- Арт-новости
- Ю.Клевер (отец) "Лес"
- Оценка картин
- В.Янтарев, Старый Иркутск, 1989 год
- Картина Уга Скульме
- Грачев Вячеслав Юрьевич "Теплый вечер" 1989 год
- Грачев Вячеслав Юрьевич 1990 год "Сломанное дерево"
- Помогите с атрибуцией картины, рама ценная, есть заключение
- Денис Яцков
- Колмакова Ольга Ивановна, продаю
Человек из стали
ARTinvestment.RU 09 октября 2008
В лондонской Gagosian Gallery проходит выставка Ричарда Серры. Для того чтобы вместить в здание его гигантские стальные объекты, пришлось разрушить стену галереи
С начала 1980-х годов на улицах и площадях европейских и американских городов иногда появляются огромные ржавые железяки. Сейчас горожане к ним уже привыкли, но четверть века назад, когда их создатель Ричард Серра (Richard Serra) еще не был звездой современного искусства, многие такую эстетику не воспринимали и даже угрожали убить художника, придумавшего украшать их города гигантскими стальными блоками. Но стараниями критиков и кураторов, страсть как любящих все необычное, творчество Серры сейчас весьма почитаемо. Прошлогодняя ретроспектива художника в нью-йоркском Музее современного искусства прошла с огромным успехом, а его инсталляция-лабиринт в Музее Гуггенхайма в Бильбао пользуется большим успехом у туристов.
В следующем году Ричарду Серре исполнится 70 лет. Родился он в Сан-Франциско, и там, по-видимому, приобрел вкус ко всему гигантскому. Отец Ричарда, выходец из Испании, работал на судостроительной верфи, и в четыре года мальчику довелось стать свидетелем спуска на воду корабля, который строил Серра-старший. Громадная туша корабля, похожая на завалившийся на бок небоскреб, произвела неизгладимое впечатление на будущего художника.
Сан-Франциско — город либерально мыслящих людей, и семья Серры не была исключением. Ричард стал радикальным художником, а его брат Тони (Tony Serra) — радикальным адвокатом, защищавшим, в частности, лидера организации «Черные пантеры» Хьюи Ньютона (Huey Newton). Ричард Серра тоже не прочь побесить американских правых, и он делает это не только с помощью странных инсталляций: несколько лет назад он создал постеры, клеймящие администрацию Буша и насилие в тюрьме Абу-Грейб, которые разошлись в Интернете тысячами экземпляров. «Америка — страна правых, а я старый левак», — с гордостью говорит он. Недавно Серра стал одним из тринадцати художников, предоставивших работы для портфолио, изданного компанией Gemini G.E.L.; все средства от продажи издания пойдут на поддержку предвыборной кампании Барака Обамы (Barack Obama).
«Старый левак» отличается бунтовским характером с юных лет. Благодаря своим талантливым рисункам он поступил в Йельскую школу искусств, где изучал живопись и общался с известными художниками Фрэнком Стеллой (Frank Stella) и Чаком Клоузом (Chuck Close). Однажды Серру чуть не выгнали из института за издевательства над мэтром современного искусства Робертом Раушенбергом (Robert Rauschenberg). Юный художник положил перед Раушенбергом коробку, открыв которую, мэтр оказался нос к носу с разъяренной квохчущей птицей. Раушенберг на проказника не обиделся, но суровая администрация учебного заведения вознамерилась исключить его, и только потом смягчилась и решила всего лишь отстранить его от учебы на две недели. Годы в Йеле сильно повлияли на взгляды молодого художника. Его любимыми преподавателями были живописец Филип Гастон (Philip Guston), видный представитель Нью-йоркской школы, и композитор Мортон Фелдман (Morton Feldman).
Как Серра пришел к скульптуре и инсталляции? В юности, чтобы оплатить учебу в колледже, он работал на сталеплавильном заводе, где познакомился с такими материалами, как сталь и свинец. После Йеля он поехал в Европу, где впервые смог увидеть вживую произведения классического искусства. Микеланджело (Michelangelo) ему не понравился: «слишком много стероидов, слишком по-Шварцнеггеровски», а вот «Менины» Веласкеса (Diego Velázquez) произвели на него такое впечатление, что Серра выбросил все свои институтские картины в реку Арно во Флоренции. Он говорит, что именно благодаря «Менинам» он пришел к мысли, что зритель является продолжением произведения искусства, и эта идея до сих пор является одной из основных в его творчестве. По его словам, картина не так сильно трансформирует пространство, как скульптура, и поэтому он заинтересовался созданием трехмерных объектов. В 1964 году Серра посетил Париж, где ходил в мастерскую Бранкуси (Constantin Brancusi) и сидел ночью в кафе La Coupole, где поджидал своего главного кумира Альберто Джакометти (Alberto Giacometti). Он вспоминает, что Джакометти приходил в кафе поздно ночью, с крошками гипса, запутавшимися в волосах.
