В Лондонской Национальной Галерее открылась выставка Леонардо да Винчи
ARTinvestment.RU   10 ноября 2011

Впервые британской столице показывают 9 живописных произведений гениального художника эпохи Ренессанса, которые привезли из крупнейших мировых музеев, а также рисунки из Королевской коллекции произведений искусства

Вчера в Лондонской Национальной галерее открылась выставка «Леонардо да Винчи: придворный живописец миланского двора», которая продлится до 5 февраля 2012 года. Национальная галерея впервые собрала вместе 9 живописных произведений великого Леонардо и дополнила их рисунками мастера из Королевской коллекции произведений искусства. Как пишет британская Telegraph, все произведения на выставке защищены армированным стеклом, однако газета отмечает, что повреждение или кража какой-либо работы великого художника, если таковые произойдут, могут обойтись британским налогоплательщикам в 1,5 миллиона фунтов.

Выставка представляет лондонским зрителям произведения, созданные Леонардо да Винчи за время его восемнадцатилетней службы придворным живописцем при Миланском дворе герцога Лодовико Мария Сфорца в 1480–90-х годах. Леонардо, который был не только живописцем, но также инженером, изобретателем и архитектором, за свою жизнь создал лишь около 20 живописных полотен, названия которых, такие как «Мона Лиза» и «Тайная вечеря», в большинстве своем у всех на слуху.

До наших дней дошло лишь 15 живописных работ да Винчи. Национальная галерея, благодаря усилиям куратора выставки Люка Сайсона (Luke Syson) и своего директора Николаса Пенни, смогла собрать в своих залах 9 картин, таким образом, лондонская выставка стала крупнейшей за всю историю «встречей» живописных творений Леонардо со времен легендарной миланской ретроспективы 1939 года. Восемь работ да Винчи привезены из известных зарубежных музеев, и большую часть из них никогда ранее не показывали в Великобритании.

Сайсон начал организацию выставки в 2007 году, а когда в мае была оглашена дата ее открытия, куратор объявил, что ему удалось добыть для экспозиции 7 работ художника. Позже к этому списку добавились еще две картины: 6 июля Национальная галерея подтвердила, что в выставке примет участие картина «Спаситель мира», авторство которой удалось установить лишь минувшим летом. Работа стала первым за столетие признанным учеными открытием нового произведения Леонардо. Тремя неделями позднее поступила информация о том, что администрация Лувра дала согласие предоставить на выставку «Мадонну в скалах».

Куратор выставки Люк Сайсон, заведующий отделом созданной до XVI века живописи Италии, — уважаемый и авторитетный специалист международного уровня. В следующем январе он должен занять пост главы отдела европейской скульптуры и декоративно-прикладного искусства в нью-йоркском музее Метрополитан. Новаторство идеи, предложенной им, состояло в том, чтобы сосредоточиться именно на миланском периоде творчества Леонардо.

Национальной галерее пришлось найти особый подход к каждому из музеев, с которыми нужно было вести переговоры о предоставлении картин для выставки. В некоторых случаях договорились об обмене: работа Карло Кривелли (Carlo Crivelli) отправится в Эрмитаж, полотно Алессандро Боттичелли (Alessandro Botticelli) — в Амброзианcкую библиотеку, а рисунок Леонардо — в Лувр. В других случаях владельцы работ, предоставив их для выставки, рассчитываются за щедрость, проявленную Национальной галереей в отношении «проката» картин ранее. Краковский музей Чарторыйских стал единственным учреждением, который получил деньги за показ принадлежащей ему работы да Винчи. В переговорах по поводу картин — участниц выставки, состав которых был одобрен попечительским советом галереи, самым активным образом участвовал директор Национальной галереи Николас Пенни (Nicholas Penny).

