Что и как влияет на аукционную цену произведения искусства?
Ученый Вашингтонского университета исследовал влияние на аукционную цену произведения искусства предмета изображения, фирменного стиля художника, популярности автора и ряда других факторов
Экономист из Вашингтонского университета Арзу Айсин Текиндор (Arzu Aysin Tekindor) провел статистическое исследование, в рамках которого попробовал определить критерии, влияющие на формирование аукционной цены произведения искусства. Подверглись анализу 1103 работы, проданные на площадках Christie’s и Sotheby’s в Лондоне, Нью-Йорке и Париже в период с 1998 по 2011 год. Текиндор выбрал 15 знаковых художников XIX — XX веков, каждый из которых отличается уникальным стилем и набором характерных образов и тем. Например, Эдгар Дега был выбран как ярчайший представитель импрессионизма, любивший рисовать балерин; Сальвадор Дали — как великий сюрреалист, в работах которого нередко присутствуют часы и изображения жены художника Галы Дали; модернист Густав Климт — как мастер, всецело преданный темам любви и эротизма; а Марк Шагал, творивший в своем уникальном стиле, — как художник, часто писавший и рисовавший коров, коз и свадьбы. Помимо этих авторов, были рассмотрены аукционные результаты Чайлда Хэссема, Эдварда Мунка, Анри Матисса, Виллема де Кунинга, Жоана Миро, Франсиса Пикабиа, Василия Кандинского, Рене Магритта, Мэри Кассат и, конечно же, Пабло Пикассо. Последний пробовал работать во многих стилях, однако в этом исследовании в основном рассматривался Пикассо-кубист.
Текиндор применял метод регрессионного анализа — устанавливал степень влияния ряда независимых переменных (стиль, предмет изображения, формат, дата, подпись, количество владельцев и т.д.) на зависимую переменную (аукционную цену). Ученый пришел к выводу, что потребители готовы платить больше за работу, выполненную в характерном для этого художника стиле. Т. е. фирменный стиль коррелирует с ценой. Но еще большую роль в ценообразовании играют узнаваемые объекты и темы этого автора. Например, яблоки, трубки и облака — визитная карточка Магритта, и присутствие этих объектов на картине для покупателя важней, чем то, что они написаны в сюрреалистическом стиле.
Не меньшую роль в образовании цены играет популярность автора. Условным критерием известности ученый Вашингтонского университета избрал количество запросов в Google по имени художника. Текиндор установил, что рост количества запросов в Google по имени автора всего на 1 процент в среднем приводит к 38-процентному росту цен на его произведения.
Работы маслом на холсте, вполне ожидаемо, оказались дороже графики. А вот формат произведения, по данным вашингтонского исследования, мало влияет на его цену. Имеет значение и возраст художника: чем старше он, тем дороже его работы (в среднем рост цены 5,2 процента с каждым годом). Ну и, безусловно, не малую роль играют так называемые индикаторы престижа — есть ли на холсте подпись, публиковалась ли она, и где выставлялась. Наличие всех этих факторов играет в плюс.
Наличие прежних владельцев увеличивает цену на 8,5 процента, а вот количество перепродаж на аукционах, наоборот, снижает ее примерно на 15 процентов с каждой новой аукционной сделкой. Работа кажется покупателям слишком доступной и затертой, и они, соответственно, готовы платить за нее все меньше и меньше. Интересна и еще одна зависимость: на цену влияет тот факт, была ли работа изначально художником подарена кому-то или она была продана. Покупатели склонны думать, что автор раздаривает не самые удачные работы, а что-то стоящее он предпочтет хорошо реализовать. Поэтому если картина была подарком, то цена на нее в среднем на 29 процентов ниже. Ну и, конечно, нельзя не учитывать влияния на аукционные цены периодов общей экономической нестабильности: во время кризиса цены на работы рассматриваемых художников были скорректированы в среднем на 34 процента.
