Art Investment

Художники и цены

Специалисты поспорили о размере рынка искусства

Каков реальный объем рынка искусства? Продавцы, кроме публичных компаний и аукционов, любят тишину, поэтому однозначного ответа в обозримом будущем не будет. Мы полагаемся на оценки, и тут сколько аналитиков, столько и мнений.

В недавно опубликованных отчетах о положении арт-рынка в 2012 году цифры разнятся. Например, в годовом отчете французского сайта Artprice весь мировой аукционный рынок (без галерейных и частных продаж) оценивается в 12,269 миллиарда долларов. Это без учета комиссионных сборов аукционных домов — так называемых Buyer’s Premium (BP), которые обычно весьма солидны. Но даже если прибавить к цифре Artprice величину усредненного BP (округленно 20 %), то получившиеся 15 миллиардов долларов все равно не сравнятся с данными, приводимыми в отчете нидерландской антикварной ярмарки TEFAF. Аналитик TEFAF Клэр МакЭндрю оценивает не только аукционный рынок, но и рынок первичных галерейных продаж. По ее подсчетам, в 2012 году мировой оборот арт-рынка составил 43 миллиарда евро (56 миллиардов долларов). Из них на рынок частных продаж приходится 52 %, или 22,2 миллиарда евро (29 миллиардов долларов). Значит, аукционному рынку остаются 48 % и 20,8 миллиарда евро (27 миллиардов долларов) — почти вдвое больше, чем насчитал Artprice.

Но и со статистикой TEFAF аналитики готовы поспорить. По мнению нью-йоркского юриста в области искусства Майкла МакКалоу (Michael McCollough), Клэр МакЭндрю сильно недооценивает рынок частных продаж. Это не соотношение 52 % к 48 %. Рынок частных сделок как минимум вдвое больше, чем аукционный рынок, — полагает бывший консультант Sotheby’s МакКалоу. То есть если объем аукционного рынка в 2012 году равнялся 27 миллиардам долларов, то объем галерейных продаж составлял 54 миллиарда долларов, а значит, общий объем арт-рынка достиг 81 миллиарда долларов.

МакКалоу считает, что вторичный (аукционный) рынок не может быть равным по объему рынку первичному (галерейному). Если бы это было так, искусство вовсе не задерживалось бы на стенах, а шло бы на перепродажу чуть ли не сразу после первичной покупки в галерее. Идея не лишена логики, но есть в ней существенная неувязка. МакКалоу не учитывает, что рынок вторичных продаж подпитывается новыми работами уже не один десяток лет. Скажем, если художники производят и продают условную тысячу работ ежегодно на протяжении 150 лет, то общее количество созданных ими за 150 лет работ составит 150 тысяч. Допустим, что треть от этого количества за долгие годы потерялась, уничтожена, испорчена, но даже оставшиеся 100 тысяч работ  — это очень много. И если предположить, что за год на вторичный рынок попадает хотя бы каждая сотая работа, то вот вам и тысяча работ на открытых торгах, т. е. столько же, сколько появляется на первичном галерейном рынке.

Но даже если МакКалоу и не во всем прав, своей критикой он затронул интересную тему — насколько объективны те или иные статистические подсчеты в отношении рынка искусства? Клэр МакЭндрю рассказала немного о своих методах подсчета корреспондентам Artinfo. Аналитик опрашивает около 7000 дилеров, делает скидку на тех, кто хуже представлен в этой выборке (это, как правило, либо слишком скромные мелкие дилеры, не состоящие в дилерских ассоциациях, либо слишком известные дилеры, не пожелавшие предоставлять сведения о своих продажах), и на этом основании рисует более-менее реалистичную картину рынка.

Источник: artinfo.com, artprice.com, artinvestment.ru

Комментарий редактора: Если годовой оборот аукционного рынка можно подсчитать достаточно достоверно (тут я доверяю Artprice — в той части, которая касается мира, и ARTinvestment.RU в части подсчета русского сегмента изобразительного искусства), то по поводу галерейных продаж можно спорить до хрипоты. Можно опросить 7 000 дилеров, как сделала МакЭндрю. Можно умножить средний годовой оборот на число галерей в VIP-секторе Антикварного салона и скорректировать с учетом всех остальных, как сделал ARTinvestment.RU. И в первом случае придется иметь дело с «рыбаками», склонными преувеличивать, и «тихушниками», склонными прибедняться. Во втором случае нет уверенности по ряду предположений. Но в обоих случаях можно получить очень примерные цифры. А кому тут нужна совсем уж высокая точность?

Напомню, что, по оценкам ARTinvestment.RU, оборот русского аукционного рынка живописи и графики в 2012 году составил около 20 миллионов долларов (в 2011 году — 13 миллионов). Оборот внутреннего галерейного рынка мы оцениваем в 75–100 миллионов долларов. Годовой оборот всего мирового сегмента русского искусства (включая Ротко, Шагала и других художников орбиты русского искусства) составляет около 450 миллионов долларов (в 2011 году — 422 миллиона долларов).


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20130405_statistics.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20130405_statistics.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».