В конце 1960-х Серра поселился в Нью-Йорке. Там он общался со многими художниками, танцорами и музыкантами. Конечно же, все были «творческой богемой» и ничего за душой не имели. Друг Серры Филип Глас (Philip Glass), позже ставший самым известным в мире композитором-минималистом, работал у художника ассистентом. Серра рассказывает, что тогда о таком понятии, как «арт-рынок» они даже и не думали. «Мы отрицали мейнстрим, — говорит он. — [Мы считали, что. – Ред.] если ты продал выставку, то ты продался сам». Он никогда не строил иллюзий по поводу коммерческого потенциала своих инсталляций: в конце концов, куда их ставить и как их перевозить? Тем не менее его произведениями заинтересовались некоторые коллекционеры, которые могли спонсировать его творчество. В то время Серра создавал объекты из резины и свинца, а также инсталляции из чучел животных и экспериментальные фильмы. Он входил в круг минималистов и лэнд-артистов и в 1970 году даже помогал строить каноническое произведение лэнд-арта «Спиральный мол» (Spiral Jetty) Роберта Смитсона (Robert Smithson). Но ни минималистом, ни лэнд-артистом Серра себя не считает. По его словам, его творчество ближе всего к радикальному абстракционизму Казимира Малевича.
В 1980-х годах радикальный абстракционизм, воплощенный в огромной стальной скульптуре Серры «Повернутая дуга», вызвал бурю протестов у жителей Нью-Йорка. «Дуга» была установлена на одной из площадей Манхэттена в 1981 году и простояла там восемь лет, пока ее не убрали под натиском общественности. В 1985 году суд присяжных постановил, что скульптура Серры должна быть разрушена. Художник подал ответный иск, но свое творение ему спасти не удалось, и в 1989 году ее разрезали на три части и отвезли на нью-йоркский склад. Все восемь лет, что «Повернутая дуга» стояла на площади, ее не уставали покрывать оскорблениями. Однажды какие-то противники скульптуры заклеили всю ее поверхность постерами с изображениями расстреливаемого в голову вьетнамца и угрозами «Kill Serra».
Впрочем, со временем жители больших городов привыкли к скульптуре Серры. Этому способствовали критики из ведущих изданий. Знаменитый историк искусства Роберт Хьюз (Robert Hughes) назвал Серру «не только лучшим из ныне живущих скульпторов, но величайшим из тех, кто в XXI веке создает произведения искусства», а обозреватель Guardian Джонатан Джонс (Jonathan Jones) заявил: «Если вам не нравится Серра, то вам не нравится современное искусство». Действительно, творчество Серры в каком-то смысле может служить олицетворением всей той новизны, что принес в искусство ХХ век. Произведения знаменитых мастеров послевоенного искусства, таких как Марк Ротко (Mark Rothko), прежде всего подразумевают присутствие зрителя. Когда мы смотрим на репродукции картин старых мастеров, мы, в принципе, можем прийти к поверхностному пониманию того, что это такое, но фотографии полотен Ротко или стальных скульптур Серры не дадут нам ровным счетом ничего: чтобы «пообщаться» с такими произведениями искусства и попытаться услышать, что они хотят нам сказать, мы должны увидеть их вживую. Серра утверждает, что основным элементом его скульптур является пространство, которое он организует с помощью своих стальных полукругов, «змей» и спиралей. Как говорит художник, его скульптуры предлагают абсолютно новое прочтение пространства, в котором они находятся. Ему нравится смотреть, как люди бродят по его лабиринтам, где ни одна стальная «стена» не стоит прямо: какие-то нависают над зрителем, какие-то, наоборот, отклоняются назад. Скульптуры Серры очень любят дети: их завораживают гигантские размеры и интересные формы.