Со статьей Арзу Айсина Текиндора можно ознакомиться здесь.
Источники: psmag.com, ageconsearch.umn.edu, artinvestment.ru
От редакции: Выводы претендуют на сенсацию — слов нет. Оказывается, американские исследователи в научном запале могут не просто переплюнуть «британских ученых», но и отобрать хлеб у «Армянского радио».
Некоторые очевидные зависимости арт-рынка, понятные на уровне здравого смысла, с умным видом решили доказать статистикой. И как положено, переборщили. Словом, такой юмор оценят подготовленные люди. А для начинающих любителей искусства уж лучше прокомментировать, от греха подальше.
Цена работ растет с возрастом художника ежегодно на 5,2 процента? Феноменальная точность. Неужели сравнивали цены на работы позднего Шагала с его детскими рисунками? Если серьезно, то почти у любого художника есть свой особо ценный период. Нередко он совпадает с открытием художником собственного стиля после продолжительного творческого поиска. Случается это нередко годам так к сорока. И начинается плодотворный период. К старости же бывает, что накопленный профессионализм уже не может компенсировать уходящую энергию. Поздний Шагал часто стоит дешевле зрелого. И линейные зависимости тут явно случайны, не работают.
А вот с тем, что живопись при прочих равных условиях стоит дороже графики, трудно не согласиться. Впрочем, подтверждать это статистикой все равно что доказывать температурное превосходство лета над осенью.
Известность имени автора (в контексте цитируемости и признания его места в истории искусства) влияет на цену произведения? С этим тоже не поспоришь. Да и кому, кроме ученых, придет в голову доказывать это статистически?
Работы с профильной стержневой темой для художника ценятся выше, чем его эксперименты? Об этом тоже всем известно. От Айвазовского ждут его классного моря, а не равнинных пейзажей. А фигуративный Мондриан будет стоить символических денег по сравнению с абстрактным.
Наличие прежних владельцев и участие работы в выставках, по расчетам американского исследователя, способствуют подорожанию работы. Тоже верно. История бытования работы (или провенанс) — один из важнейших факторов, сказывающихся на ее рыночной судьбе. «Вновь обретенные» шедевры и дорогие работы без убедительного провенанса выглядят подозрительно, что не может не влиять на интерес покупателей.
А вот то, что вещь с каждой новой перепродажей теряет 15 процентов своей цены, — это, пожалуй, самый сногсшибательный вывод предлагаемого исследования. Просто научная сенсация и разоблачение века. Вероятно, нужно лишь набраться терпения, подождать серии перепродаж, и тогда уже композицию Кандинского взять за шапку сухарей. Остается лишь гадать, с каким именно искажающим феноменом столкнулся автор исследования, чтобы прийти к столь парадоксальным выводам. Вообще, владельцы даже в инвестиционных целях обычно держат у себя работы по нескольку лет. Не перепродают хотя бы 3-4 года. Это время нужно, чтобы вещь, купленная с переплатой (что нормально) успевала «переварить» предыдущую наценку и «нагулять» новую. Если же работа мельтешит на торгах, то это может быть симптомом того, что с ней не все в порядке: проблемы с провенансом, сомнительная подлинность или еще что-то в таком роде.
И наконец, последняя научная сенсация — вывод о том, что художник предпочитает дарить вещи плохонькие, а хорошие — продавать. Поэтому «дареный конь», как правило, хуже растет в цене. Сил моих нет это комментировать. Арзу Айсин Текиндор на оба ваши дома!
В целом большинство выводов из этой публикации напоминают статистическое доказательство связи между темпом бубна шамана и вероятностью дождя. Впрочем, даже от такого исследования при желании может быть прок. Так, если «почемучки» из банковского сектора будут требовать научного обоснования прогноза по оцениваемому предмету, то консультант может напустить на себя серьезный вид и сослаться на выводы американского ученого.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20120828_washington_study.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20120828_washington_study.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.