Как уходили шедевры: итоги торгов «Литфонда» 27 октября
ARTinvestment.RU   01 ноября 2018

Топ-лотом стал архив гражданской жены «демона русской революции» Александра Парвуса, проданный за 5 миллионов рублей

А всего на аукционе, прошедшем субботним вечером в гостинице «Националь», наторговали на 17,7 млн рублей. Продали 56 % каталога (241 лот из 425) на 50 % от среднего суммарного эстимейта. Из зала наблюдали и участвовали около 25 человек, до 90 покупателей делали ставки онлайн, и еще около десятка коллекционеров предпочли старые добрые телефонные торги. Много было в этот раз заочных ставок, в том числе и на топ-лоты.

Больше всего продаж в количественном отношении было в Интернет и по заочным ставкам, но избранные топ-лоты покупали клиенты по телефону. В частности, именно телефонный покупатель приобрел за 5 миллионов рублей документы, предметы и фотографии из архива гражданской жены Александра Парвуса. Нижний эстимейт установили на уровне 4,5 млн руб., но реальный торг стартовал из Интернета с 4,8 млн руб. Александр Львович Парвус (настоящее имя Израиль Лазаревич Гельфанд) — «демон русской революции», сыгранный Фёдором Бондарчуком в сериале 2017 года, в реальной жизни был близок отнюдь не с Софьей Рудневой (чью роль в том же сериале исполнила Паулина Андреева), а со своим секретарем (по другой версии, экономкой) Марией Шиллингер. У пары, никогда не состоявшей в браке, было двое детей. Мария окончила свои дни в Кейптауне, и именно из ЮАР некий неназванный российский ученый привез в начале 1990-х редкие свидетельства о жизни Парвуса: несколько фотографий, паспорт, чековую книжку, письма к Марии и даже американский орден «Пурпурное сердце», которым был награжден сын Марии Шиллингер и Парвуса — Ганс Шиллингер. Весь этот архив и был выставлен на торги «Литфонда» 27 октября. Надо сказать, что момент был выбран весьма удачно в свете прошедших празднований 100-летия революции и возросшего в связи с выходом сериала интереса к личности Парвуса. Теперь в распоряжении неизвестного покупателя оказались подлинные исторические материалы, способные пролить свет на некоторые моменты жизни этого загадочного человека (материалы о Парвусе охватывают в основном период с 1914 по 1920 год).

Помимо архива Парвуса, в число топ-лотов также вошел архив поэта ленинградского андеграунда Олега Евгеньевича Григорьева (1943–1992). Более 500 единиц материалов — фотографии, рукописи, машинописи и тетради стихов, рисунки самого Григорьева и другое — предлагались с эстимейтом 380–400 тыс. руб., но фактический торг стартовал с полумиллиона рублей. Торговались интернет, телефон и заочка. Но онлайн-претендент вскоре отступил, и торг пошел уже между телефонным покупателем и заочной ставкой. Перебить последнюю удалось лишь на отметке в 875 тыс. руб. Это был второй по стоимости лот торгов «Литфонда».

Третья важная подборка, разбитая на несколько лотов (лоты 418–425), состояла из заметок, конспектов лекций, записных книжек и первого отдельного издания поэмы «Москва — Петушки» с авторскими правками Венедикта Ерофеева. За материалы из архива писателя суммарно заплатили свыше 1,3 млн рублей (165 % от эстимейта стринга). Вышеупомянутое первое отдельное издание поэмы «Москва — Петушки» с автографом и авторскими правками, приведшими текст практически к окончательному варианту, было продано за 320 тыс. руб., в три раза выше оценки 95–100 тыс. руб. За лот спорили в основном зал и телефон, и последний оказался сильнее. Одна из записных книжек за 1986 год ушла за 480 тыс. руб. в Интернет при оценке от 250 тыс. руб., а другая (Записная книжка июнь № 5, 1986) — за 320 тыс. руб. (эстимейт 250–270 тыс. руб.).

Одним из самых оживленных был торг за книгу В. С. Зикеева «Таблицы по цветоведению» из библиотеки художника-авангардиста В. Н. Мюллера (М.: ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1936). Пособие для студентов, во многом дополняющее книгу по теории цвета Михаила Матюшина, оценивалось в 25–27 тыс. руб. Боролись зал, интернет, телефон, заочка. После продолжительного торга телефон и остальные соперники всё же отступили перед слишком высокой заочной ставкой: цена молотка составила 420 тыс. руб. — почти в 17 раз выше старта!

И еще одним лотом, многократно превысившим оценку, стала редкая подборка из шести номеров журнала «Современная женщина» («The Modern Woman»), выпускавшегося для русских эмигранток в Шанхае накануне Второй мировой войны. При заявленной оценке 18–20 тыс. руб. торги сразу стартовали со 130 тыс. руб. (предварительные интернет-ставки сделали свое дело), и спустя несколько аукционных шагов лот ушел к одному из онлайн-игроков за 160 тыс. руб. (нижний эстимейт был превышен в 8,8 раза).

Среди других значимых продаж аукциона «Собрание шедевров национального значения» упомянем уход альбома «Живописный Кавказ» (Париж: Тип. братьев Плон, 1847) из собрания эрцгерцога австрийского за 500 тыс. руб.; продажу карт причерноморского региона и России конца XVI века (цена продажи — по 400 тыс. руб. каждая при стартовой оценке от 100 тыс. руб.); продажу редкой фотографии Антона Чехова и Исаака Левитана среди мужиков за 300 тыс. руб. (оценка 280–300 тыс. руб.); продажу по той же цене в 300 тыс. руб. двух листов шаржей Александра Блока на учителей математики Введенской гимназии, в которой учился поэт (оценка 280–300 тыс. руб.).



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 37

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх