Art Investment

Художники и цены

«Детство. Отрочество. Юность» в ГМИИ им. А.С.Пушкина

Сегодня, 7 декабря, в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX — XX веков ГМИИ им. А. С. Пушкина открывается выставка «Детство. Отрочество. Юность». Произведения из 11 зарубежных и 8 отечественных музеев познакомят зрителей с детскими образами в изобразительном искусстве от эпохи Возрождения до наших дней.

  • ФРАНCИСКО ДЕ СУРБАРАН Младенец Христос. 1635–1640

На протяжении столетий западноевропейской и русской истории мифы и реалии детства отражали в себе важные проблемы философии и религии, нравственных и общественных идеалов, педагогических теорий и практики воспитания личности. Задача выставки — выявить основные темы и жанры живописи, скульптуры, графики, а также фотографии, в которых интерпретация детства имеет общечеловеческий смысл. На примерах творений Боттичелли, Рубенса, ван Дейка, Гойи, Строцци, Мурильо, Ренуара, Моро, Тропинина, Серова, Репина, Маковского и других выдающихся мастеров перед зрителем предстанет не только история возникновения и развития «детского жанра», но и история формирования личности от колыбели до юности. Всего зрители увидят 160 произведений.

Разрабатывая концепцию выставки, организаторы хронологически отталкивались от эпохи Возрождения, когда внимание к личности человека переживало беспрецедентный подъем. Художники с одинаковым вниманием изучали и передавали в портретах индивидуальность как взрослых, так и детей. Значение имело также обращение к Античности, ведь именно в Древней Греции детство впервые осознается как особый феномен. Данный раздел экспозиции представлен такими произведениями, как «Мадонна с младенцем» кругa Боттичелли, «Портрет мальчика» Агостино Карраччи, «Портрет девочки» Хансa Бокa Старшего и др.

Значительное место в составе выставки занимают картины на мифологические сюжеты (Леонелло Спада «Давид и Голиаф», Антонис ван Дейк «Амур», Франсиско де Сурбаран «Младенец Христос» и др.). Как ни парадоксально, богам и героям знакомы детские радости и горести, они капризничают, играют, проявляют безответственность. Согласно легендам, их путь предопределен с самого рождения, тем не менее роль воспитания в их судьбах остается важной. Наставником Ахилла, по преданию, был мудрый кентавр Хирон, он обучал героя наукам, медицине, военному делу. Этот сюжет запечатлел на своей картине «Воспитание Ахилла кентавром Хироном» художник Жан-Батист Реньо.

Выставка ставит проблемы места детей в истории, их взаимоотношений с окружающей реальностью. С одной стороны, эти темы иллюстрируют парадные портреты XVII — XVIII веков (Франсуа де Труа «Портрет Аделаиды Савойской», Владимир Боровиковский «Портрет Нарышкиной в детстве», Петер Пауль Рубенс «Портрет Клары Серены Рубенс» и др.), с другой — живопись XIX века, поднявшая социальные темы «детей без детства», вынужденных зарабатывать или просить милостыню (Евграф Сорокин «Нищая девочка-испанка», Людвиг Кнаус «Первый барыш», Василий Калистов «Ревизия питомцев воспитательного дома» и др.).

  • ФРАНСИСКО ГОЙЯ Дети, надувающие бычий пузырь. 1778

Уделено внимание детям, не только сыгравшим активную роль в истории (Антонис ван Дейк «Дети короля Карла I», неизвестный художник второй половины XVIII века «Портрет великого князя Константина Павловича в детстве» и др.), но и ставшим ее жертвами, как это произошло с наследниками английского короля Эдуарда IV, которых сначала заточили в Тауэр, а потом тайно убили. Поль Деларош на картине «Дети короля Эдуарда» изображает темную, мрачную комнату и маленьких испуганных детей, которые жмутся друг к другу, не надеясь на спасение.

Самым ярким разделом выставки остаются непосредственно образы детей, хрупкость и глубина их внутреннего мира. Благодаря мастерству художника присущие ребенку непосредственность и живость восприятия передаются зрителям, как драгоценный дар. Мы заново переживаем процесс открытия мира, вспоминаем о его яркости и чудесах, таящихся в каждом предмете. С трогательной детской серьезностью вопрошают взгляды на портретах голландских и английских мастеров, теплом и нежностью наполнены семейные портреты и сценки на картинах Жана-Батиста Греза, Пера Хиллестрема, Петра Захарова, Константина Маковского, Валентина Серова, Людвига Кнауса, Ильи Репина, Зинаиды Серебряковой.

В начале ХХ века, когда возникло стремление преобразовать язык искусства, освободить его от правил, очистить от чрезмерной рациональности, художники начинают учиться у детей. Детское восприятие становится примером абсолютного, непредвзятого отношения к реальности. Детей не просто пишут, а берут их творчество как основу для развития собственного языка в искусстве. Раздел выставки, рассказывающий о пути современного искусства от детского рисунка к авангарду, представляют работы Жана Дюбюффе «Беспокойная жизнь», Карела Аппеля «Гип, Гип, Ура!», Жоана Миро «Созвездия».

И наконец, обширный раздел экспозиции посвящен детской теме в искусстве фотографии. Национальный Медиа Музей Брэдфорда предоставил ГМИИ им. А. С. Пушкина уникальные работы, выполненные Льюисом Кэрроллом, легендарным автором романов «Алиса в Стране чудес» и «Алиса в Зазеркалье». На снимках посетители выставки смогут увидеть юную Эллис Плезэнс Лидделл, ставшую прототипом героини знаменитых книг. Представлены также фотоработы Джулии Маргарет Кэмерон, Джулии Блэкмон, Акима Липотт, Кристофа Кларка и Виржини Пуньо, Владимира Клавихо-Телепнёва и др.

Музеи — участники проекта: Национальная Портретная Галерея (Лондон); Художественные собрания Дрездена. Картинная галерея; «Старые мастера»; Галерея резиденции Лихтенштайн (Зальцбург); Галерея Тейт (Лондон); Национальный музей Прадо (Мадрид); Музей д’Орсэ (Париж); Фонд князя Лихтенштейна — Коллекции князя Лихтенштейна (Вена); Национальный медиа-музей (Брэдфорд); Музей Виктории и Альберта (Лондон); Галерея Кэтрин Эдельман (Чикаго); Галерея Кэтрин Эдельман (Париж); ГМИИ им. А. С Пушкина; Государственный Эрмитаж; Государственный Русский музей; Государственная Третьяковская галерея; Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева; Ярославский Художественный музей; Музей-квартира И. И. Бродского; собрание В. Клавихо-Телепнёва.

Выставка продлится до 13 февраля 2011 года.

Источник: museum.ru/gmii


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20101207_gmii_detstvo_otrochestvo_yunost.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20101207_gmii_detstvo_otrochestvo_yunost.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе