Новый рекорд ассирийского искусства — 31 миллион долларов
ARTinvestment.RU   08 ноября 2018

Столько стоил ассирийский барельеф IX века до н. э. на аукционе древностей Christie’s 31 октября. Лот превысил оценку втрое. Эксперты обеспокоены, что рост спроса на артефакты увеличит их нелегальный трафик из стран Ближнего Востока

Попавший на торги Christie’s барельеф с изображением крылатого божества Абгаллу происходит из дворца великого ассирийского царя Ашшурнацирапала II в Нимруде (современный Ирак). Наряду с сотнями других артефактов этот барельеф был вывезен с места находки в XIX веке — задолго до появления законов, охраняющих культурное наследие на этих землях. Тогда это была территория Османской империи, и великий визирь позволил открывателю этого археологического комплекса, британцу Остину Генри Лейарду, перевезти большую часть находок в Лондон (где они составили ядро коллекции ассирийского искусства Британского музея). Другие барельефы также разошлись по мировым музеям — от Канзаса до Киото. Три из них были куплены миссионером Генри Бироном Хаскеллом для Виргинской теологической семинарии. Из фондов этой семинарии и был выставлен на торги барельеф с крылатым божеством — спустя более чем полтора века пребывания в ее стенах. Причина продажи банальна: у семинарии не хватило денег на оплату страховки экспонатов (страховщики насчитали им по $70 тыс. в год за каждый барельеф).

Торги стартовали с $7 млн, однако в аукционной борьбе цена выросла до $28 млн. А с учетом комиссии аукционного дома результат и того выше — почти $31 млн. ($30,968 млн). Это теперь рекорд для всего ассирийского искусства и одно из самых дорогих произведений Древнего мира (дороже только так называемая «Львица Гуэннола» из Месопотамии, проданная в 2007 году за $57,2 млн).

Эта баснословная цена не может не отразиться на ситуации с контрабандой артефактов, — считают учёные-археологи. Нимруд был варварски разрушен боевиками ИГИЛ в марте 2015 года, памятники древности кололи кирками, расстреливали из автоматов и давили бульдозерами, но многие произведения, как полагают эксперты, попали на черный рынок, и средства от их продажи стали одним из источников финансирования ИГИЛ. История продажи ассирийского барельефа может привести к росту цен и на другие древности. Против продажи возражали власти Ирака: они обращались в Christie’s с просьбой остановить продажу и репатриировать барельеф (сейчас в иракских музеях остались считаные произведения ассирийского искусства), но им отказали. Christie's обосновал легитимность продажи тем фактом, что Хаскелл купил барельеф напрямую у Лейарда, а последний имел непосредственное разрешение от визиря Османской империи вывозить все, что он пожелает.

Источники: npr.org, edition.cnn.com, christies.com


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20181108_Assyrian_art_record.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20181108_Assyrian_art_record.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 24

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх