Art Investment

Художники и цены

Нонконформисты на Красной площади

Выставка живописи и графики 1959–2000 годов представителей «другого искусства» из частных собраний под вынесенным в заголовок победным названием продлится в зале Государственного Исторического музея до 30 сентября 2007 года. Мероприятие, организованное галереей «Коносьер» (www.connaisseur.ru) при содействии Московского залогового банка и девелоперской RIGroup, стало, пожалуй, самым заметным событием летнего мертвого сезона. Не только благодаря сезонным каникулам и вынужденному информационному затишью, но и в силу своей уязвимости для критики. Обозревателей рассердило, что устроители явно переборщили с введением в экспозицию «другого искусства» слишком большой доли работ художников второго и третьего ряда. А первых имен показали лишь с десяток — по одной-две работы на каждого. При столь громком названии такой подбор экспонатов, наверное, можно расценить как повод для разочарования. Но этот упрек имел бы вес, если б речь шла о крупном музейном проекте, где баланс экспозиции можно поддержать щедрыми запасниками и фондами. Тут можно было бы сетовать, что в значительной степени утрачена просветительская функция. Но «Нонконформисты на Красной площади» — проект частный, галерейный, коммерческий. И «музейный» лишь по площадке проведения. Работы более-менее известных шестидесятников не просто сильно дороги (это полбеды), но еще и в дефиците, а торговать нужно тем, что есть в наличии. Мало работ первых имен? Значит, нужно развивать второй ряд, приблизить к сонму первых, указывать место в истории (у нее тоже бывают ошибки), оформлять легенду, искать и пропагандировать неоцененные ранее элементы новаторства — все это нормальная галерейная работа. Можно было б, конечно, подойти к коммерческой стороне потактичнее. Но и критиковать проект за отсутствие широкой репрезентативности и исторической объективности вряд ли правильно. На них никто и не претендовал. Просто цели иные.

Условно «первый эшелон» неофициального искусства был представлен следующими именами: Элий Белютин, Николай Вечтомов, Дмитрий Краснопевцев, Лидия Мастеркова, Эрнст Неизвестный, Владимир Немухин, Дмитрий Плавинский, Евгений Рухин, Эдуард Штейнберг, Владимир Яковлев, Владимир Янкилевский. Абстракциями (магистральный жанр выставки) было представлено творчество таких художников, как Юрий Васильев, Вильям Бруй, Сергей Волохов, Клара Голицына, Владимир Грищенко, Владислав Зубарев, Андрей Поздеев, Святослав Чернобай.

Особое внимание стоит обратить на два почти одноименных коллажа Дмитрия Плавинского 1988 года. «Пейзаж с нотами 1» и «Пейзаж с нотами 2». Плавинский не зашифровывает реальные мелодии символами, для него ноты — материал, метафора. Получаются интересные, осмысленные и при этом очень декоративные композиции.

Интересна также абстрактно-экспрессионистская графика Владимира Немухина. «Мертвая рыба», «Десятка бубновая» — редкие для выставки примеры работ 1970-х годов, выполненных еще до «бульдозерного вернисажа».

Не часто можно увидеть и символьные абстракции Евгения Рухина (одного из реальных организаторов «бульдозерной» выставки в Беляево в 1974 году). На крупных аукционах такие композиции не появлялись. Питерский авангардист больше известен другими, монохромными, «полимерными» абстракциями, а тут цвет… Тоже, кстати, 1973 год.

Из имен, которые не на слуху, понравился Сергей Волохов. На выставке представлены три его работы, выполненные в эстетике, приближенной к соц-арту (точнее, к его «бытовому», а не политическому крылу). Волохов с 1991 года живет и работает в Бельгии. За его плечами выставка в легендарном кафе «Синяя птица» (1969) вместе с друзьями Комаром и Меламидом, выставка в лесопарке «Измайлово» в 1974-м, в павильоне «Пчеловодство» на ВДНХ в 1975-м. Вещи интересные, ход мысли стройный (художник присутствовал на открытии выставки и увлекательно рассказывал о тех временах, в том числе о «бульдозерке», которую видел собственными глазами).

Значительная часть экспозиции отведена творчеству Элия Белютина и отдельных художников его студии «Новая реальность». В том числе представлено больше 20 исполинских абстракций изобретателя «темпорального искусства» Владислава Зубарева. Тут акценты и вовсе пока не расставлены. Вообще, в воспоминаниях шестидесятников сложно встретить хорошее отношение к опытам «белютнцев» и их педагога. Известно лишь, что среди всех, кто посещал студию, в «главную обойму» выбились единицы. Встречались упоминания, что классы Белютина в свое время посещал и Владимир Янкилевский — участвовал в «Таганской выставке» студии Белютина.

Стоит ли идти на «Нонконформистов»? Да. Скорее да. Несмотря на очевидный рост интереса к шестидесятникам, стремительный взлет аукционных и галерейных цен, возможностей просто посмотреть на работы представителей «другого искусства» в публичном пространстве выпадает очень немного. Так, чтоб не в предаукционный показ и не «вась-вась» в галерее, а по-простому, ради удовольствия… Так что любая профильная выставка — событие по определению.

На «Нонконформистах» есть атмосфера, есть достойное профессиональное оформление (свет, развеска и т. д.), есть, наконец, отдельные очень достойные вещи тех шестидесятников, чье значение для истории искусства уже общепризнано. Человек немного разбирающийся проведет время на выставке с большей пользой, чем просто любопытствующий. Стоит сходить, чтобы посмотреть необычного «геометрического» Рухина, обратить внимание, насколько хорош Вулох под лаком на правильном свете или постоять у масштабной графики Янкилевского. А для поднятия настроения у ценителей есть, например, милые оговорки в каталоге — например, фотография с «“бульдозерной выставки” в Измайлово» (смешнее было бы «…в павильоне “Пчеловодство” на территории “Манежа”»). Тем же, кому просто эмоционально приятен русский послевоенный модернизм, идти на выставку лучше в сопровождении понимающего человека. В противном случае можно уйти с самостоятельным «открытием», что Элий Белютин чуть ли не главный нонконформист-новатор, воспитавший массу талантов и «патриарх современной русской абстракции», а мимо значимых имен первого эшелона так и вовсе пройти, не оценив. Впрочем, разобраться в списочном составе можно и самому: достаточно воспользоваться эмпирическим правилом, что кого мало висит (одна, две, три работы), тот и «главный». За редким, как водится, исключением.

Источник: www.connaisseur.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20070901_Nonkonformist.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20070901_Nonkonformist.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».