Art Investment

Художники и цены

«Кабинет редкостей» в Нью-Йорке

30 июля в нью-йоркском Музее современного искусства (NY MOMA) открылась очень необычная выставка. Wunderkammer: A Century of Curiosities отдает дань уважения традиции создания «кабинетов редкостей». Что такое «кабинет редкостей» (или, как его еще называют, «кабинет чудес»)? Наверное, русскому человеку будет ближе другой перевод слова Wunderkammer — «кунсткамера». Всем известно, что санкт-петербургская Кунсткамера, где экспонируются уникальные предметы старины и анатомические аномалии, была основана Петром I и стала первым музеем России. Идею «кунсткамеры» Петр позаимствовал у голландцев и англичан. В Европе первые «кабинеты редкостей» появились в эпоху Возрождения. В них экспонировались всевозможные необычные предметы: привезенные из путешествий фантастические и экзотические объекты, древние артефакты, природные редкости, произведения искусства и просто странные штуки. Нетрудно догадаться, что позже из таких кунсткамер выросли музеи. Поэтому значение «кабинетов чудес» для истории искусства и культуры трудно переоценить. Организаторы выставки в Музее современного искусства решили показать, как идея кунсткамеры находит свое отражение в произведениях художников XX и XXI века. На выставке представлено около 130 принтов, книг, рисунков, фотографий, предметов дизайна и скульптур.

Некоторые из работ, которые будут представлены на выставке, экспонируются в первый раз. Это, в частности, почти 2,5-метровая гравюра по дереву The Songs of the Blacks and the Blues («Песни в кровоподтеках») знаменитой Луиз Буржуа (Louise Bourgeois), принт «Арочный мост из шурупов, Состояние II» художника поп-арта Класа Ольденбурга (Claes Oldenburg) и литография «Белые зубы» Джима Дайна (Jim Dine). И конечно же, такая выставка не могла обойтись без работ американского сюрреалиста Джозефа Корнелла (Joseph Cornell). Этот художник прославился своими фантастическими конструкциями из совершенно обычных предметов. Свои причудливые создания он чаще всего помещал в коробки, застекленные спереди. Каждая из таких коробок — миниатюрная «камера чудес».

Любителям «сновидческой» живописи наверняка знакомо имя французского символиста Одилона Редона (Odilon Redon). В то время как многие его современники искали новые способы изображения реальности, Редон черпал вдохновение в своих снах и фантазиях. Но это вовсе не значит, что художник совсем не интересовался наукой: напротив, он часто посещал музеи естественной истории и медицинские лекции. Наука завораживала его, ибо давала возможность проникнуть в невидимые глазу миры. На своих картинах и рисунках Редон стремился изобразить прежде всего призраков и чудовищ, обитающих в его собственном сознании. На выставке в Музее современного искусства можно будет увидеть многие известные работы Редона, в частности «Паук» и «Яйцо».

Основные последователи Редона в искусстве — французские сюрреалисты. В первом Манифесте сюрреализма, изданном в 1924 году, они заявили: «Все удивительное — красиво!». Из всех удивительных чудовищ, порожденных сюрреализмом, самыми знаменитыми, наверное, являются творения Макса Эрнста (Max Ernst). На выставке представлен его «роман в коллажах» 1934 года под названием Une Semaine de Bonté («Неделя доброты»). Книга включает 182 коллажа, для создания которых Эрнст использовал иллюстрации из бульварных романов XIX — начала XX века, научных публикаций и каталогов «Товары почтой». Первую книгу рисунков Эрнста Histoire Naturelle («Естественная история»), вышедшую в 1926 году, также можно будет увидеть на выставке. Иллюстрации к ней созданы методом «фроттажа»: сначала художник переводил на бумагу текстуру какой-нибудь шероховатой поверхности (например, клал бумагу на кусок дерева и тер ее углем), а потом обводил контуры и наносил краску. Так «спонтанно» получались разнообразные фантастические пейзажи, объекты и животные.

На выставке представлены работы и других сюрреалистов, в частности художницы и писательницы Леоноры Каррингтон (Leonora Carrington), которая одно время была подругой Эрнста. Каррингтон родилась в Англии, жила во Франции, Испании, Мексике. На самых известных картинах художницы изображены фантастические существа, занимающиеся магией или алхимией. Ее работы экспонируются рядом с произведениями четвертой жены Эрнста, американской художницы и поэтессы Доротеи Таннинг (Dorothea Tanning). Еще один знаменитый сюрреалист, чьи работы представлены в МОМА, — немец Ханс Беллмер (Hans Bellmer), знаменитый своими гротескными инсталляциями из изуродованных кукол.

