Art Investment

Художники и цены

Редкая русская икона работы Фаберже на аукционе Jackson’s 13 ноября

13 ноября на торгах аукционного дома Jackson’s в Сидар-Фолс (штат Айова) появится редкий список с иконы Божией Матери «Знамение» Серафимо-Понетаевской, созданный мастером Фаберже Николаем Емельяновым около 1912 года. Предположительно, это произведение религиозной живописи имеет императорский провенанс: скорее всего, он был заказан у Фаберже императрицей Александрой Фёдоровной в подарок близкому другу царской семьи Дмитрию Николаевичу Ломану. Эстимейт этого лота (№ 199) составляет 250–350 тысяч долларов.

Выставляемая работа представляет собой триптих из написанных по отдельности икон, вмонтированных в общую резную раму из карельской березы. В центре — изображение Божией Матери «Знамение» Серафимо-Понетаевской. Ажурный серебряный нимб Богоматери украшен красными кабошонами. На левой части триптиха изображен святой Николай Чудотворец; на правой — святой Серафим Саровский. Обрамляют главные лики многочисленные клейма (небольшие самостоятельные изображения на тему церковных праздников и других религиозных событий). Одиннадцать таких клейм находятся по левую и правую руку Богоматери; четыре расположены под иконой святого Николая и два клейма — под иконой преподобного Серафима. Над Богоматерью и младенцем Христом изображены два ангела; над Николаем — Спас Нерукотворный; над Серафимом — Троица Ветхозаветная. Венчают композицию триптиха три резных восьмиконечных креста; справа и слева от центрального креста из витиеватых растительных узоров «выпархивают» шестикрылые серафимы.

Икона Божией Матери «Знамение» Серафимо-Понетаевская была одной из наиболее почитаемых икон в семье последнего российского императора Николая II. Оригинал этой иконы был написан в 1879 году инокиней Серафимо-Понетаевской женской обители, названной в честь преподобного Серафима Саровского (1759–1833). От других списков иконы «Знамение» этот лик отличается поднятыми к небу глазами Богоматери, каплевидной формой ее лица и не лишенным сентиментальности живописным стилем, популярным в XIX веке. В 1885 году эта икона была признана чудотворной. В 1902 году преподобного Серафима было решено канонизировать по настоянию Николая II, которого, предположительно, об этом попросила Александра Фёдоровна. Последняя императрица была особенно расположена к старцу Серафиму (считала, что его заступничество помогло ей родить единственного наследника). На церемонии прославления святого Серафима в Нижнем Новгороде в 1903 году икона Богоматери «Знамение» Серафимо-Понетаевская была в числе трех самых почитаемых святынь. В память об этом событии игуменья Серафимо-Понетаевской обители в 1909 году подарила царской семье точный список чудотворной иконы. В том же году Николай II возводит в Царском Селе временный храм для нужд Собственного его императорского величества конвоя и помещает туда подарок игуменьи. Одновременно началось сооружение Фёдоровского собора и архитектурного комплекса Фёдоровского городка в стиле русского зодчества XVII века. Фёдоровский (Государев) собор открылся в 1912 году; он был разделен на верхний и нижний храмы. Верхний был освящен в честь Фёдоровской иконы Божией Матери, а нижний, пещерный, храм — в честь Серафима Саровского. В этот нижний храм был из своего временного пристанища перенесен список Серафимо-Понетаевской иконы Божией Матери 1909 года. В нижнем храме была также отдельная молельня императрицы, в которой был еще один список иконы Божией Матери «Знамение» Серафимо-Понетаевской 1912 года создания. Известно, что Александра Фёдоровна не расставалась с этой иконой вплоть до своей трагической кончины в 1918 году в Екатеринбурге.

Приведенные факты из жизни царской семьи дали экспертам основание предполагать, что и выставляемый на Jackson’s триптих работы Фаберже имеет императорский провенанс. И хотя документального свидетельства того, что он был заказан царской семьей, не сохранилось, однако в пользу этой версии говорит очень многое. Триптих точно принадлежал капитану лейб-гвардии Павловского полка Дмитрию Николаевичу Ломану. Это подтверждает фотография 1914 года, на которой эта икона хорошо видна в интерьере кабинета полковника Ломана в Царском Селе. Ломан был близким другом царской семьи: императрица Александра Фёдоровна была крестной матерью его сына Юрия. Полковник занимал множество ответственных должностей при царской семье: во время Первой мировой войны он был начальником Царскосельского лазарета № 17, уполномоченным по Царскосельскому военно-санитарному поезду №  143 Императрицы Александры Федоровны и т. д. К тому же полковник Ломан был ктитором Фёдоровского Государева собора и одним из инициаторов и активных участников строительства Фёдоровского городка. Триптих был написан мастером Фаберже Николаем Сергеевичем Емельяновым. Он же написал грандиозный пятиярусный иконостас верхнего храма Фёдоровского собора. Единство стиля триптиха и убранства Фёдоровского собора чувствуется во всем: фигурный верхний край рамы триптиха напоминает верхний пояс иконостаса, а вырезанные в нижней части рамы круглые медальоны ассоциируются с мозаиками Емельянова на фасадах собора. За иконостас Фёдоровского собора царская семья наградила художника серебряной медалью на Владимирской ленте. Неорусский стиль триптиха как нельзя лучше отражает идею почитания исконных русских ценностей, сторонниками которой были и Ломан, и царская семья. Зная о том, сколько сделал полковник для семьи Романовых, триптих представляется идеальным подарком этому преданному слуге со стороны императорской семьи. А если вспомнить о том, как почиталась Александрой Фёдоровной икона Богоматери «Знамение» Серафимо-Понетаевская, то происхождение триптиха кажется очевидным. Левая и правая иконы триптиха также наводят на мысль о царской семье: святой Николай был небесным покровителем императора, а Серафим Саровский был особенно почитаем императрицей. В пользу императорского провенанса триптиха говорит и тот факт, что заказан он был на фирме Карла Фаберже, к услугам которой, как правило, прибегала царская семья при заказе подарков своим друзьям.

Источник: пресс-релиз Jackson’s


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20121017_jacksons.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20121017_jacksons.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

Сегодня в продаже на Аукционе

ГОНЧАРОВА Наталия Сергеевна (1881‒1962) Испанка с веером. Вторая половина 1910-х (41 × 25)

Текущая ставка1250000 RUB
Окончание торгов2024-05-10 12:00
сделать ставку

ЗВЕРЕВ Анатолий Тимофеевич (1931–1986) Оксана Михайловна Асеева. 1981 (58 × 45 см)

Текущая ставка500000 RUB
Окончание торгов2024-05-10 12:00
сделать ставку

ЯКОВЛЕВ Александр Евгеньевич (1887–1938) В мастерской (37 × 55,3 см в свету)

Текущая ставка16000 RUB
Окончание торгов2024-05-10 12:00
сделать ставку
На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».