Громкий «Крик» в Нью-Йорке: картина Эдварда Мунка заработала 120 миллионов долларов
После триумфа на вчерашних торгах, принесших 330,6 миллиона долларов, норвежец стал автором самого дорогого произведения искусства в мире
Вчера на торгах Sotheby's работа Эдварда Мунка (Edvard Munch) «Крик» поразила воображение рынка: она была продана за рекордные 119 922 500 долларов. Пастель 1895 года, которой, впрочем, все хором предрекали цену более 80 миллионов, стала самым дорогим произведением искусства, проданным на открытых торгах, обойдя работу самого Пабло Пикассо (Pablo Picasso) «Обнаженная на фоне бюста и зеленых листьев».
Картина — одна из четырех существующих версий известного сюжета и единственная до вчерашнего вечера находившаяся в частных руках (три остальные находятся в норвежских музеях). Вчерашняя рекордсменка уникальна еще и тем, что на раме, сделанной самим художником, красной краской написано его стихотворение: «Мои друзья проследовали дальше, / А я остался позади, / Дрожа от тревоги: / Я ощущал оглушительный Крик Природы. Э.М.».
Картина после 12-минутной схватки досталась неизвестному покупателю, звонившему по телефону. Борьба началась с суммы 40 миллионов долларов, и очень быстро шаг торгов составил миллион долларов. За экспрессионистский шедевр боролись с упорством четыре покупателя, в том числе дилер из Осло Бен Фрийя (Ben Frija) из галереи Galleri K, который возглавлял гонку до отметки в 73 миллиона долларов.
Глава азиатского подразделения Sotheby’s Патти Вонг (Patty Wong) также приняла участие в битве, однако в конце концов «массовая драка» превратилась в дуэль двух телефонных покупателей. Аукционист Тобиас Майер (Tobias Meyer) терпеливо ждал развязки, и она наступила в тот момент, когда цена достигла 107 миллионов долларов. После этой решающей ставки Майер испытующим взором окинул зал и поинтересовался, есть ли желающие среди присутствующих в зале сделать ход конем, однако молчание было ему ответом, после чего прозвучал эпохальный стук молотка, который будет памятен арт-рынку еще, надо полагать, долгое время. Счастливого обладателя картины представлял в зале Чарлз Моффет (Charles Moffett), вице-президент Sotheby's по искусству импрессионистов и модернистов.
Работа была выставлена на торги норвежским бизнесменом Петтером Ольсеном (Petter Olsen), сыном друга, соседа и патрона Мунка Томаса Ольсена (Thomas Olsen), приобретшего ее в 1937 году. Она не была обеспечена гарантией, поэтому формально аукционному дому причитаются колоссальные комиссионные в размере 12 992 500 долларов. Однако непонятно, сколько на самом деле из этой суммы достанется Sotheby's, ведь в практике продажи сверхдорогих лотов между продавцом и аукционным домом зачастую действуют особые соглашения. В обычных же случаях при цене произведения до 50 тысяч долларов комиссия составляет 25 процентов, 20 процентов при цене от 50 тысяч до миллиона и 12 процентов при цене от миллиона долларов, при указании эстимейтов сумма комиссии не учитывается.
После торгов бывший владелец рассказал, что для него смысл картины — это встреча со смертью, а также, в контексте сегодняшнего дня, пугающее осознание того урона, который был нанесен человечеством природе.
Прибыль от продажи картины частично пойдет на создание музея в городе Хвитстене (Норвегия), где некогда жили Мунк и Томас Ольсен; в будущем музее разместится собрание Петтера Ольсена, который также занимается реставрацией дома и мастерской Мунка.
Результат «Крика» позволил вечерней выручке компании вырасти до 330 568 500 долларов, с лихвой превзойдя ожидания, составившие 246,3–323,4 миллиона долларов. Это лучший результат для торгов импрессионистов и модернистов Sotheby’s (ранее лучшим был результат мая 1990 года, когда компания заработала 286,2 миллиона), и второй лучший результат для компании вообще, опережает который лишь итог торгов современного искусства в мае 2008 года, когда, благодаря покупке Романом Абрамовичем «Триптиха» Фрэнсиса Бэкона (Francis Bacon) за рекордные 86,2 миллиона, сумма выручки за вечер составила 362,3 миллиона долларов.
Цена картины Мунка — это по всем статьям сверхрекорд. До вчерашнего вечера самой дорогой пастелью в мире была работа Эдгара Дега (Edgar Degas) «Отдыхающая танцовщица» (ок. 1879), заработавшая 37 миллионов долларов на нью-йоркских торгах Sotheby’s в ноябре 2008 года. Этот рекорд оставил далеко позади и предыдущий рекорд Мунка, установленный картиной «Вампир» 1894 года, которая принесла 38,1 миллиона долларов на торгах Sotheby’s в Нью-Йорке в ноябре 2008 года (покупателем выступила галерея Гагосяна).
Самое удивительное в этой продаже то, что цена одной картины Мунка превысила всю позавчерашнюю выручку Christie's, оставив компанию далеко позади всего с 117 миллионами долларов, вырученными за прошедшие торги импрессионистов и модернистов. Интересно, что остальные работы Мунка (их было на торгах еще пять, а продано четыре) показали себя по-разному. Например, ранняя работа — сцена в интерьере во французском духе «Женщина, смотрящаяся в зеркало» (1892) принесла 5 122 500 долларов (эстимейт 5–7 миллионов).
И хотя «Крик», безусловно, был главной звездой вечера, а дилер из Осло Йенс Фаршу (Jens Faurschou), участвовавший в 2008 году в издании каталога-резоне Мунка, даже назвал картину важнейшим произведением на рынке за 25 лет своей карьеры, не стоит забывать и о других 75 лотах прошедших торгов, среди которых были весьма достойные. Всего 15 из 76 лотов остались непроданными (20 процентов по лотам и 6 процентов в денежном выражении), 44 лота заработали более миллиона долларов, из них пять превзошли ценовую планку в 10 миллионов.
Другим объектом повышенного интереса на торгах стали работы из собрания инвестиционного магната Теодора Форстманна (Theodore Forstmann). 16 из 17 лотов, происходящих из его коллекции, принесли в копилку Sotheby’s 83 миллиона долларов (в рамках эстимейта стринга 64–96,2 миллиона долларов). Работа Пикассо «Женщина в кресле» 1941 года, которая стала яблоком раздора для нью-йоркской галереи и страховой компании, была продана покупателю, звонившему по телефону, за 29 202 500 миллионов (эстимейт 20–30 миллионов долларов), став вторым по стоимости лотом торгов, а работа Миро (Miro) «Человеческая голова» 1931 года была продана также по телефону за 14 866 500 долларов (эстимейт 10–15 милилонов). Еще один шедевр из коллекции Форстманна — «Посыльный от “Максима”», работа Хаима Сутина (ок. 1925), также досталась неизвестному, торговавшемуся по телефону, за 9 378 500 долларов (эстимейт 10–15 миллионов). Форстманн купил эту работу Сутина на торгах Sotheby’s в Нью-Йорке в 2004 году за рекордную на тот момент для художника сумму 6 728 000 долларов.
Был и еще ряд работ, привлекших внимание аудитории: ранний шедевр Сальвадора Дали (Salvador Dali) «Некрофилическая весна» 1936 года, вдохновленный великим модельером Эльзой Скьяпарелли (Elsa Schiaparelli) и ранее ей принадлежавший, принес 16 322 500 долларов (эстимейт 8–12 миллионов), став третьим лучшим результатом прошедших торгов. В прошлый раз причудливый пустынный пейзаж с двумя загадочными фигурами появился на торгах Christie's в Лондоне в декабре 1998 года и был продан за 4 384 000 долларов.
Скульптура тоже была представлена на минувших торгах: позолоченная бронзовая фигура Брынкуши (Constantine Brancusi) «Прометей» (отлитая при жизни художника в 1911 году в 4 экземплярах) заработала 12 682 500 долларов (эстимейт 6–8 миллионов долларов). В прошлый раз эта работа появлялась на торгах Christie’sв 1999 году и была продана за 1 212 500 долларов.
Прошедшие торги обещают жаркую неделю аукционов современного искусства, а всего нынешний арт-марафон продлится в Нью-Йорке до 11 мая и обещает принести около 1,5 миллиардов долларов.
Ну а пока в аукционном зале искусство достигало новых финансовых вершин, за порогом офиса Sotheby's продолжали бастовать технические служащие во главе с профсоюзным лидером Джейсоном Айдом (Jason Ide), которые не допускаются на рабочие места уже в течение 9 месяцев из-за объявленного компанией локаута.
Источник: artinfo.com, bloomberg.com, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20120503_sothebys.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20120503_sothebys.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.