Арт-рынок в 2011: итоги года по версии Tefaf
Арт-ярмарка Tefaf в Маастрихте провела исследование состояния арт-рынка
Китай обошел Соединенные Штаты по объемам продаж произведений искусства, покончив с десятилетиями американского доминирования на арт-рынке. Этот исторический момент, который является показателем кардинальных сдвигов во всей глобальной экономике, отражен в отчете арт-ярмарки Tefaf, опубликованном 16 марта 2012. Исследование Клэр МакЭндрю (Clare McAndrew) «Международный арт-рынок в 2011: обзор торговли искусством за 25 лет», выполненное по заказу устроителей ярмарки искусства в Маастрихте, содержит интересную статистику.
Доля китайского арт-рынка на арт-рынке мировом выросла с 23 % в 2010-м до 30 % в 2011-м. Америке, откусившей 29-процентный кусок от мирового рыночного пирога, досталось только второе место. Экономист Клэр МакЭндрю, специализирующаяся на рынке изобразительного и декоративно-прикладного искусства и основавшая консультационную фирму Arts Economics, назвала смену лидера «возможно, наиболее фундаментальной и важной переменой за последние 50 лет». Великобритания, которую Китай обошел еще в 2010 году, осталась на третьем месте с 22-процентной долей рынка, в то время как Франция занимает теперь четвертую строчку с результатом 6 %.
Мощный рост Китая и общий рост объемов продаж произведений искусства, в особенности модернистского и современного, привел к укреплению рынка искусства и антиквариата в глобальных масштабах. В 2011 году объемы продаж искусства выросли на 7 % до 46,1 миллиарда евро. Эта цифра на 63 % больше объема кризисного 2009 года, но она уступает уровню докризисного 2007 года с его 48,1 миллиардами евро. Однако рынок выздоравливает впечатляюще быстро.
Ключевые положения отчета Tefaf, который, кстати, впервые был переведен на китайский язык, состоят в следующем:
- В 2011-м арт-рынок Китая впервые обошел американский по объемам продаж произведений искусства и стал первым в мире с долей 30 %. Данные основаны на результатах аукционных и дилерских продаж.
- Доля США в общемировых оборотах упала на 5 % и составляет 29 %, в то время как суммарная доля 27 стран ЕС снизилась на 3 % и составляет 34 %. Среди европейских стран лидирует Великобритания (22 %); на четвертом месте Франция (6 %).
- Сектор китайского искусства и антиквариата был наиболее быстроразвивающимся сектором арт-рынка: в 2010 он вырос аж на 177 %, а в 2011 — еще на 64%.
- Мировой арт-рынок продолжил выздоравливать в 2011 году и вырос на 7 %, до 46,1 миллиарда евро: это на 63 % больше, чем в кризисном 2009. Количество сделок на рынке увеличилось на 5 %, до 36,8 миллиона.
- Движущими силами, помогавшими рынку восстановиться, были уверенные продажи на китайских аукционах и рост продаж изобразительного искусства в целом (по сравнению с декоративно-прикладным).
- Секторы модернистского и современного искусства вместе составили 70 % от мирового рынка изобразительного искусства. Оба сектора превысили свои докризисные показатели 2007–2008 годов.
- Арт-рынку понадобилось почти десять лет на то, чтобы восстановиться после кризиса 1990-х. А после спада 2009 года на восстановление ушло всего пару лет. Отчасти это объясняется растущей глобализацией рынка искусства.
- Арт-рынок вырос больше чем в два раза за последние 25 лет, со времени учреждения ярмарки Tefaf. А в промежуток между 1991 и 2007 набрал 575 % (продажи выросли с 10 до 66 миллиардов долларов).
«Кроме стремительного увеличения объемов арт-рынка, в последнее десятилетие произошли и значительные изменения в географии основных рынков сбыта, — комментирует Клэр МакЭндрю. — В следующем десятилетии впервые арт-рынки развивающихся стран будут оказывать большее влияние на общую картину, чем рынки стран развитых».
«Доминирование китайского арт-рынка было вызвано растущим благосостоянием, устойчивым предложением внутри страны и инвестиционным азартом китайских коллекционеров. Неурядицы в экономике сделали игроков остальных стран более осторожными в покупках; а вот китайцев нестабильность в секторах недвижимости и биржевом склонила в сторону инвестирования в искусство».
Как бы там ни было, перемены в 2012 году ждут все регионы: китайскому рынку нужно преодолеть нынешний перегрев и достичь более стабильного, длительного роста, Европе нужно сохранить свою конкурентоспособность, а Америке предстоит пережить болезненное поражение в борьбе за мировое господство в области продаж произведений искусства.
Источники: tefaf.com, artinvestment.ru
Основные положения прошлогоднего обзора Клэр МакЭндрю «Международный арт-рынок в 2010 году: Кризис и восстановление» читайте здесь.
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20120326_tefaf_report.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20120326_tefaf_report.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.