Art Investment

Художники и цены

Произведения из коллекции Григория Левитина в Русском музее

В залах Михайловского (Инженерного) замка проходит выставка «Из коллекции Г. М. Левитина. 1914–1982», организованная к 110-летию Русского музея. В экспозиции представлено 35 произведений живописи и 70 графических работ ведущих мастеров искусства первой половины XX века из собрания Русского музея.

Коллекция Григория Моисеевича (Михайловича) Левитина является одной из самых крупных и содержательных в собрании музея. Г. М. Левитин собирал ее долгие годы. Она насчитывала более 5 тысяч произведений живописи и графики и состояла из двух разделов — театрально-декорационного искусства (эскизы декораций и костюмов к многочисленным спектаклям) и станковых работ художников ХХ века. Начало собранию было положено еще до войны, когда Левитин познакомился, а затем подружился с известным театральным деятелем, переводчиком, архивистом и коллекционером А. Г. Мовшензоном, братом писательницы Елизаветы Полонской, и позднее получил от него ряд первоклассных работ, созданных в начале ХХ века.

После смерти Г. М. Левитина, по его завещанию, родственники обратились в два ленинградских музея — Русский музей и Музей театрального и музыкального искусства с просьбой разделить материалы коллекции и принять их в дар. Таким образом, собрание Русского музея пополнилось 130 живописными произведениями и более чем 2 тысячами графических работ. Благодаря коллекции Левитина в собрании Русского музея появились новые имена, талантливые, оригинальные, но малоизвестные. Настоящим открытием стали, например, довоенные гуаши А. Анушиной, театрального художника и необычного иллюстратора.

Григорий Левитин родился в семье врачей в городе Тарту. Вскоре семья переехала в Псков, а в 1923 году, уже навсегда, в Петроград. В 1927–1930 годах Левитин занимался в школьном кружке при Эрмитаже, там же в 1931 году окончил курсы и до 1937 года работал экскурсоводом. Увлекшись театром, молодой человек занялся изучением истории декорационного искусства, но искусствоведение все-таки не стало его профессией. Следуя семейной традиции, в 1937 году он закончил Второй Медицинский институт и, получив диплом, уехал работать главным врачом больницы в Карелию. Призванный в армию в начале войны, Левитин прошел весь долгий путь Великой Отечественной и оставался на службе до мая 1947 года. Был награжден двумя боевыми орденами и медалями. После демобилизации и возвращения в Ленинград больше тридцати лет работал в туберкулезных больницах.

После войны Левитин не оставил свои давние увлечения и с годами стал видным знатоком и исследователем русского театрально-декорационного искусства. Продолжая медицинскую практику, он находил время и силы заниматься организацией выставок, писал статьи и книги о мастерах русской сценографии, преподавал в Ленинградском театральном институте (ЛГИТМиК), читал лекции студентам Консерватории.

Как у всякого собирателя, у Левитина имелись свои пристрастия, приоритеты и предпочтения. Он собрал коллекцию, позволяющую рассмотреть этапы развития рисунка как самостоятельного художественного явления и оценить его уникальность и разнообразие. В левитинской коллекции отчетливо выделяются две группы произведений, характеризующие давно сложившиеся графические школы, московскую и петербургскую (ленинградскую), которые в течение десятилетий сохраняют свои принципиальные качественные отличия. Москва представлена творчеством художников группы «Тринадцать» — В. Милашевским и Д. Дараном, Н. Кузьминым и Т. Мавриной, Б. Рыбченковым и А. Софроновой. Петербургская школа — В. Воиновым, Г. Верейским, Д. Митрохиным, П. Басмановым, Т. Шишмаревой.

Историческая часть коллекции Левитина, представленная на выставке в Михайловском (Инженерном) замке, объединяет классиков русского искусства начала века — Н. Гончарову и Б. Григорьева, Ф. Малявина и А. Яковлева, П. Митурича и П. Львова, В. Чекрыгина и К. Петрова-Водкина. Искания художников авангарда привели к подлинным открытиям в области формально-пластических методов работы, изменили язык изобразительного искусства. Эти новаторские черты легко обнаружить в работах, представленных в экспозиции.

Гордостью Левитина были великолепные гуаши Веры Ермолаевой. Северные и пудостские пейзажи и натюрморты сохранили основные черты творческого своеобразия художницы. Другая особая привязанность коллекционера — творчество художника Александра Тышлера. Их соединила любовь к театру. В Русском музее хранятся рабочие тетради постановки комедии «Двенадцатая ночь», трагикомические композиции «Махновщина» и «Кариатиды», поступившие в фонд из коллекции Левитина.

Среди живописных произведений, представленных на выставке, первое место занимают работы художников, связанных с театром, — Н. Альтман и В. Доррер, З. Аршакуни и Ф. Волосенков. Замечательные работы принадлежат К. Петрову-Водкину, А. Кареву, А. Русакову, А. Пахомову. Близкое знакомство с авторами позволило ввести в коллекцию живопись Б. Биргера, А. Фонвизина, которая нередко приобреталась непосредственно в мастерских.

Григорий Левитин умер в 1982 году. Но тщательно сложенный из отдельных фрагментов образ единого мира искусства (а именно так воспринимается сегодня его большая и разнообразная коллекция) не исчез с уходом из жизни самого собирателя. Подтверждение тому — выставка в Русском музее.

Экспозиция будет открыта до конца января 2009 года.

Источник: rusmuseum.ru , mkrf.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20090106_levitin.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20090106_levitin.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

Сегодня в продаже на Аукционе

ЯКОВЛЕВ Владимир Игоревич (1934–1998) Одинокий розовый цветок. 1983 (54,6 × 42,4 см)

Текущая ставка500000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку

МУРАВЬЁВ Владимир Леонидович (1861–1940) В зимнем лесу. Волк. Заяц. Диптих. Первая четверть XX века (29,7 × 17,7; 29,7 × 17,5 см)

Текущая ставка50000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку

БУРЛЮК Давид Давидович (1882–1967) Катание в санях. 1966 (20 × 25 см)

Текущая ставка100000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку
На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».