Art Investment

Художники и цены

«Художники русского зарубежья. Марианна Верёвкина (1860–1938)» в Третьяковской галерее

Сегодня, 9 сентября, в Государственной Третьяковской галерее открывается выставка «Художники русского зарубежья. Марианна Верёвкина (1860–1938)».

Имя русско-швейцарской художницы Марианны (Мариамны) Владимировны Верёвкиной, сподвижницы всемирно известных мастеров европейского авангарда А. Явленского и В. Кандинского, хорошо известно на Западе. Ее своеобразная манера, возникшая «на перекрестке» культур — русской, немецкой, французской, — сочетала в себе опыт символизма, фовизма, экспрессионизма, клуазонизма. Экспозиция в Третьяковской галерее, приуроченная к 150-летию со дня рождения художницы, впервые широко представит наследие М. Верёвкиной в России.

Долгая и насыщенная событиями творческая жизнь М. Верёвкиной проходила в разных художественных центрах России и Европы. Марианна получила классическое художественное образование в Москве и Санкт-Петербурге. Она была одной из любимых учениц И. Репина, который сравнивал ее работы с работами Рембрандта. В мастерской знаменитого передвижника в 1892 году М. Верёвкина познакомилась с Алексеем Явленским. Художница «полюбила его искусство и захотела помочь ему», став его музой и наставницей на последующие тридцать лет. Мир реализма был чужд обоим мастерам, и в 1896 году они уехали в Мюнхен, центр интенсивных творческих поисков на рубеже XIX — XX веков.

В Мюнхене М. Верёвкина стала одним из духовных лидеров интернационального сообщества художников, среди которых были В. Кандинский, Г. Мюнтер, П. Клее. Художница погрузилась в философские проблемы искусства, реализуя этот интерес в «салонных» беседах. Разработав теорию о том, что «мужской талант» должен заниматься творчеством, а «женский талант» — обучать, М. Верёвкина в течение 10 лет, с 1896 по 1906 год, не создавала картин, посвятив себя творческой карьере А. Явленского. В 1903–05 Марианна и Алексей предприняли важные для будущего творчества обоих путешествия во Францию, посетив Париж, Нормандию, Бретань, Прованс. Параллельно М. Верёвкина вела дневник «Письма к неизвестному» (1901–1905), включивший в том числе и ее размышления на тему искусства.

Перерыв, в течение которого художница активно искала путь к новому изобразительному языку, стал периодом накопления и созревания идей и новых пластических решений. Когда в 1906 году М. Верёвкина вновь вернулась к творчеству, из-под ее кисти выходили совершенно новые произведения, максимально экспрессивные и полные метафизического смысла. Ее техника также радикально изменилась: художница отказалась от масляной краски и начала использовать темперу, совмещая ее с пастелью, грифельным карандашом и тушью. Идеи, изложенные М. Верёвкиной в «Письмах к неизвестному», стали теоретической базой «Нового общества художников», созданного в Мюнхене при ее непосредственном участии в 1909 году, а затем — и знаменитого «Синего всадника» (1911). А. Макке, один из самых ярких участников этого объединения, называл В. Кандинского «головой» «Синего всадника», а М. Верёвкину — его «сердцем». В. Кандинский развивал размышления художницы об «абстрактном искусстве» как «внутреннем искусстве» в своих теоретических трудах 1909–1911 годов. Очевидно, что М. Верёвкина подготовила рождение абстракции, но сама отказалась идти по этому пути.

В 1914 году Первая мировая война заставила М. Верёвкину и А. Явленского срочно покинуть Мюнхен, бросив все, в том числе полотна и записи. Художники бежали в Швейцарию, сначала в Пен-Прё и в Цюрих, а в 1918 году осели на юге страны, в Асконе (кантон Тичино), где в период между двумя войнами нашли прибежище бунтари, философы, писатели, поэты, художники из разных стран. М. Верёвкина стала одной из знаковых фигур культурной жизни этого города. В 1922 году она основала там Музей современного искусства, в собрании которого сосредоточена большая часть наследия художницы и хранятся работы ее друзей — А. Явленского, П. Клее, К. Амьет.

Выставка в Третьяковской галерее покажет более 50 живописных полотен М. Верёвкиной и 20 альбомов с набросками из Муниципального музея Асконы и частных собраний Швейцарии. Большая часть представленных работ относится к концу 1900-х — 1910-м годам, времени формирования собственного стиля художницы.

Русский контекст творчества М. Верёвкиной обозначен произведениями ее современников: учителей (И. Е.Репина, И. М. Прянишникова), единомышленников и друзей (А. Г. Явленского, В. В. Кандинского, Д. Н. Кардовского, О. Л. Делла-Вос, И. Э. Грабаря), а также русских художников, которыми она восхищалась (М. А. Врубеля, В. Э. Борисова-Мусатова и др.) из собрания Третьяковской галереи. На выставке впервые представлены фотографии и письма М. Верёвкиной к И. Грабарю, хранящиеся в отделе рукописей ГТГ.

Выставка станет одним из важнейших событий Года швейцарского кантона Тичино в России. Она проводится по инициативе Муниципалитета и Музея современного искусства города Аскона, а также фонда Марианны Верёвкиной при поддержке Правительства кантона Тичино. Помощь в ее организации оказана Посольством Швейцарии в Москве.

В конце 2010 года произведения М. Верёвкиной будут показаны на ее родине, в Туле. В марте 2011 в Асконе состоится ответная выставка. Она познакомит европейского зрителя с творчеством круга русских художников, в котором развивался талант М. Верёвкиной.

Выставка продлится до 21 ноября 2010 года.

Источник: пресс-релиз Государственной Третьяковской галереи


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20100909_verevkina.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20100909_verevkina.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе