Art Investment

Выставка Альбера Марке открывается в Пушкинском

Монографическая выставка известного французского художника продлится до начала января 2017 года

В 2015 году крупнейшие музеи мира отмечали 140-летие со дня рождения Альбера Марке. Уже в этом году, в марте — августе, большая выставка «Альбер Марке. Художник остановленного времени» прошла в парижском Музее современного искусства города. ГМИИ им. А. С. Пушкина принимает выставочную эстафету, однако московская экспозиция заметно отличается от парижской: внесенные в нее дополнения позволяют по-новому взглянуть на Альбера Марке и его связь с Россией.

Например, на выставке в ГМИИ представлены материалы о поездке Марке в СССР. Дополняют экспозицию произведения ленинградского объединения «Круг художников», выпускников ВХУТЕМАСа–ВХУТЕИНа 1920-х годов, представителей московской группы «13». Эти авторы в изображении городских пейзажей Москвы и Ленинграда решали пластические задачи, близкие к поискам французского живописца.

Всего в экспозиции представлено 69 работ, сгруппированных по темам: «Марке и фовизм», «Париж Марке», «Путешествия художника», «Марке в России». Среди них 49 полотен самого Марке, а также работы его друзей-фовистов — Андре Дерена («Просушка парусов», 1905), Рауля Дюфи («Регаты», 1907–1908), Мориса де Вламинка («Баржи на Сене», 1905–1906), Анри Мангена («Купальщица», 1906). И наконец, это работы русских художников, испытавших влияние Марке, — Бориса Рыбченкова («Одинокая», 1932; «Окраина. Светлый вечер», 1933), Антонины Софроновой («Каменный мост», 1930; «Балчуг», 1930), Николая Лапшина («Площадь Воровского», 1937; «Мойка. Вид на Красный мост», 1934), Татьяны Мавриной («Мост окружной железной дороги», 1929; «Набережная», начало 1930-х) и Александра Ведерникова («Ленинград. Чернышёва площадь», 1946; «Город зимой», 1936; «Малая Невка», 1930-е).

Альбер Марке формировался как живописец в период расцвета художественной жизни Парижа, на рубеже XIX–XX веков. В ту пору его связывала дружба с Жоржем Руо, Анри Матиссом, Раулем Дюфи и Андре Дереном. Своеобразие и оригинальность манеры Марке заключались в сочетании пластики динамичного, раскованного мазка и гармоничной палитры с гаммой сложных цветовых решений («Берег Сены. Пригород Парижа», 1894–1896; «Мост де ла Турнель», 1902).

Важнейшим средством выражения формы, объема и пространственной глубины служили художнику перспектива и светотень. Марке часто прибегал к контражуру для формирования характерной атмосферности («Обнаженная. Контражур», 1909–1910). Живописец осознанно избегал прямонаправленного света, поскольку не стремился детально изображать помещения или портретные черты. Возможно, логика контражура прочно соотносилась с организацией пространства черным контуром, появившемся в пейзажах Марке с середины 1900-х годов. Во всяком случае, этот острый фовистический прием органично вошел в его живопись именно тогда. Идея фовистов изображать свет и тень цветом нашла поддержку Марке, она же навсегда изменила метод его работы над живописными произведениями. Во время путешествия с Раулем Дюфи в Нормандию он стал писать без подмалевка, красочными плоскостями, активно использовать черный контур и даже форсировать колорит. Изображения объемов, пространственные соотношения цвета и света формировались не слой за слоем, как в академической живописи, а велись практически одновременно на всей поверхности холста.

Марке достигал «атмосферности» среды, выстраивая перспективу не по законам геометрии, а интригуя разницей освещения планов, эффектом зеркальных отражений на поверхности воды. Виды Парижа, открывающиеся с балкона и из окон его мастерской, никогда не надоедали художнику, в парижскую квартиру он стремился как в родную гавань. Первым адресом Марке в Париже была улица Монж, затем он жил на авеню Версаль, а потом сознательно выбирал только мастерские с видами на Сену: на набережных Турнель, Отель-де-Виль, Гран Огюстен, Лувр, Орфевр. Изображения мостов Аршевеше, Турнель, Сюлли и самых любимых — Пон-Нёф и Сен-Мишель определяют сегодня адреса художника и точные датировки его пейзажей («Нотр-Дам. Солнце», 1904; «Вид на Пон-Нёф через Сену. Туман», 1906–1907; «Зимний вид Парижа с мостом Сен-Мишель», 1908–1909; «Мост Сен-Мишель в Париже», 1908).

Марке страстно любил путешествовать. Первые творческие поездки он совершал с друзьями, затем путешествовал много и охотно в одиночестве. А после женитьбы вместе с мадам Марке на своем автомобиле пересекал Францию, Испанию, Северную Африку, Германию, Румынию («Порт в Онфлёре», 1911; «Порт Роттердама», 1914; «Лебединый остров. Эрбле», 1919; «Пальмовое дерево», 1921; «Вид на Сиди-Бу-Саид», 1923).

Пейзажи Марке трудно вписать в контекст эпохи. Ни политика, ни происходившие события не вызывали отклик и прямо не влияли на его искусство. Именно эти обстоятельства, определявшие «вневременность» творчества Марке, свидетельствовали о цельности и самобытности его художественной натуры. Он превосходно передавал состояние атмосферы и освещение, ощущение простора, стремительные перспективы благородную гармонию серых тонов. В работах мастера точность в изображении пейзажа сочетается с обобщением и лаконизмом, отсутствием деталей.

Куратор выставки — заведующая Отделом искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков Ирина Никифорова.

Источник: arts-museum.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20160926_marke.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20160926_marke.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».