Сегодня в Лондоне стартуют «Русские недели»
В ближайшие две недели очные аукционы русского искусства проведут Christie’s, Sotheby’s, Bonham’s и не только
Лондон конца ноября — начала декабря готов порадовать постоянством любителей русского искусства. После довольно размытого формата русских торгов этого лета с внезапными переносами дат, большим разбросом по времени проведения между аукционными домами и уходом большинства из них в онлайн-формат, осенняя «Русская неделя» в Лондоне пройдет в традиционном ключе — очные торги с возможностью участия по телефону, заочно и онлайн. Главные аукционы при этом уложились в две недели, начиная с 23 ноября.
Первым на этот раз русское искусство будет продавать Christie’s. Аукцион пройдет сегодня, 23 ноября, в две сессии: живопись и графика (1–92 лоты) и декоративно-прикладное искусство (101–282 лоты).
Каталог Christie’s открывает подборка произведений Марии Васильевны Якунчиковой-Вебер из архива семьи художницы. Это 37 лотов, многие из которых составлены из десятков произведений во всевозможных техниках от рисунка до пирогравюры. В подборку вошли эскизы обложек к журналу «Мир искусства», объемная деревянная модель «Городок», показанная в русском павильоне на парижской Всемирной выставке 1900 года, изголовье детской кроватки, расписанное сельскими сценами. Интерес к творчеству рано угасшей звезды русского модерна (Мария Якунчикова скончалась от туберкулеза в возрасте 32 лет) сейчас на подъеме. В октябре большая ретроспектива художницы открылась в Третьяковской галерее.
В число топ-лотов раздела изобразительного искусства входят также две больших марины Ивана Айвазовского (эстимейты в диапазоне £250–900 тыс.); никогда не выставлявшаяся на открытые торги работа «Святое озеро» Михаила Нестерова из дореволюционной коллекции датско-русской семейной пары (£200–300 тыс.); живописное полотно «Обнаженная» Зинаиды Серебряковой, происходящее из семьи художницы (£400–600 тыс.); работа Александры Экстер «Карнавал в Венеции» (£250–350 тыс.); масло «В саду» Константина Коровина (£200–300 тыс.); работы Николая Рериха и Бориса Григорьева.
В разделе ДПИ можно выделить пару чрезвычайно редких бронзовых скульптур Евгения Лансере «Киргиз» и «Сокольничий» (по £100–150 тыс. каждая). До недавнего времени известно было лишь о трех отливках этой скульптурной пары. Выставленная на Christie’s пара стала четвертой: эти скульптуры Лансере происходят из коллекции ирландского барона Россмора и последние 70 лет провели в имении его потомков в ЮАР. Завершит же раздел декоративно-прикладного искусства подборка агитфарфора по эскизам Николая Суетина, Владимира Лебедева и др.
Следующим аукционную эстафету подхватывает аукционный дом Bonham’s со своими «Русскими торгами» 25 ноября, каталог которых тоже составлен в формате 2 в 1 — ИЗО+ДПИ.
В разделе изобразительного искусства выделяют живописное изображение хоругви с ликом Христа кисти Василия Сурикова (£60–70 тыс.), являющееся эскизом к картине «Покорение Сибири Ермаком» из Русского музея. В последний раз этот эскиз менял владельца в 2009 году на торгах Sotheby’s,когда он был продан за £15 тыс.
Среди других заявленных топ-лотов — икона Спаса Нерукотворного Михаила Нестерова, картина Николая Матвеева «Иллюминация Кремля во время Коронации Николая II» и юмористическое «музыкальное» меню 1923 года с иллюстрацией Николая Бенуа и автографами всех участников ужина.
Раздел изобразительного искусства завершает подборка работ нонконформистов, среди которых можно выделить раннюю работу Олега Целкова «Натюрморт наших жизней» (£12–15 тыс.), несколько живописных работ (включая «Портрет Михаила Горбачёва») Эрнста Неизвестного, а также его скульптуру «Голова Великого кентавра» (£30–40 тыс.). Это одна из двух авторских отливок головы скульптуры «Великий кентавр», подаренной РФ Европейской штаб-квартире ООН в Женеве в 1997 году (установлена в парке перед зданием Дворца Наций). Отдельные отливки головы «Великого кентавра» были сделаны в 1996 году в Нью-Йорке; выставленная на Bonham’s была приобретена в 2016 году в Москве (в описании лота отдельно оговорено, что он не получил разрешения на вывоз в Лондон, так что рассчитывать на покупку скульптуры могут лишь покупатели, находящиеся на территории РФ).
Последним из основных аукционных домов торги русского искусства проведет Sotheby’s. Первая сессия (изобразительное искусство) состоится 1 декабря, вторая (ДПИ и иконы) — на следующий день.
По количеству русских лотов Sotheby’s превзошел Christie’s и Bonham’s вместе взятые: всего их будет за два дня свыше 500. Одних только работ Айвазовского в каталоге семь, самые дорогие — «Кораблекрушение у берегов Черного моря» (£1,2–1,8 млн) и «Отплытие Колумба из Палоса» (£1–1,5 млн).
Другие заявленные топ-лоты Sotheby’s — «Портрет графа Ильи Андреевича Безбородко» кисти Дмитрия Левицкого (£350–500 тыс.), ранняя работа Наталии Гончаровой «Зимняя ночь» (£1,5–2 млн), редко попадающая на торги живопись Николая Ге («Портрет Николая, сына художника»; £50–70 тыс.).
Особое место в аукционном каталоге Sotheby’s занимает подборка театральных эскизов к «Русским сезонам» из коллекции английского актера Майкла Йорка («Кабаре», «Три мушкетера» и др.) и его супруги Пэт — это работы Леона Бакста, Александра Бенуа, Павла Челищева, Александры Экстер и др.
Обращает на себя внимание и подборка из девяти работ Константина Рождественского конца 1920-х — первой половины 1930-х годов. Работы были приобретены напрямую у художника в 1980-е годы матерью настоящего владельца.
Источники: christies.com, bonhams.com, sothebys.com
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20201123_Russian_sales_weeks.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20201123_Russian_sales_weeks.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.