Скульптура и графика Бориса Королёва в Третьяковской галерее
ARTinvestment.RU 03 ноября 2009
Сегодня в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу открывается выставка «Борис Королёв. Скульптура и графика». Она приурочена к 125-летию выдающегося скульптора-монументалиста ХХ столетия
Сегодня, в Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу (залы 21–22) состоится открытие выставки «Борис Королёв. Скульптура и графика» из цикла «Третьяковская галерея на Крымском Валу открывает свои запасники».
Монографическая выставка Б. Д. Королёва (1885–1963) приурочена к 125-летию выдающегося скульптора-монументалиста ХХ столетия. Третьяковская галерея, обладающая превосходной подборкой произведений Королёва, представляет около 30 графических листов и 25 скульптурных композиций, выполненных в гипсе, дереве, бронзе и мраморе.
На протяжении всей жизни Борис Данилович Королёв отстаивал свободу формотворчества. Выдающийся представитель московской школы пластики был выпускником класса С. М. Волнухина в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавал и П. Трубецкой. Об осмыслении наследия импрессионизма свидетельствуют характерная лепка объемов и силуэта и «дышащая» фактура работ Б. Королёва.
С конца 1910-х до середины 1920-х годов Б. Королёв работал в редкой для русского скульптора стилистике кубизма. Принадлежа к кругу авангардистов, искренне верящих в идею преобразования общества средствами культуры, в пореволюционные годы он активно участвовал в реализации плана монументальной пропаганды. Однако именно его памятник М. А. Бакунину (1919) стал первым в советском искусстве произведением, уничтоженным по формально-стилистическим соображениям. Обладавшая всеми достоинствами монумента, железобетонная 8-метровая фигура Бакунина была единственным в Москве памятником в духе кубофутуризма. Среди материалов этого периода на выставке — значительный блок графических работ Б. Королёва (эскизы «Храма общения народа», «Архитектурные фантазии»), скульптурный эскиз памятника Бакунину (1918) и серия интереснейших архивных фотографий, зафиксировавших несохранившиеся произведения (памятник Бакунину у Мясницких ворот, эскиз памятника Марксу).
В середине 1920-х, в том числе под влиянием исторической ситуации, Б. Королев обратился к реалистической традиции. К этому периоду относится серия этюдов обнаженной женской фигуры, которые отличаются четкостью и плотностью форм. В этих образах прочитывается поэтическое видение повседневного бытия.
В 1920–30-е годы, в период творческого расцвета, скульптор разработал и частично реализовал лучшие свои проекты. Ведущий монументалист советской эпохи, он участвовал во всех основных конкурсах на памятники, проводившихся в СССР, и создал целый ряд образов «героев своего времени» — Л. Толстого, М. Горького, И. Сталина. По проектам Б. Королёва воздвигнуты памятники «Борцам революции» в Саратове, Н. Э. Бауману в Москве, В. И. Ленину в Ташкенте, Переславле-Залесском, Луганске. Он проектировал скульптурное оформление Дворца Советов, создал свой вариант «Рабочего и колхозницы» для закрытого конкурса 1936 года на создание скульптурной группы для Советского павильона на Всемирной выставке в Париже. В монументальных проектах мастер стремился к развернутой архитектурно-скульптурной форме, вырабатывал тип памятника с развернутой в пространстве многофигурной композицией, скульптурными группами на отдельно стоящих основаниях и сложно проработанным постаментом. Выставка показывает не получившие воплощения проекты памятников: А..Желябову (1932, тонированный гипс), А. С. Пушкину (1937, металл), П. И. Чайковскому (1940, металл) и др.
Эволюция, которую претерпевает тип памятника в творчестве Б. Королёва в 1920–50-е годы, показательна для развития российского изобразительного искусства в целом. В разное время художественный язык работ Б. Королёва подвергался резкой критике; но в том, что касается идеологии, его творчество в целом оставалось в рамках основного направления советского искусства.
В 1940–50-е годы Б. Королёв много работал в жанре станкового исторического портрета (портрет А. С.Пушкина, 1940, мрамор; портрет Л. Бетховена, 1952, мрамор, по модели в гипсе 1910).
Демонстрация скульптуры на выставке сопровождается графическими работами — натурными штудиями и эскизами, позволяющими проследить этапы воплощения таких замыслов, как памятники Бауману или Желябову.
Выставка Б. Королёва включает интересные документы, в том числе знакомящие с неосуществленными проектами — например, монументом «Освобожденному труду». Закладка его состоялась в мае 1920 года около храма Христа Спасителя, на месте снесенного памятника императору Александру III, где позднее планировалось строить Дворец Советов. Любопытна составленная Королёвым анкета для оценки пролетариатом вновь создаваемых памятников. Архивные материалы раскрывают мощный общественный темперамент Бориса Королёва: он входил в число организаторов Комиссии живописно-скульптурно-архитектурного синтеза «Живскульптарх» при коллегии ИЗО Наркомпроса и Общества русских скульпторов (1926–1931), являлся помощником главного мастера (А. Т. Матвеева) во 2-х Государственных художественных мастерских.
Собрание работ Б. Королёва разных этапов творчества, достаточно полно представленное в Третьяковской галерее произведениями и документами, является основой для изучения наследия мастера и истории русской скульптуры первой половины ХХ века.
Выставка продлится до 14 февраля 2010 года.
Источник: пресс-релиз Государственной Третьяковской галереи
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20091103_korolev_gtg.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20091103_korolev_gtg.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 12.04.2024 Закрылась торговавшая NFT платформа Digital Basel Целый год обвинений в мошенничестве не прошел даром
- 12.04.2024 Ключевые драйверы, определяющие вектор развития арт-рынка Азии По версии Artsy, ими являются арт-ярмарки Дели, Гонконга, Токио и Сеула
- 17.04.2024 Редкий розовый бриллиант выставили на торги Phillips Предварительная оценка раритета составляет $15 млн
- 15.04.2024 Christie’s выставил на продажу редкую вещь Баскии Предварительно работа оценивается в $30 млн
- 12.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 525 Общая выручка составила 12,2 млн рублей
- 05.04.2024 Итоги AI Аукциона № 524 Общая выручка составила 14,3 млн рублей
- 05.04.2024 За £25 млн на Christie’s выставили картину Тициана Работа в свое время была похищена наполеоновскими войсками
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 01.04.2024 Открыт 207-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — совместные работы Лилии Ли-ми-ян и Катерины Садовски
- 01.04.2024 Открыты 524-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 13 живописных работ, 5 листов оригинальной и два — печатной графики, две работы в смешанной технике, две скульптуры, одна фарфоровая тарелка и одна икона
- 29.03.2024 Арт-кинозал: «Искусство по понятиям» AI разбирает художественные и документальные фильмы, частично или полностью посвященные рынку искусства
- 17.04.2024 В Пушкинском музее открылись обновленные залы французского искусства Посетители впервые после длительной реставрации увидят работу Никола Пуссена «Сатир и нимфа»
- 16.04.2024 21-я ярмарка «Арт Москва» откроется в Гостином дворе 17 апреля В смотре примут участие 250 галерей, институций и брендов
- 15.04.2024 Художник Дарья Русских представит свой стенд на ярмарке «Арт Москва» Среди работ будут представлены принты, сгенерированные совместно с искусственным интеллектом
- 15.04.2024 В МАММ открылась выставка Эрика Булатова «Живу дальше. Лаборатория художника» В экспозицию вошли более 100 работ
- 11.04.2024 В Москве открывается второй выпуск ярмарки |catalog| В смотре примет участие более 50 галерей
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн