«Потерянные ключи» Виктора Пивоварова в ГМИИ имени А. С. Пушкина
Цикл из восьми картин Виктора Пивоварова объединен стилистической игрой с искусством XV–XVI столетий — образами Иеронима Босха, Питера Брейгеля, Лукаса Кранаха, Джованни Беллини
22 марта в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина открывается выставка Виктора Пивоварова «Потерянные ключи».
«Потерянные ключи» — так называется написанный в конце 2015 года цикл живописных произведений Виктора Пивоварова, одного из основоположников московского концептуализма.
Виктор Пивоваров о выставке
Цикл картин «Потерянные ключи» состоит из восьми картин. Все они — реминисценции конкретных и достаточно известных картин авторов XV–XVI веков. Выбор времени обусловлен тем, что именно тогда происходило становление жанра картины в европейском искусстве. В это время картина, во-первых, отделилась от стены (мозаики, фрески), и во-вторых, приобрела содержательную самостоятельность, светскость, формально отделившись от сакральных пространств.
Конкретный же выбор картин обусловлен их необъяснимостью. Современный человек практически не понимает картин старых мастеров, не может их прочесть, потерял к ним ключи. Это и недостаток, поскольку ограничена наша возможность диалога с художниками-мыслителями прошлого, и некоторое преимущество, поскольку дает нам возможность собственной интерпретации.
Что проделывает автор с выбранными картинами? Подобно режиссеру, с полным уважением к первоначальному тексту, ставящему пьесу Шекспира, я сохраняю самое главное открытие ренессансной картины, ее пространство. Именно пространство классической картины я понимаю как основной текст. Это пространство современным языком определяется как пространство окна. Картина понимается как окно, за которым открывается мир. Картина как форма в настоящее время устарела, видимо, именно потому, что наши представления о мире гораздо сложнее и многомернее, чем взгляд, ограниченный рамой окна. Тем не менее я эту устаревшую модель сохраняю, принимаю правила игры в мировоззрение, проверяю, так ли уж устарел взгляд на мир человека XV века. Однако внутри этого пространства классической картины я веду себя как вышеупомянутый постановщик Шекспира. Что-то меняю, какие-то элементы убираю, какие-то добавляю. Может быть, это можно сравнить с работой поэта, использующего устаревшую форму сонета, или современного композитора сочиняющего прелюдии и фуги.
Заброшенные ключи. Если мы осознаем как глубокую потерю невозможность адекватного чтения старых мастеров, то сам феномен потерянных ключей можно использовать как художественный прием. Можно сознательно ключи, раскрывающие содержание картины «забросить в траву», дать возможность зрителю самому активно участвовать в интерпретационном творчестве. В нашем мире так мало свободы, что было бы хорошо, если бы оставалась открытой хотя бы возможность свободно понимать и толковать искусство.
1. Меланхолия
Знаменитая гравюра Дюрера «Меланхолия» датирована 1514 годом. Спустя 14 лет, в 1528 году Лукас Кранах Старший по мотивам этой гравюры пишет свою живописную версию «Меланхолии». В Европейских музеях находится по меньшей мере четыре «Меланхолии» Кранаха. Все разные. Та, что вдохновила автора, в Музее в Кольмаре.
Кранах оставляет только некоторые аллегории и символы дюреровской гравюры. Его собственная гениальная находка — образ девушки, строгающей прутик. Это механическое, мы бы сказали «тупое», строгание прутика — сильнейшая эмоциональная метафора печали и опустошенности. Минуя утраченные нами аллегорические значения, она действует непосредственно и более чем понятна современному человеку.
Моих режиссерских вторжений в композицию несколько, но главное — обнажение фигуры. Раздевая своих героев, я снимаю вместе с их одеждами момент историчности, приближаю их нам. Обнаженное тело вне времени. Этот прием я использую и в других картинах серии.
2. Мыслитель
Образцом для интерпретации стала в данном случае одна из четырех картин Джованни Беллини 1490 года, известных в истории искусства под общим неопределенным названием «Четыре аллегории». Ключи для понимания настолько потеряны, что конкретно та картина, от которой я отталкивался, имеет двойное название — «Ложь (Мудрость)». Выбирай что хочешь.
В моем исполнении интригующая неясность остается и используется сознательно, как способ дополнительного драматического напряжения.
3. Два зеркала
Картина, которая меня вдохновила, называется «Колдовство любви». Эта одна из самых прекрасных картин эпохи Возрождения находится в Музее изобразительных искусств в Лейпциге. Если в случае с Беллини потеряны смыслы, то в случае «Колдовства любви» потерян автор. Автор неизвестен. Известно только, что это работа прирейнского мастера 1470–80 годов.
Помимо пространства картины, я сохраняю от оригинала только центральную фигуру, которую мне даже не пришлось раздевать. Остальное — аист, горностаи, атлетический горбун или карлик с зеркалом, мужская лежащая фигура, золотая драпировка — все привнесенное.
В картине два зеркала: одно, которое держит девушка, — как мы видим сами себя, второе, которое держит атлетический карлик, — как видят нас другие.
4. След улитки
«След улитки» написан по мотивам картины Брейгеля 1562–66 годов «Безумная Грета». Подобно тому, как Кранах находит инспирацию у Дюрера, так Брейгель пишет свою «Безумную Грету» под очевидным влиянием фантасмагорий Босха. Сюжет картины заимствован из народной нидерландской легенды о сумасшедшей старухе, отправившейся в Ад в поисках своей украденной сковородки.
В своей версии я очень свободно использую только главную мысль Брейгеля, образ обезумевшей женщины, символизирующей деструкцию и самоуничтожение, но сдвигаю при этом внимание на ничтожно малое, на ползущую в противоположном направлении улитку.
Приоткрываю собственный способ рефлексии: речь идет о двух временах в одном пространстве — времени самоубийственной катастрофы и времени улитки.
5. Автопортрет в юности
У Кранаха есть несколько портретов кардинала, политика и мецената Альбрехта Бранденбургского. Один из них, 1526 года, представляет Альбрехта в виде святого Иеронима. И тут не обошлось без влияния Дюрера, знаменитой его гравюры «Св. Иероним в келье».
В самом начале своего художественного пути я написал автопортрет в духе Дюрера и Кранаха, с мирно дремлющим львом, животными и птицами. Эта наивная и неумелая картина не сохранилась. Сейчас я, на волне новой влюбленности в Кранаха, решил повторить этот опыт, вооруженный опытом многих лет живописной работы. Поэтому картина называется «Автопортрет в юности».
Сзади на стене можно увидеть изображение моей картины 2007 года «Красный круг».
Здесь уместно сказать несколько слов о живописи драпировок. В картинах мастеров Готики и Возрождения всё до последней ничтожной детали имеет свое символическое значение. Разумеется, и цвета одежды, покрывал и занавесок. Единственное, что не имеет никакой символической нагрузки, это складки тканей. А именно им художники Северного Возрождения уделяли исключительное внимание. Можно сказать, состязались друг с другом в искусстве живописи драпировок. Похоже, понимали это искусство как чистую, несимволическую музыку.
В своем автопортрете я попробовал присоединиться к их состязанию.
6. Философская собака
От исходного образца, картины Кранаха, изображающей младенца Христа и младенца Иоанна-крестителя, почти ничего не осталось. Только обрывающийся край земли, под которым копошится преисподняя.
Картина изображает двух философов: эпикурейца, наслаждающегося жизнью, и стоика, его осуждающего. И собаку между ними, единственную, кто видит левитирующую миску.
Сократ считал собаку философским животным. На своем личном опыте я убедился в его правоте.
7. Любовное свидание
Подобно тому, как в программной симфонии отдельные части все вместе составляют единый концептуальный текст, так и цикл «Потерянные ключи» представляет собой единое драматическое целое. Последние две картины есть кульминации этого целого. Если оставаться у сравнения с симфонией, то особенность цикла в том, что у него два финала. Первый — картина «Любовное свидание». Написана она по мотивам многочисленных маленьких картин Кранаха, изображающих чаще всего старцев, соблазняемых своднями, девицами легкого поведения или похотливыми старухами. Все эти картины носят откровенно фривольно-сатирический характер.
Ничего такого в моей версии нет. Наоборот, моя любовная встреча экстатически возвышенна. И именно таким мне представляется первый финал цикла.
Оставляя зрителю полную свободу интерпретаций, не могу не обратить его внимания на то, что единственный раз в целом цикле мой герой одет, причем одет в современную одежду. А девушка одета наполовину, и одета «по-старинному». Таким образом, помимо всего прочего, можно прочесть эту картину как любовную встречу прошлого с настоящим. Такое прочтение соответствовало бы духу и содержанию всего цикла.
8. Притча о выеденном яйце
Первоисточником является знаменитая картина Брейгеля 1567 года, которая в не совсем точном русском переводе звучит как «Страна лентяев». Специалисты считают ее политической сатирой, но современный человек воспринимает ее скорее как гимн блаженной лени. Совсем в духе эссе Малевича «Лень как действительная истина человечества».
В моей интерпретации нет ни сатирического аспекта, ни «блаженного». «Притча о выеденном яйце» замыкает цикл «Потерянные ключи», возвращаясь к теме, назначенной в самом начале, к «Меланхолии». Только момент опустошенности (выеденное яйцо) звучит тут как доминирующая тема. Так, в резком контрасте с предыдущим финалом, звучит финал второй.
В своем амбивалентном единстве они завершают весь цикл.
***
Выставка в ГМИИ им. А. С. Пушкина является параллельным проектом выставки Виктора Пивоварова «След улитки», которая будет представлена в Музее современного искусства «Гараж». Это первый за 12 лет ретроспективный показ творчества художника в Москве, объединяющий более 100 работ: от ранних произведений середины 1970-х годов до живописных циклов, созданных в последние годы. Выставка «След улитки» открыта с 17 марта до 18 июня 2016 года.
Источник: пресс-релиз ГМИИ имени А. С. Пушкина
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20160315_pivovarov.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20160315_pivovarov.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.