Метод Серры предполагает отход от «классической» скульптуры, к которой, по мнению художника, принадлежит творчество и Пикассо (Pablo Picasso), и Калдера (Alexander Calder), и других великих модернистов. Постамент, на котором стоят их фигуры (какими бы невероятными они ни были), играет ту же роль, что и рама для картины: акцентирует изображение (плоское или трехмерное), на которое надо смотреть. То есть «классический» подход подразумевает какую-то фигуру или явление, и зрителя, который находится от него в стороне, а творения Серры, напротив, помещают зрителя в центр произведения искусства. Он приводит в пример натюрморт Сезанна (Paul Cézanne) с изображением яблок: как говорит Серра, главный «герой» картины Сезанна — яблоки, а герой его творений — сам зритель. Похожим принципом в своей работе руководствуются некоторые молодые художники, например Олафур Элиассон (Olafur Eliasson).
По мнению Серры, главная функция искусства — помогать людям думать по-новому и видеть по-новому. Он говорит, что искусство не должно быть утилитарным, и поэтому не любит, когда архитекторов приравнивают к художникам. Серра сокрушается по поводу новых музеев, которые строят такие архитекторы, как Фрэнк Гери (Frank Gehry): их здания с безумной архитектурой приобретают в глазах критиков и публики большую важность, чем произведения искусства, которые в этих музеях экспонируются.
Тем не менее новые музеи Серру очень любят. Музей Гуггенхайма в Бильбао, построенный тем же Фрэнком Гери (который, кстати, является близким другом художника), отдал ему большое помещение, где Серра разместил одну из самых больших в мире инсталляций. Недавно «человек из стали» привез три своих инсталляции (весом более 300 тонн) в Лондон, где 4 октября открылась его персональная выставка в галерее Ларри Гагосяна. Для того чтобы втащить громадины в здание, потребовалось разрушить стену. В другом здании галереи Гагосяна экспонируются графические произведения Серры. Выставка графики продлится до 22 ноября, а выставка скульптуры — до 20 декабря.
Что можно сказать об инвестиционном потенциале работ Серры? Конечно же, его огромные скульптуры на аукционах не продаются, но работы из стали небольшого размера все-таки появляются на торгах, в среднем по два-три раза в год. По данным Artprice.com, с 1988 года на публичных торгах появились всего 50 скульптур и инсталляций Серры, причем самая дорогая из них принесла 1,3 миллиона долларов. Серра не очень плодовит, и работы его редко можно встретить в аукционных каталогах, но, несмотря на это, на торгах покупателей находят далеко не все его произведения. Скорее всего, это можно объяснить тем, что скульптуры и инсталляции художника совсем не декоративны. Чаще всего на публичных торгах можно встретить принты Серры (в среднем по цене от 2 до 9 тысяч долларов), а графика и живопись появляются на аукционах почти так же редко, как скульптура. В последнее время цены на произведения Серры растут: в 2007 году они подскочили аж на 56 процентов, хотя в дальнейшем темпы роста сильно снизились. 100 евро, условно инвестированные в его работы в 2005 году, в 2008 году превратились бы в 190 евро.
Источники: guardian.co.uk, bloomberg.com, artinvestment.ru
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20081009_man_of_steel.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20081009_man_of_steel.html
При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.
- 26.04.2024 Экономическая модель Центра Помпиду оказалась неустойчивой Это следует из результатов аудита, проведенного Счетной палатой Франции
- 19.04.2024 Artprice подводит итоги первого квартала 2024 года Суммарный объем аукционных продаж составил $1,3 млрд
- 18.04.2024 Центр «Зотов» объявил прием заявок на участие в грантовой программе для исследователей конструктивизма Общий грантовый фонд составил 1,2 млн рублей
- 18.04.2024 Artnet анализирует рынок работ Виллема де Кунинга Поздние произведения художника в последние годы начали расти в цене
