Выставка Владимира Яковлева в МАММ
МАММ представляет персональную выставку Владимира Яковлева «Бывает сон как зренье…», посвященную 80-летию со дня рождения художника. Открытие 2 декабря
2 декабря в московском Мультимедиа Арт Музее открывается персональная выставка Владимира Яковлева «Бывает сон как зренье…», посвященная 80-летию со дня рождения одного из самых ярких представителей советского неофициального искусства. Выставка включает около восьмидесяти работ 1950–90-х годов, а также фотографии и архивные документы из собрания Фонда художника Владимира Яковлева.
Владимир Яковлев (1934–1998) — одна из самых светлых и вместе с тем трагических фигур неофициального искусства. Крупнейшие художники советского неофициального искусства — Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Владимир Янкилевский, Владимир Немухин, Дмитрий Плавинский, Михаил Гробман — с огромной теплотой пишут о творчестве Яковлева, а поэты — Геннадий Айги, Генрих Сапгир, Игорь Холин и другие — посвящают ему стихи. Название выставки — «Бывает сон как зренье…» — цитата из стихотворения Геннадия Айги «К портрету работы Владимира Яковлева» (1965).
Яковлев происходил из семьи «возвращенцев» с Запада. Его дед Михаил Николаевич — замечательный художник-импрессионист, представленный в коллекции Третьяковской галереи, большую часть жизни провел в Западной Европе, и на выставке в МАММ будет представлено несколько его работ. В 1930-е годы Михаил Яковлев «по идеологическим соображениям» вернулся в СССР с женой-бельгийкой и сыном Игорем (отцом Владимира Яковлева) — молодым инженером, выпускником брюссельского университета.
Владимир Яковлев родился в 1934 году в городе Балахне Горьковской области. Из-за войны, эвакуации и болезней он окончил только шесть классов школы. Уже в 1949 году, в возрасте 15 лет, он начал работать ретушером, фототекарем и фотографом в издательстве «Искусство» и, конечно, впитывал в себя все, что видел и читал там.
Свой стиль и свою дорогу в искусстве Яковлев находит в конце 1950-х годов — после того как в Москву приезжает знаменитая выставка Пабло Пикассо (ГМИИ им. А. С. Пушкина, 1956) и выставка современного западноевропейского и американского искусства, проходившая в рамках VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов (1957). Именно тогда происходит встреча Яковлева с творчеством Пикассо, которое оказало на него мощнейшее воздействие. В частности, под влиянием Пикассо — и сам Яковлев прямо говорил об этой взаимосвязи — в живописи и графике Яковлева появляется мотив кошки с птицей. Сейчас та самая картина Пикассо «Кошка, схватившая птицу» (1939), которую Яковлев видел в Москве, находится в постоянной экспозиции Национального музея Пабло Пикассо (Париж). На выставке в МАММ можно будет увидеть графические работы Пикассо из собрания парижского музея с тем же мотивом — в частности, «Кошку, пожирающую петуха» (1953).
Вступив в диалог с мировыми художниками ХХ века, переосмысляя в своих произведениях огромные пласты художественной культуры (футуризм, кубизм, импрессионизм, пуантилизм), Яковлев показал себя достойным и самостоятельным собеседником. «Прохаживаясь по истории модернизма и создавая произведения в духе Пауля Клее, Рене Магритта, Жоржа Сера, Амедео Модильяни, Джексона Поллока и Пабло Пикассо, Яковлев удивительным образом не впадает в подражание. Книга (в данном случае — история искусства) лишь повод для нового высказывания», — пишет художник Гриша Брускин в эссе, посвященном 80-летнему юбилею Яковлева. Сходным образом об индивидуальности Яковлева говорил и художник Владимир Янкилевский: «Яковлев <…> являет собой классический пример художника-одиночки, подтверждая, что все достижения искусства — это достижения одиночек, а не школ и направлений».
Уже в 1960-е годы работы Яковлева собирали крупнейшие частные коллекционеры: Георгий Костаки, Евгений Нутович, Игорь Санович, Леонид Талочкин и другие. С конца 1960-х работы Яковлева представлены в музеях и галереях Европы и Америки, тогда как официальное признание его таланта в СССР произошло только в годы перестройки и позже.
Вследствие перенесенного в юности тяжелого заболевания (по другой версии — из-за занятий боксом, которым Яковлев некоторое время увлекался) к концу 1970-х годов Яковлев почти полностью потерял зрение, но продолжал работать. «… Он смог увидеть очень важные вещи, которые замечал далеко не каждый полноценно видящий человек. Яковлев приспособился, что ли, к своему болезненному зрению и выработал свое собственное, “внутреннее” видение, компенсировавшее физический недостаток», — вспоминает Янкилевский.
После смерти матери в 1984 году художник провел четырнадцать лет (с небольшими перерывами) в психоневрологическом интернате № 30. Там же 10 октября 1998 Владимир Яковлев умер.
Поэту Геннадию Айги принадлежит очень точное определение личности Яковлева — «высокотрагедийная личность уровня Ван Гога». В своих воспоминаниях Айги также сохранил для нас и слова самого Владимира Яковлева об искусстве и смерти: «Он говорил, что искусство — средство преодоления смерти. Он говорил об этом невероятно, фантастично, тонко и необычайно диалектично, парадоксально. Разговор этот меня по своей экзистенциально-трагически-мучительной глубине буквально потряс. Я запомнил только одну фразу: “Искусство — это стаканом по голове”».
Помимо живописных и графических работ Владимира Яковлева, в экспозицию выставки «Бывает сон как зренье…» вошло то немногое, что сохранилось со времени его увлечения фотографией и было сохранено Ольгой Игоревной Яковлевой, сестрой художника. Кроме того, на выставке демонстрируется фрагмент из фильма «Черный квадрат» (1988), в котором звучит живой голос Владимира Яковлева.
Выставка подготовлена в сотрудничестве с Фондом художника Владимира Яковлева, Фонд был основан в 1999 году друзьями художника и занимается изучением и популяризацией его творчества. Фонд организовал несколько выставок и изданий, посвященных творчеству Яковлева, собрал обширный архивный материал и создал серьезную информационную базу для изучения наследия художника.
К выставке приурочено издание альбома «Бывает сон как зренье...» / Сост. Александр Кроник. М.: Сканрус, 2014. 160 стр.
Источник: пресс-релиз МАММ
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20141128_yakovlev.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20141128_yakovlev.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.