Загадки портрета Боттичелли за $80 млн
Спорная атрибуция, личности модели и заказчика, наличие инородной детали XIV века — некоторые из тайн «Портрета юноши с медальоном», выставленного в этот четверг на Sotheby’s с эстимейтом $80 млн
Портрет кисти Сандро Боттичелли выставят на аукцион в этот четверг, 28 января, в рамках Недели Старых мастеров Sotheby’s. Работа, выполненная темперой на доске тополя, выставляется из коллекции покойного миллиардера Шелдона Солоу. «Портрет юноши с медальоном», оцениваемый около $80 млн, вероятно, станет самой дорогой работой Боттичелли и одним из самых дорогих произведений искусства вообще. Говорим «вероятно», т.к. продажа топ-лота не была гарантирована аукционным домом либо третьей стороной до торгов, что по нынешним временам необычно. Впрочем в этом портрете вообще много необычного, начиная с атрибуции и заканчивая провенансом.
Несмотря на огромное количество исследований и публикаций, атрибуция «Портрета юноши с медальоном» кисти Боттичелли еще 16 лет назад считалась «сомнительной» (согласно каталогу-резоне 2005 года Франка Цёлльнера). Проблема кроется в провенансе, который пока что смогли подтвердить только до середины XIX века, самое большее — до второй половины XVIII века, т. е. до первого предположительного покупателя портрета, сэра Томаса Уинна, первого лорда Ньюборо (1736–1807).
Портрет впервые записали как работу Боттичелли в 1941 году, когда он вошел в известную коллекцию физика Томаса Мертона. В 1982 году его выставили на аукцион как работу Боттичелли. Среди потенциальных покупателей был Музей Гетти, отказавшийся от покупки в последний момент после заявления эксперта Эверетта Фахи о том, что это работа не мастера, но ученика — Франческо Боттичини. На торгах 1982 года портрет в итоге приобрел Шелдон Солоу за £810 тыс. Коллекционер рискнул и не прогадал: в последующие годы с атрибуцией в пользу Боттичелли согласилось большинство экспертов, а проведенные Sotheby’s накануне нынешних торгов всевозможные технические проверки (включая рентген и исследование в инфракрасных лучах) только укрепили уверенность искусствоведов.
Личность юноши на портрете точно установить не удалось, но наиболее вероятный кандидат — Джованни ди Пьерфранческо Медичи, троюродный брат Лоренцо Медичи. Неизвестен доподлинно и заказчик работы. Стилистически она датируется периодом между 1481 и 1485, когда Боттичелли работал над фресками Сикстинской капеллы и «Рождением Венеры».
Еще одна загадка — медальон в руках юноши. На рентгеновском снимке отчетливо видно, что этот круглый фрагмент является инородным: экспертиза определила его как кусок оригинального алтаря XIV века мастера Сиенской школы Бартоломео Булгарини. Но зачем было Боттичелли вставлять в свою работу фрагмент чужого произведения? Есть версия, что портрет святого был добавлен позже взамен утерянного гипсового медальона работы Боттичелли. В Галерее Уффици есть подобный «Портрет неизвестного», держащего в руках вылепленную из гипса копию медали в честь Козимо Медичи. В пользу версии об утерянной авторской пастилье (работе в технике лепного рельефа) высказывается Роберто Лонги. Согласно другим версиям, на месте медальона могло быть зеркало (портрет задумывался как подарок возлюбленной, которая могла в него смотреться) либо автор с самого начала добавил кусок алтаря Булгарини, т.к. изображенный на нем святой был покровителем портретируемого.
Источник: theartnewspaper.com
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20210125_botticelli_sothebys.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20210125_botticelli_sothebys.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.