Выставка фотографий Евгения Халдея в Берлине
ARTinvestment.RU   19 июня 2008

В Берлине проходит большая ретроспективная выставка крупнейшего советского фотожурналиста ХХ века — создателя знаменитого образа Второй мировой войны: Берлин пал, и советские солдаты водружают красный флаг над Рейхстагом

В Берлине проходит большая ретроспективная выставка крупнейшего советского фотожурналиста ХХ века — создателя знаменитого образа Второй мировой войны: Берлин пал, и советские солдаты водружают красный флаг над Рейхстагом

Большинство людей не знают, что фотография была сделана не в тот самый исторический момент. Евгений Халдей инсценировал эти события 2 мая 1945 года, через три дня после того, как советские войска захватили здание парламента Германии.

В выгоревшем здании парламента 28-летний фотокорреспондент в звании лейтенанта повстречал молодого приятеля и упросил его попозировать на крыше со знаменем. К нему присоединились еще два красноармейца. Халдей отснял всю пленку, 36 кадров. Один из них в различных вариантах стал иконой ХХ века, картиной, которая в коллективной памяти немцев и русских одновременно представляет собой поражение нацистской Германии и победу Красной Армии.

Фотография является центральным экспонатом на выставке «Евгений Халдей. Решающий момент», которая является первой всеобъемлющей ретроспективой работ фотографа времен Второй мировой войны.

Выставка, которая проводится в музее Гропиус-Бау в Берлине, показывает, насколько работа Халдея как военного корреспондента, а в дальнейшем штатного фотокорреспондента «Правды» размыла границы между фотожурналистикой, искусством и пропагандой.

Для русских фотография Рейхстага служит таким же символом победы, каким для американцев является снимок поднятия американского флага на японском острове Иводзима, сделанный фотографом Associated Press Джо Розенталем.

Но с образом Рейхстага хорошо поработали: дым на заднем плане был позже вытравлен на негативе, чтобы создать впечатление, что битва все еще продолжается.

Халдей не был художником-постановщиком, он запечатлевал важнейшие события. На фоне многих документально-скромных, но блестящих фотографий, которые он сделал в течение шести десятков лет, горько осознавать, что свой самый известный снимок он подвергал неоднократным манипуляциям, за что позже его не раз критиковали. Запутанную историю фотографии красноармейцев со знаменем на Рейхстаге реконструировал куратор выставки Эрнст Фолланд в своей маленькой книге.

Оттуда следует, что еще ночью, проведя фотосъемку в Рейхстаге, Халдей вылетел в Москву. Тогда на фотографии, впервые напечатанной 13 мая 1945 года в профсоюзном журнале «Огонек», первоначально была сфальсифицирована одна деталь. В действительности у красноармейца, подававшего знамя своим приятелям, на обеих руках были часы. Тогда со словами «ури, ури» (от немецкого слова Uhr — часы. — Ред.) советские солдаты мародерствовали в Берлине. Халдей, позже он в этом признался, на одном из негативов с помощью иглы соскоблил часы с правой руки своей модели.

На следующей версии фотографии в небе вдруг появились темные грозовые облака. На последней версии обнаружилось новое знамя, которое драматично развевалось на ветру.

Хотя 1 и 2 мая 1945 года еще как минимум три советских военных фотокорреспондента фотографировали солдат с флагами в Рейхстаге и на его куполе, пальма первенства досталась фотографии Халдея.

Эрнст Фолланд, один из кураторов выставки, называет фотографию Рейхстага «пропагандой на сто двадцать процентов», в особенности с учетом того, что она была сделана в соответствии с требованиями советского диктатора Иосифа Сталина.

«Сталину очень хотелось получить комбинацию Рейхстага и красного флага», — отметил Фолланд.

На другой фотографии изображен танк, стоящий напротив Бранденбургских ворот и вереница истребителей в небе. При более пристальном изучении становится ясно, что танк был вырезан с другой фотографии, а самолеты подрисованы.

Халдей не видел этических проблем в занятиях фотомонтажом. По словам Фолланда, на вопрос о правдивости фотографий фотограф бы просто ответил: «Это хорошая фотография. Я ее сделал. Auf Wiedersehen (До свиданья)».

Халдей трудился в безвестности большую часть своей жизни и последние годы жизни, до 1997-го, коротал в маленькой московской квартирке на скромную пенсию.

Ретроспективу более 200 фотографий собрали частные коллекционеры Фолланд и Хайнц Криммер, которые сыграли важную роль в попытке донести работы Халдея до более широкой публики.

«Фотографии Халдея есть в каждом немецком школьном учебнике. Его фотографии известны, но человек, сделавший их, — нет», — отметил Криммер. Халдей никогда не считал себя художником и лишь иногда продавал свои работы в небольшом количестве у себя дома.

Халдей, родившийся в еврейской семье в 1917 году, соорудил свой первый фотоаппарат в возрасте 12 лет. Он начал фотографировать для советского информационного агентства ТАСС в 1936 году и создал наиболее памятные фотографии во время Второй мировой войны и после нее. Среди наиболее известных — фотографии конференции глав союзных держав в Потсдаме в 1945 году и нацистских военных преступников на Нюрнбергском процессе.

После войны Халдей с трудом находил работу на полный рабочий день из-за сталинских антисемитских репрессий и чисток.

Только после смерти Сталина в 1953 году Халдея взяли на работу в советские газеты.

Фолланд и Криммер встретились с ним в Москве в 1991 году и начали коллекционировать его работы. Их коллекция фотографий сейчас является крупнейшей за пределами России.

В 1994 году в Берлине они устроили первую выставку работ Халдея и издали книгу с некоторыми из его фотографий.

Нынешняя выставка проходит с 8 мая до 28 июля при поддержке Федерального фонда культуры Германии. В этом году она отправится на Украину. Выставка также может пройти в США, хотя детали еще не оговорены.

Военные фотографии являются центральной частью выставки, на которой также представлены фотографии разрушенной Европы. Начиная с 1950 года, Халдей фотографировал в основном рабочих, политиков и деятелей искусства, таких как виолончелист Мстислав Ростропович и композитор Дмитрий Шостакович.

По словам кураторов, Берлин — это первая остановка на пути выставки.

«Самые известные фотографии Халдея были сделаны прямо здесь, за углом», — отметил Криммер.

Источник: www.inopressa.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20080619_eugene_haldey.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20080619_eugene_haldey.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх