«Бал в Мулен де ла Галетт» Ренуара привезли в Эрмитаж
Сегодня в Главном штабе в рамках серии «Шедевры музеев мира в Эрмитаже» открывается выставка одной картины — «Огюст Ренуар «Бал в Мулен де ла Галетт». Из Музея Орсэ, Париж»
Сегодня в залах Главного штаба в рамках серии «Шедевры музеев мира в Эрмитаже» открывается выставка одной картины — «Огюст Ренуар “Бал в Мулен де ла Галетт”. Из Музея Орсэ, Париж».
«Бал в Мулен де ла Галетт» — крупная и самая многофигурная композиция мастера, над которой он работал в течение всего лета 1876 года. Мулен де ла Галетт (Галетная мельница), расположенная на вершине Монмартра, в середине 1870-х годов служила основным центром воскресного досуга для местной молодежи. Ренуар писал этот «дансинг» на пленэре, прямо под открытым небом, захваченный истинно народной атмосферой развлечений.
Младший брат художника, Эдмон Ренуар, в 1879 году так описывал работу Ренуара над «Балом»: «Он поселился там на полгода, перезнакомился со всем тамошним мирком и его особой жизнью, которой не передали бы никакие натурщики, и, вжившись в атмосферу этого популярного кабачка, с ошеломляющим подъемом изобразил царящую там бесшабашную суматоху».
Выбор темы был в огромной степени предопределен обстоятельствами жизни Ренуара на Монмартре. В это время художник близко общался с группой молодых живописцев — завсегдатаев кафе «Новые Афины». Все они с удовольствием соглашались позировать Ренуару, принимали участие в привлечении натурщиков, ухаживали за местными девушками. Для них это был спектакль, своего рода хэппенинг, и Ренуару оставалось только слету схватывать позы.
Благодаря биографу Ренуара Жоржу Ривьеру, мы знаем некоторых участников сцены «Бала». Так, композиционный центр картины образует яркая пара — Маргерит Легран (Марго) и высокий, с иголочки одетый джентльмен в цилиндре. И если Марго простая натурщица для многих полотен Ренуара, то её партнер — кубинский живописец испанского происхождения Дон Педро Видаль де Соларес-и-Карденас, всегда церемонный и сдержанный. Ренуар прекрасно знал, какой эффект произведет на публику соединение мягкой сдержанности воспитанного Дона и бесшабашного аллюра Марго.
«Бал в Мулен де ла Галетт» являет небывалый прежде параллелизм действия. Люди разговаривают, двигаются, танцуют. Но одновременно танцует и свет, зажигая блики и цветные рефлексы. Ренуар был поглощен этим живым светом — главным синонимом современности в живописи того времени. Прием «рваного» света Ренуар открыл годом раньше в «Этюде» обнаженного торса в окружении зелени, а весной 1876 года применил его в «Качелях» (Музей Орсэ, Париж).
Уникальность представленной картины также в том, что впервые столь большая многофигурная и сложно построенная композиция была полностью написана на пленэре. Импрессионисты, как никто до них, были чувствительны к градациям света, и Ренуар хотел завершить «Бал в Мулен де ла Галетт» летом, до того как начнет меняться характер солнечного освещения. В общей сложности исполнение заняло не менее трех месяцев, с конца мая до конца августа. Художник приходил в Мулен после трех и уходил, когда спадало дневное веселье, после шести. Теплый летний колористический регистр подчинил себе все параметры живописи «Бала». Летние сеансы продвигались споро, работа его «заводила», и, всматриваясь в детали «Бала в Мулен де ла Галетт», нельзя не почувствовать быстрого, уверенного бега кисти.
Однако и публика, и критика далеко не сразу оценили своеобразие картины. На Третьей выставке импрессионистов в 1877 году, где картина была показана впервые, ее, в сущности, не заметили. «Бал» начал привлекать настоящий интерес лишь спустя двадцать лет, после того как появился в экспозиции Люксембургского музея, побуждая Анри де Тулуз-Лотрека и юного Пабло Пикассо создавать собственные вариации.
«Бал в Мулен де ла Галетт» чрезвычайно редко покидает свое место в парижском музее. В рамках обмена самого высокого уровня в Орсэ будет представлен эрмитажный триптих Пьера Боннара «У Средиземного моря» (1911).
К выставке Редакционно-издательским отделом Государственного Эрмитажа подготовлена книга «Огюст Ренуар. Бал в Мулен де ла Галетт. Из Музея Орсэ, Париж». Куратор выставки — Альберт Григорьевич Костеневич, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства.
Источник: hermitagemuseum.org
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20150318_renoir_hermitage.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20150318_renoir_hermitage.html
© artinvestment.ru, 2025
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.