- 16.04.2024 Готовится каталог-резоне NFT-работ из проекта Сryptopunks В нем соберут репродукции всех работ коллекции, выпущенных с 2017 года
- 26.04.2024 Итоги аукциона ARTinvestment.RU № 527 Общая выручка составила 17,9 млн рублей
- 25.04.2024 Картина Климта, считавшаяся утраченной, ушла с молотка за $32 млн Это новый рекорд для австрийских аукционов
- 24.04.2024 Sotheby’s распродает коллекцию компаньона Стива Джобса Топ-лотом стала работа Сая Туомбли, оцененная в $1 млн
- 23.04.2024 Sotheby’s собирается продать рукопись повести Артура Конан Дойла «Знак четырех» Черновик знаменитого детектива появится на аукционе с эстимейтом $0,8–1,2 млн
- 22.04.2024 Christie’s установил ценовой рекорд на работы Флорин Стеттхаймер Цена лота составила более $1 млн
- 15.04.2024 Открыты 526-е торги AI Аукциона В каталоге 26 лотов: 15 живописных работ, 6 листов оригинальной и один — печатной графики, две работы в смешанной технике, одна скульптура и одна икона
- 12.04.2024 HISCOX Artist Top 100 2024: Ни о чем — и о многом Специализированный отчет британской страховой компании об ультрасовременном искусстве на западных аукционах
- 08.04.2024 Открыт 208-й аукцион «21-й век. Современное российское искусство» В каталоге — работы Евы Аракчеевой, Алексея Барвенко, Натальи Бритовой, Марии Васильевой, Марины Венедиктовой, Антона Вяткина, Дмитрия Кедрина, Елены Красотиной, Бориса Марковникова, Пааты Мерабишвили (Pata), Андрея Мунца, Ольги Оснач, Натальи Ходюк
- 05.04.2024 Отчет Art Basel & UBS 2024: онлайн-продажи AI изучает официальные показатели онлайн-продаж искусства в 2023 году
- 02.04.2024 Коллекционеры и коллекционирование. Статус Третий материал серии, посвященной теории и практике современного коллекционирования предметов искусства
- 26.04.2024 В Русском музее открылась выставка работ Ивана Вишнякова Многие из работ выдающегося мастера XVIII века зрители увидят впервые
- 25.04.2024 Нью-йоркская выставка проводит параллели между творчеством Миро и Колдера В экспозицию вошло более двадцати редких работ
- 24.04.2024 Франция отмечает 150-летие импрессионизма выставками и аукционами Приуроченные к юбилею торги Christie’s собрали $13,4 млн
- 23.04.2024 В Музее Москвы открывается выставка «Москвичка» В экспозицию вошли работы Малевича, Дейнеки, Лабаса и других художников
- 22.04.2024 В ММОМА открывается персональная выставка Зураба Церетели Проект приурочен к 90-летию художника
Топ 37
- 1. Марк Ротко$86,83 млн
- 2. Казимир Малевич$85,81 млн
- 3. Василий Кандинский$41,8 млн
- 4. Марк Шагал$28,45 млн
- 5. Хаим Сутин$28,16 млн
- 6. Николя де Сталь$22,2 млн
- 7. Алексей Явленский$18,59 млн
- 8. Валентин Серов$14,51 млн
- 9. Тамара де Лемпицка$13,36 млн
- 10. Николай Рерих$12,09 млн
- 11. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин$11,76 млн
- 12. Наталия Гончарова$10,88 млн
- 13. Николай Фешин$10,84 млн
- 14. Илья Репин$7,43 млн
- 15. Константин Сомов$7,33 млн
- 16. Илья Машков$7,25 млн
- 17. Борис Кустодиев$7,07 млн
- 18. Василий Поленов$6,34 млн
- 19. Юрий Анненков$6,27 млн
- 20. Иван Васильевич Клюн$6,26 млн
- 21. Василий Верещагин$6,15 млн
- 22. Зинаида Серебрякова$5,85 млн
- 23. Илья Кабаков$5,83 млн
- 24. Александр Яковлев$5,56 млн
- 25. Константин Маковский$5,47 млн
- 26. Владимир Баранов-Россине$5,37 млн
- 27. Иван Айвазовский$5,34 млн
- 28. Владимир Боровиковский$5,02 млн
- 29. Александр Родченко$4,5 млн
- 30. Михаил Ларионов$4,46 млн
- 31. Соня Делоне$4,34 млн
- 32. Михаил Нестеров$4,30 млн
- 33. Вера Рохлина$4,04 млн
- 34. Михаил Клодт$4,02 млн
- 35. Павел Кузнецов$3,97 млн
- 36. Александр Дейнека$3,82 млн
- 37. Борис Григорьев$3,72 млн
- Арт-новости
- Ю.Клевер (отец) "Лес"
- Оценка картин
- В.Янтарев, Старый Иркутск, 1989 год
- Картина Уга Скульме
- Грачев Вячеслав Юрьевич "Теплый вечер" 1989 год
- Грачев Вячеслав Юрьевич 1990 год "Сломанное дерево"
- Помогите с атрибуцией картины, рама ценная, есть заключение
- Денис Яцков
- Колмакова Ольга Ивановна, продаю