Отдельного разговора заслуживают удивительные работы современных художников. Американка Эллен Галлахер (Ellen Gallagher) в своем произведении 2001 года Watery Esctatic («Водный Экстатический») изобразила морское существо, обитающее в мифической подводной стране Drexciya. Согласно легенде, жители Drexciya — потомки детей чернокожих рабынь, выброшенных за борт невольничьих судов. Таким страшным способом торговцы людьми, перевозившие рабов из Африки в Америку, избавлялись от беременных женщин, считавшихся «ненужным грузом». Дети этих женщин научились дышать в воде еще в животах своих матерей и, родившись, стали обитателями океана.

Некоторые из современных художников творят свою мифологию. Например, молодой художник из США Трентон Дойл Хэнкок (Trenton Doyle Hancock) создал серию произведений, в которых силы добра (под именем Mounds) борются с силами зла (под именем Vegans). «Mаунды» олицетворяют силы земли и представляют собой нечто среднее между растениями и животными. А злые «веганы», поклоняющиеся соевому творогу тофу, стремятся их разрушить. Творения Хэнкока напоминают одновременно работы Сальвадора Дали (Salvador Dali), психоделические кошмары Роберта Уильямса (Robert Williams) и… ироничных поп-артовских чудищ Такаси Мураками (Takashi Murakami).

Графические произведения другого американского художника, Николаса Ламперта (Nicolas Lampert) населяют странные создания, представляющие собой гибриды животных (в основном, насекомых) и машин. Идея соединения органических и механических форм является одной из главных в ХХ веке. На тему «вживления» машины в тело человека (или животного) фантазировали многие, от итальянских футуристов до создателей фильмов о Терминаторе. Судя по работам Ламперта, «существа будущего» — гибриды живого существа и бездушной железяки — выглядят очень изящно.

Еще одно чудо выставки — «арт-книга» уроженца Исландии Олафура Элиассона (Olafur Eliasson). Сейчас этот художник находится на вершине популярности. Самое знаменитое его творение — «Нью-Йоркские водопады», которые в июне показали все телеканалы мира. Элиассон является главным представителем так называемого «экоискусства». В своем творчестве он воссоздает природные явления, используя для этого самые простые, безвредные для окружающей среды технические средства. На выставках Элиассона в музеях и галереях посетителям предоставляется возможность увидеть не только искусственные водопады, но еще и, например, гигантские солнца. Но исландский художник умеет создавать поразительные произведения и в гораздо меньших масштабах, что и доказывает выставка в МОМА. Его книга «Твой дом» состоит из 454 листов, на каждом из которых лазером вырезан «слепок» с какого-либо помещения в доме Элиассона. Книга в точности повторяет дом художника… в масштабе 85:1. Вот уж действительно, «чудо техники»!

По соседству с книгой Элиассона экспонируется произведение «Городской мост» наших соотечественников Александра Бродского и Ильи Уткина. Бродский и Уткин — лидеры движения «Бумажная архитектура», получившего признание в 1980-е годы. Архитекторы, входящие в это движение, отвергали проектирование чисто функциональных, антиэстетичных «хрущевских» и «брежневских» домов, предпочитая им разработку концепций фантастических сооружений. Бродский и Уткин прославились своей графикой, где они изображали свои утопические строения.

И конечно же, нельзя не упомянуть инсталляцию «Кабинет редкостей», созданную американцем Марком Дайоном (Mark Dion). В этой «кунсткамере» представлены объекты, найденные на территории музея во время его реконструкции в начале 2000-х: фрагменты старых зданий, различные мелочи вроде коробка спичек 1940-х годов и даже куски произведения Брюса Наумана (Bruce Nauman).

Специально для выставки построен «кабинет редкостей», где экспонируются различные интересные предметы, в частности знаменитый железный утюг с шипами Мэна Рэя (Man Ray) и «редимейды» Марселя Дюшана (Marcel Duchamp).

Выставка продлится до 10 ноября.

Источники: artdaily.org, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20080806_kunstkamera_age_of_miracles.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20080806_kunstkamera_age_of_miracles.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

Сегодня в продаже на Аукционе

ЯКОВЛЕВ Владимир Игоревич (1934–1998) Одинокий розовый цветок. 1983 (54,6 × 42,4 см)

Текущая ставка500000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку

БЕНУА Александр Николаевич (1870–1960) В окрестностях Кассиса. 1929 (26,4 × 32 см в свету)

Текущая ставка50000 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ Константин Иванович (1906–1997) Женский портрет. 1945 (48 × 31 см)

Текущая ставка100 RUB
Окончание торгов2024-05-03 12:00
сделать ставку
На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».