как модернистское, так и обращенное в далекое прошлое, откуда следовало извлечь и применить в дальнейшем все лучшее, что было когда-то создано человечеством.

Как волею обстоятельств, так и благодаря личностным качествам, Алексей Викторович Щусев оказался автором множества реализованных проектов, объединяя вокруг себя художников, декораторов, инженеров, создав собственный «щусевский» стиль, воспринимаемый сейчас и как практически единственное полноценное проявление ар-деко в СССР, и как один из наиболее ярких примеров «сталинского ампира».

Однако в ту же эпоху работали и другие выдающиеся мастера, также занимавшиеся поисками нового языка искусства и новых образов, предлагаемых лучезарному Будущему. Не всем из них довелось стать архитекторами-практиками. Кто-то, как, например, Яков Чернихов, так и остался в основном автором фантастических и изысканных образов-концепций (его альбом «Сто архитектурных фантазий» стал источником идей для многих художников и архитекторов-конструктивистов). Иные предпочли воплощать идеалы модернизма не в жизни, но в сценическом пространстве советских театров, столь востребованном авангардной культурой.

Выставка проектной графики, организованная галереей «Веллум», включающая в себя работы Алексея Щусева, Якова Чернихова, Александры Экстер, — это попытка показать, сколь широким был поиск пространственных образов в эпоху смелых экспериментов и высочайшего творческого напряжения.

Галерея «Веллум»: www.vellum.ru, (495) 776–33–31.

Источник: пресс-релиз галереи «Веллум»


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20181116_vellum.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20181116_vellum.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 24

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх