Art Investment

Украинский отец японского футуризма

В Украинском музее Нью-Йорка проходит выставка «живописца, поэта, оратора, актера и шоумена» Давида Бурлюка

В Украинском музее Нью-Йорка проходит выставка Давида Бурлюка. В России и на Украине этот замечательный художник и поэт известен как «отец футуризма». Без Бурлюка художественная жизнь в России начала XX века была бы куда более скучной.

Давид Давидович Бурлюк родился в 1882 году неподалеку от Харькова. Он учился живописи в Одессе и Казани, а также в мюнхенской Королевской академии художеств и в Школе изящных искусств Парижа. Будучи энергичным, жизнерадостным и общительным молодым человеком, Бурлюк сразу завоевал симпатию других студентов, а также преподавателей, в частности Антона Ажбе (Anton Ažbe), который называл его «удивительным диким степным конем».

В 1910-х годах, ставших золотым веком русского модернизма, Бурлюк писал картины, сочетающие в себе влияния фовизма, кубизма и футуризма. Художник любил природу и интересовался культурой древних кочевников — скифов. Его вдохновляли затейливые, сложные формы скифских артефактов. В 1911 году Бурлюк совместно с Владимиром Маяковским и Бенедиктом Лившицем создал художественно-литературное объединение, которому дал имя «Гилея» (именно так древние греки называли скифские земли). Бурлюка вдохновлял и украинский фольклоро. Больше всего ему нравилась легенда о казаке Мамае — именно этот персонаж, по мнению художника, воплощал в себе такие качества, как смелость, самодостаточность и индивидуализм. Все эти влияния отразились на живописи и поэзии Бурлюка. Любовь к природе, древнему искусству и народным легендам сближали художника с другими авангардистами того времени — немецкими экспрессионистами. Он и его брат Владимир были знакомы с Василием Кандинским и участвовали в выставке художественного объединения «Синий всадник».

В те годы русские футуристы приобрели скандальную известность благодаря своим эпатажным выходкам. В декабре 1913 года Бурлюк, Маяковский, Василий Каменский и другие отправились в «турне» по семнадцати городам Российской империи. Внешний облик художников (они ходили в аляповатых жилетах, рисовали на лицах животных и носили морковки за лацканами пиджаков), а также их невероятные представления (в них фигурировало подвешенное пианино, под которым футуристы пили чай) шокировали общественность. Авангардные «перформансы» никого не оставляли равнодушными: почти во всех городах Бурлюк, Маяковский и Каменский собирали полные залы. Конечно, многих возмущали их представления, но некоторые смотрели на футуристов с восхищением, мечтая примкнуть к их рядам.

Живопись Бурлюка завоевала много поклонников в России и за границей — его произведения экспонировались в Москве, Санкт-Петербурге, Киеве и Мюнхене. Первая его персональная выставка прошла в 1917-м в Самаре. В том же году художник поехал в Сибирь. Там он устраивал футуристические представления и продавал свои работы. В 1920 году он поселился в Японии, где провел два года. Там художник знакомился с восточной культурой и очень плодотворно работал: за время своего пребывания в Стране восходящего солнца Бурлюк создал около 450 произведений. Он неустанно пропагандировал русский авангард и даже организовал в Японии выставку, на которой помимо его картин экспонировались работы Малевича, Татлина и других. Под влиянием русских авангардистов молодые японские художники тоже начали создавать странные объекты и устраивать эпатажные перформансы. В 2007 году компания Copernicus выпустила документальный фильм, в котором рассказывается о влиянии Давида Бурлюка на японский авангард.

В 1922 году художник, его жена, Мария Никифоровна («Маруся»), и два сына переехали в Нью-Йорк. Там художник работал художественным редактором и корректором коммунистической газеты Russian Voice. В 1926 году он выпустил очень занятный «Манифест Универсального лагеря Радио-модернистов», где назвал себя «одним из первопроходцев Нового Универсального искусства», а также «живописцем, поэтом, оратором, актером и шоуменом». В нем он писал об искусстве, в котором соединяется восхищение одновременно природой и техникой, а также о необходимости создания великого искусства для Великой Америки. При создании этого произведения Бурлюку, как сказал бы его итальянский коллега-футурист Ф. Т. Маринетти (F. T. Marinetti), «не мешали путы логики и цепи общественного сознания» — манифест состоит из различных изречений, не связанных на первый взгляд друг с другом. Бурлюк пишет: «Президент ЭСТЕТИКИ всего мира уже избран. Но он сам этого еще пока не знает. Может быть — это ты — тот, кто читает эти строки? Дворец божественной красоты уже ждет тебя». Ближе к концу Бурлюк отмечает: «Поскольку люди не заказывают у меня портреты, я пишу портреты демонов, для которых у меня в студии приготовлен пустой стул». «Радио-стиль», который пропагандировал Бурлюк, очень похож на футуризм — отличным примером этого стиля является картина «Река Гарлем».

В 1941 году Бурлюк переехал в Хэмптон-Бэйз, где основал художественное объединение The Hampton Bays Group. Одним из членов этой группы был армянский художник Аршил Горки (Arshile Gorky), позже прославившийся как абстрактный экспрессионист. Горки создал портрет Бурлюка, который сейчас можно увидеть на выставке в Нью-Йорке.

Произведения Бурлюка, которые он создавал в США, напоминают картины экспрессионистов и наивных художников. Он создавал пейзажи, натюрморты (фирменной темой был «Букет на берегу моря»), жанровые сцены. Незадолго до Второй мировой войны Бурлюк и его супруга хотели съездить на родину, но советские власти не пустили их. В 1956-м художнику все же удалось увидеть Советский Союз. Картины Бурлюка экспонировались в музеях и галереях США и Европы, но в Союзе его работы, как и произведения других авангардистов, томились в запасниках провинциальных музеев. Сейчас большинство творений Бурлюка находятся в США, где совершается более 70 процентов аукционных сделок с его работами.

Выставка Давида Бурлюка в Украинском музее продлится до 26 апреля. Она является первой крупной выставкой художника в США с 1962 года.

Источники: ukrainianmuseum.org, artsjournal.com, Transcription of the Manifesto, Radio-Style, artinvestment.ru

P.S. О творчестве Давида Бурлюка можно также почитать:
Инвестиции в художников «русского зарубежья». Иван Пуни, Александра Экстер, Давид Бурлюк


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090117_david_burliuk.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090117_david_burliuk.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».