В свою очередь, Люк Сайсон договорился с Королевской коллекцией произведений искусства, которой принадлежит значительнейшая коллекция рисунков Леонардо, об их участии в экспозиции. Искусствоведы Виндзорского дворца поддержали экспозицию из музеев — хозяев работ Леонардо, предоставив эскизы к приехавшим со всего мира живописным полотнам гения и другие графические работы.

Получившаяся в итоге выставка станет самой дорогостоящей из проходящих в Лондоне в этом году. Это отразилось и на финансировании Национальной галереи: в 2011–2012 годах оно составило 3,3 миллиарда фунтов, на 1,5 миллиарда выше предыдущей суммы бюджетных средств, полученных музеем.

Успех переговоров об участии в выставке картин Леонардо — это радостная сторона дела, однако у экспертов были и есть сомнения в возможности обеспечить должную сохранность экспонатов. Мартин Кемп (Martin Kemp), ведущий британский специалист по творчеству Леонардо, поделился своей обеспокоенностью относительно приезда на выставку из Лувра «Мадонны в скалах» — произведения, которое и без того находится не в очень хорошем состоянии. Не порадовало Кемпа и желание Национальной галереи ответить на этот жест Лувра отправкой во Францию одного из принадлежащих ей рисунков Леонардо. Эксперт рассказал, что еще несколько лет назад святотатством показалась бы даже идея переместить рисунок в другой музей в пределах Лондона.

Ожидается, что выставка, которую смогут посетить около 300 тысяч человек, вызовет громадный интерес, ведь она предоставляет уникальный, возможно единственный в жизни шанс и для рядовых любителей искусства, и для специалистов увидеть такое множество работ Леонардо за один раз.

Помимо «Спасителя мира», в выставке принимают участие следующие произведения:

Мадонна с младенцем (Мадонна Литта). 1490–1492. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Картина была куплена Государственным Эрмитажем в 1865 году у миланской семьи Литта. В 1962 году работа посетила Париж и Москву, в 1990-м — Милан и Мадрид, а не так давно, в 2003–2004 — Рим и Венецию. В последний раз полотно реставрировалось в 1953 году: тогда его перенесли с доски на холст.

В обмен на работу Леонардо Национальная Галерея предоставит Эрмитажу работу Карло Кривелли (Crivelli) «Благовещение со Святым Эмидием», написанную в 1486 году.

«Мадонна Литта» будет демонстрироваться в Лондоне как произведение, полностью написанное Леонардо, — именно так полагает искусствовед из Эрмитажа Татьяна Кустодиева. Другие эксперты считают, что эта работа частично выполнена ассистентом Леонардо.

Портрет неизвестной (Прекрасная Ферроньера). 1492–1494. Лувр, Париж

Работа Леонардо, известная как «Прекрасная Ферроньера», была приобретена Лувром в 1793 году. В первый раз она покинула стены музея лишь в прошлом октябре. Правда, уезжала красавица недалеко: она посетила выставку «Франция 1500» в парижском Гран Пале. Во многом благодаря хорошим отношениям Лувра и Национальной галереи лондонская выставка Леонардо смогла стать первым заграничный вояжем этой работы да Винчи.

Люк Сайсон полагает, что на этой картине Леонардо изображена Лукреция Кривелли (Lucrezia Crivelli), ставшая любовницей герцога Сфорца после Чечилии Галлерани, изображенной на картине «Дама с горностаем». Небольшие реставрационные работы, включавшие удаление покрывавшего картину старого лака, были проделаны в 1952 году.

Блаженный Иероним. 1488–1490. Пинакотека, Ватикан

«Блаженный Иероним» за последние годы посетил Нью-Йорк (1983, 2003), Токио (1993), Бонн (1998), Флоренцию (2006), Атланту и Лос-Анджелес (2009–2010). Люк Сайсон и его коллега Рейчел Биллинге (Rachel Billinge) изучили подготовительный рисунок к работе и пришли к выводу, что она была написана в конце 1480-х годов, а не в начале, как считалось ранее. В последний раз неоконченное произведение реставрировалось перед поездкой на выставку 1993 года в Токио.

Мадонна с веретеном. 1501 или позднее. Принадлежит 10-му Герцогу Бакклью и Фонду наследия семьи Бакклью

Картина «Мадонна с веретеном» в 1939 году участвовала в ретроспективе Леонардо в Милане, после чего на время Второй мировой войны «застряла» в Италии, и отправилась обратно к своему владельцу лишь в 1945-м. 27 августа 2003 года неудачливый шедевр был похищен из фамильного замка герцогов Бакклью Драмленриг-Касл, находящегося к югу от Глазго, однако в октябре 2007 года вновь возвращен владельцу. С января 2008-го на основании долгосрочного займа произведение экспонируется в Национальной галерее Шотландии.

Люк Сайсон полагает, что работу над картиной начал сам Леонардо, однако он успел написать лишь персонажей и расположенные на переднем плане скалы. Неизвестный флорентийский художник завершил полотно, вероятно, уже после смерти Леонардо в 1519 году.

Другая версия произведения, известная как «Лэнсдаунская Мадонна», некоторыми учеными считается оригиналом произведения. В настоящее время «Лэнсдаунская Мадонна» принадлежит частному коллекционеру из Нью-Йорка. Работа в этом году экспонировалась в Институте искусств Чикаго (Art Institute of Chicago), а не так давно была отправлена во Флоренцию на исследование.

Портрет Чечилии Галлерани (Дама с горностаем). 1489–1490. Фонд князей Чарторыйских, Краков

Изначально эта работа Леонардо должна была стать центральным полотном лондонской выставки. Картина, купленная князем Адамом Ежи Чарторыйским в 1800 году, в 1940-м досталась нацистам, а в 1945-м была обнаружена американскими военными и возвращена краковскому музею семьи Чарторыйских. Польская ассоциация историков искусства оценила произведение в 300 миллионов евро. Знаменитый портрет в 1972 году посетил Москву, а в 1992-м — Вашингтон. В 1993 году он побывал в Мальмё и Стокгольме, в 1998-м — в Риме, Милане и Флоренции, в 2001–2002 в Киото, Нагое и Йокогаме, в 2002–2003 совершил турне по Америке, посетив Милуоки, Хьюстон и Сан-Франциско, в 2009-м отправился в Будапешт, в этом году побывал в Мадриде и Берлине.

Такие активные поездки картины вызывают тревогу специалистов: по их словам, живописные произведения, выполненные на дереве, должны как можно реже перемещаться с места на место.

Мария Остерва-Чекай (Maria Osterwa-Czekaj), заместитель главы Фонда князей Чарторыйских, подтвердила, что Национальная галерея выплатила некую сумму за право показать картину, не уточнив, впрочем, ее размера.

Национальная галерея редко когда рассчитывается деньгами за произведения, предоставленные ей другими музеями, и никогда не берет плату, когда одалживает свои картины. В данном случае заем «Дамы с горностаем» в рамках спонсорской программы профинансировал банк Credit Suisse.

Приезд «Дамы с горностаем» в Лондон чуть было не сорвался из-за протеста польских искусствоведов и реставраторов против перемещения картины. Януш Чоп (Janusz Czop), главный хранитель Национального музея в Кракове (частью которого является Музей Чарторыйских), был среди выразивших обеспокоенность по этому поводу. В результате Национальной галерее пришлось обратиться к министру культуры Эду Вэйзи (Ed Vaizey), который связался с министром культуры Польши, и только после этого вопрос о приезде «Дамы с горностаем» в Лондон был окончательно урегулирован. Польская сторона, чтобы успокоить своих искусствоведов, пообещала, что до 2022 года картина больше никуда не поедет.

Героиня картины Чечилия Галлерани (Cecilia Gallerani) была любовницей герцога Лодовико Сфорца (Ludovico Sforza) в конце 1480-х годов. Работа в последний раз реставрировалась в 1956 году.

Портрет музыканта. 1485–1488. Амброзианская библиотека, Милан

В этом году «Портрет музыканта» впервые покинул Италию — для участия в Лондонской выставке. В Амброзианской библиотеке картина находится приблизительно с 1671 года. После Второй мировой войны работа лишь однажды выезжала из Милана: в прошлом декабре она экспонировалась в комплексе Капитолийских музеев Рима. Национальная галерея, чтобы «расплатиться» с Амброзианой, предоставит ей «Мистическое Рождество» Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli), написанную в 1500 году. В паре с принадлежащей Амброзиане работой Боттичелли «Мадонна под балдахином», созданной в 1490-е годы, «Мистическое Рождество» покажут этой зимой.

«Портрет музыканта» в последний раз реставрировался в 1904 году, тогда с работы был удален значительный слой позднейших добавлений. Люк Сайсон полагает, что моделью для этого произведения Леонардо послужил его знакомый Аталанте Мильоретти (Atalante Miglioretti), певец и мастер, изготовлявший музыкальные инструменты.

Мадонна в скалах. 1491–1508. Национальная галерея, Лондон

Это единственное произведение Леонардо, принадлежащее Лондонской Национальной Галерее. Оно было приобретено в Милане в 1880 году за 9 тысяч фунтов. Реставрационные работы проводились в 1949 и 2009 годах, тогда специалисты сняли с произведения слой поблекшего лака. Считалось, что персонажи написаны самим Леонардо, а пейзаж — его учениками, однако, согласно данным новых исследований, пейзаж также был написан самим художником. Не так давно полотно переодели в новую, точнее, старую итальянскую раму, относящуюся к тому же периоду, когда была создана сама работа. «Мадонна в скалах» написана на дереве, из-за чего очень хрупка; ранее работа никогда не покидала стен галереи.

Мадонна в скалах. 1486. Лувр, Париж

Первый авторский вариант «Мадонны в скалах» находится во французской королевской коллекции произведений искусства с 1625 года (в здании Лувра — с 1830-го).  Работа никогда ранее не предоставлялась на выездные выставки. Люк Сайсон давно мечтал показать произведение в Лондоне вместе со вторым вариантом картины, однако французские специалисты поначалу воспротивились поездке луврской «Мадонны» в столицу Великобритании. В итоге картине, которая была перенесена на холст в 1806 году, все-таки разрешили поездку в Лондон, однако, скорей всего, больше она уже никогда не покинет стен родного музея. Состояние «Мадонны в скалах», принадлежащей Национальной галерее, которая так и не была перенесена с дерева на холст, также оставляет желать лучшего. Так что лондонская встреча двух «Мадонн», возможно, станет единственной возможностью для исследователей непосредственно сопоставить два произведения.

Взамен Национальная галерея пообещала Лувру рисунок Леонардо с изображением Мадонны с Младенцем и Святой Анной (1499–1500), приобретенный у королевской Академии художеств в 1962 году. Хранители рисунков Национальной галереи обследовали рисунок и признали его годным для транспортировки. Рисунок будет экспонироваться в Париже с созданным на его основе полотном «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом» с 29 марта по 25 июня 2012 года.

Онлайн-версия Telegraph сообщила, что в связи с открытием выставки Британию захлестнула настоящая лихорадка. Билеты на экспозицию распроданы до конца декабря, а прошедшая во вторник торжественная церемония открытия транслировалась в 40 переполненных кинотеатрах по всей стране, а также по телевидению.

Вчера с самого утра очередь на выставку растянулась на всю длину Трафальгарской площади. Помимо уже практически распроданных предварительных билетов, каждый день в кассах музея будет продаваться еще по 500 штук. Чтобы избежать столпотворения, галерея ограничила число посетителей до 180 человек в течение каждых 30 минут (обычно эта цифра составляет 230).

Источник: theartnewspaper.com, telegraph.co.uk, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20111110_leonardo.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20111110_leonardo.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх