«Париж из окна: Марк Шагал и его круг» в Филадельфии
ARTinvestment.RU   01 мая 2011

Большая выставка произведений Марка Шагала, а также Амедео Модильяни, Хаима Сутина, Жака Липшица, Ханы Орловой и Моисея Кислинга проходит в Филадельфийском музее искусств

В Филадельфийском музее искусств проходит выставка произведений «Париж из окна: Марк Шагал и его круг». Экспозицию составили в основном произведения из собрания музея: работы Марка Шагала и его современников — Амедео Модильяни, Хаима Сутина, Жака Липшица, Жюля Паскина, Ханы Орловой, Моисея Кислинга. Большой массив работ Шагала завещал Филадельфийскому музею искусств американский адвокат художника Луис Штерн (Louis E. Stern).

Произведения Марка Шагала чаще всего показывают отдельно, как ни на что не похожее явление в искусстве прошлого столетия. Кураторы текущей выставки поступили иначе. По мнению музейного куратора Майкла Тэйлора (Michael R. Taylor), произведения современников Шагала создают должное обрамление его работам, делая их еще интереснее.

Экспозиция знакомит нас с ранним парижским периодом Шагала, когда художник жил и работал бок о бок со своими коллегами в знаменитом сквоте «Улей». Большинство жителей артистической колонии были выходцами из Восточной Европы, не имевшими средств на аренду дорогих апартаментов: литовский художник Хаим Сутин, его земляк скульптор Жак Липшиц и многие другие, а кроме того итальянский скульптор и художник Амедео Модильяни. Многие из них оказали существенное влияние на Шагала.

Одна из первых работ в экспозиции — «Половина четвертого (Поэт)» 1911 года. По легенде, Шагал изобразил некого русского поэта, жившего в «Улье» и часто заходившего к художнику на чашечку кофе, однако куратор Тэйлор считает, что это может быть и автопортрет. Работа написана в кубистической манере, причем голова поэта перевернута вверх тормашками. Это реакция художника на встречу с кубизмом, полагает Тэйлор. Цвета картины напоминают палитру работ французского художника Робера Делоне, хорошо известного в сквоте мужа художницы Сони Терк, украинки по происхождению.

Влияние Робера Делоне, часто писавшего кубистические виды Эйфелевой башни, очевидно и в другой работе Шагала — «Париж из окна» (1913). Эта очаровательная картина дала название всей выставке. Причудливыми образами наполнен этот пейзаж, увиденный художником из окна своей мастерской. Тут и неправдоподобно близкая к зрителю Эйфелева башня на фоне полупрозрачного, но в то же время яркого французского флага. С неба летит парашютист, внизу словно плывут хорошо одетые мужчина и женщина, под ними идет перевернутый вверх тормашками поезд, а за всем этим наблюдает с подоконника кот. И уж совсем странен двуликий персонаж, находящийся в комнате. Тэйлор полагает, что художник изобразил самого себя: одно его лицо смотрит на Восток, в сторону русских традиций, а второе — на Запад, в сторону парижских модернистов.

Перед началом Первой мировой войны Шагал уехал из Парижа в Витебск, а вернувшись в 1923-м, уже не застал в «Улье» большинство своих соратников: многие из них переехали в собственные мастерские на Монпарнасе. Кому-то повезло с покровителями: американский коллекционер Альберт Барнс (Albert Barnes) купил больше 50 работ Сутина, а также некоторые работы болгарского художника Жюля Паскина. Но Амедео Модильяни до успеха своих работ не дожил: в 1920-м он скончался от туберкулеза.

С середины 1920-х Францию начали сотрясать волны антисемитских выступлений. Одной из их мишеней стала группа еврейских художников, живших в Париже. За них заступился французский арт-критик Андре Варно (André Warnod), назвавший Шагала, Модильяни, Сутина, Липшица, Паскина, Хану Орлову и Моисея Кислинга лучшими представителями Парижской школы. Хотя, по правде, «школой» этот союз было сложно назвать. Они все были модернистами, но каждый работал в своей манере. Их произведения представлены на выставке Филадельфийского музея. Рядом с пейзажем Кислинга можно увидеть его экспрессионистский портрет в красном шарфе кисти Сутина.

Самая поздняя работа Шагала в экспозиции — холст 1943 года «Ночью». Художник изобразил свою свадьбу с Беллой в снежном Витебске. Они сжимают друг друга в объятьях под керосиновой лампой, свисающей прямо с неба. Кураторы выставки называют эту картину «миром сновидений, иллюзий и фантазий».

Источник: latimes.com, philamuseum.org, artinvestment.ru



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх