«Самаркандия» Виктора Уфимцева в Галеев-галерее
ARTinvestment.RU   19 мая 2009

21 мая в Галеев-галерее открывается выставка Виктора Уфимцева «Самаркандия»

21 мая в Галеев-галерее открывается выставка Виктора Уфимцева (1899–1964) «Самаркандия».

Многоликий Cамарканд вместил в себя многое: древнюю историю тимуридов и географию Великого Шелкового пути, медицину и философию Авиценны, астрономию Улугбека. Вспомним, как здесь поверял поэзию алгеброй известнейший гедонист Омар Хайям, как мировая археология обогатилась открытиями Массона и Бартольда. Сюда же добавим величественные руины и великолепные архитектурные комплексы исламского зодчества, самаркандские шахматы — самые древние в мире (VII — VIII вв.). Примерно тогда же (750 год) здесь начали производить бумагу, опередив Европу на шесть столетий. Для более впечатляющей картины не хватает важнейшего элемента цивилизации — изобразительного искусства.

Для русского человека ХХ века (в нашем случае — художника) нет более родного, ласкающего слух названия азиатской столицы — не просто города, а универсального образа Востока, притягательного для творческого воображения и созидания. Из длинного списка угодивших в «сеть» Самаркандии упомянем лишь троих: Петров-Водкин, Кузнецов, Фальк. Самаркандия — это не просто сумма впечатлений и отражений, это особого рода философия и томительный соблазн.

Среди тех, кто не устоял перед ним, был Виктор Уфимцев — «омский озорник», как назвал его Леонид Мартынов. После дерзких футуристических акций на сибирских просторах ему захотелось новой игры на неведомой территории, и в 1923 году он осуществил свое «паломничество в страну востока». Начал с Самарканда, которому остался предан до конца жизни. И даже Бухара с Ташкентом, в которых он жил позднее, могут рассматриваться как продолжение Самаркандии.

Русская «присяга» Самарканду всегда трактовалась как протест против европоцентризма, как осознание своей исключительности и своеобразия, не зря Наталия Гончарова публично «отряхала прах Европы» со своих ног и направляла свой «путь к первоисточнику искусств, к Востоку». Не случайно Павел Кузнецов искал вдохновения в азиатских шатрах и степях, позабыв о символистских фонтанах и грезах. Уфимцев окунулся в туркестанскую стихию, имея за плечами лишь хулиганство «Червонной тройки». Но и этот опыт бесценен, он говорит о Самарканде еще одним «наречием».

Выставка представляет архив Уфимцева, который различными музеями страны долгое время расценивался как незначительный в сравнении с живописными произведениями художника. Но сегодня он как раз и выступает основой для понимания творческой и личной биографии Уфимцева. Архив содержит не только дневниковые записи, но и ценнейший документальный фонд: фотографии (в том числе снятые самим Уфимцевым, всерьез увлекавшимся фотоискусством), его рисунки и акварели, автографы многих соратников и коллег, их поэтические упражнения.

Важная часть экспозиции — один из «Кусков жизни» Уфимцева: его авторский альбом 1924–1925 годов, состоящий из более чем 70 рисунков и акварелей. Ничто не может сказать о художнике больше, чем его иллюстрированный дневник — это яркий калейдоскоп самаркандской жизни, наполненный живыми впечатлениями, сдобренный мягким юмором, изобретательно и интересно рассказанный художественными средствами. Предназначенный для дружеского и семейного просмотра, альбом может называться «книгой художника» с ясно очерченной творческой концепцией, что ставит его в ряд примеров русского авторского графического униката первой четверти ХХ века.

Самаркандские «Куски жизни» Уфимцева являются в свою очередь продолжением его омских опытов по созданию рукотворных футуристических книжек. Один из них — изданный в 1921 году и известный лишь специалистам «Футуристы — сборник 1» — чудом сохранился в архиве поэта Л. Мартынова. Сборник напоминает малотиражные издания русского авангарда 1910-х годов и содержит не только стихи омских поэтов, испытавших влияние Давида Бурлюка, но и изобразительный материал, исполненный в технике линогравюры. Он расширяет круг уже, казалось бы, известных участников русского футуристического движения, вводит в научный обиход еще один «региональный» футуризм (авангард).

Один из таких «авангардов» — узбекистанский — сегодня уже никем не оспаривается. Творчество Уфимцева 1920-х годов сосуществует на равных с пластическими открытиями таких художников, как Волков, Усто Мумин, Курзин, Тансыкбаев. Выставка призвана подтвердить этот статус художника на примере ранее малоизвестного материала, изученного с помощью специалистов Омского музея изобразительных искусств, а также государственных музеев Узбекистана в Нукусе, Ташкенте, Самарканде.

Выставка и альбом «Уфимцев. Архив», изданный к открытию экспозиции, приурочены к юбилейной дате — 110-летию со дня рождения мастера. В октябре 2009 года планируется показ этой выставки в Омском музее.

Выставка в Галеев-галерее (Б. Козихинский пер., 19/6, стр. 1) будет открыта для публики с 22 мая по 19 июля.

Источник: пресс-релиз Галеев-галереи


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090519_galeev_ufimtsev.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090519_galeev_ufimtsev.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх