Art Investment

Искусство в цифре

О том, как и в каком направлении цифровые технологии меняют арт-мир

Посетители Тейт Модерн фотографируют произведения искусства на свои смартфоны. На последней ярмарке «АртБазель» некая дама из Лос-Анджелеса с помощью новейших достижений техники договорилась о покупке картины стоимостью 250 тысяч долларов, сидя в парикмахерской у себя на родине. Сегодня любой владелец iPad, пользуясь специальным приложением, которое предлагает галерея Гагосяна, может создать свою собственную «точечную картину» в стиле Дэмиена Херста. И это далеко не полный список тех возможностей, которые предоставляет нам техника.

Цифровые устройства сегодня меняют наши привычные способы взаимодействия с произведениями искусства, будь то их продажа, покупка или созерцание. Коллекционеры, которые раньше колесили по арт-ярмаркам и аукционам, сегодня покупают все больше работ «по фото», не видя их лично.

Галереи сегодня имеют возможность показать коллекционерам гораздо больше произведений, чем физически помещается в их залах, просто расположив их в Интернете. Музеи предлагают своим посетителям скачивать специальные приложения, позволяющие больше узнавать о демонстрируемых работах. Некоторые из этих приложений позволяют разглядеть работу в более близком ракурсе, чем это можно сделать невооруженным глазом.

«Мы в разгаре революции, которая меняет характер взаимоотношений музеев с их аудиториями, — утверждает Питер Сэмис (Peter Samis), куратор Музея Современного искусства Сан-Франциско. — Спрос на технологии по всей Америке просто огромен, и все попечители, по всей Америке, в больших и маленьких музеях хором спрашивают: “Где же наше приложение для iPad?”».

Сотрудники аукционных домов Christie's и Sotheby's утверждают, что видят все больше iPad'ов и других цифровых устройств в зале во время торгов. Компания Christie's уже предоставляет покупателям возможность участвовать в торгах через свой сайт, а в ближайшее время предполагает также сделать возможным участие в торгах через приложение для iPad, а также сделать доступными для пользователей iPad подробные описания лотов. Sotheby's недавно усовершенствовала свой iPad-каталог, чтобы коллекционеры могли делать в нем заметки во время торгов.

Планшеты становятся также необходимым предметом и на арт-ярмарках. Вот как развивалась любопытная история, произошедшая во время швейцарской ярмарки «АртБазель» в прошлом июне, когда дилер Адам Шеффер (Adam Sheffer) встретил клиента, искавшего работу египетской художницы Гады Амер (Ghada Amer): каталог галереи был доступен через iPad, так что коллекционер послал по электронной почте изображение работы своей жене, которая находилась в это время за 5 800 километров от него, в Лос-Анджелесе, и та одобрила покупку. Вся процедура, по словам, дилера, заняла не более часа.

Коллекционер из Майами-Бич Деннис Шолл (Dennis Scholl) утверждает, что для покупки «по фото» лучше всего подходят произведения в жанре фотографии и видеоарта. Что касается скульптуры, то в удаленном режиме возникают проблемы с оценкой размера. Не стоит по фото судить и о рисунках: в таком случае невозможно оценить качество тонких оттенков света и тени. Есть все же категории работ, которые лучше осматривать лично.

Цифровые приложения могут быть полезны для коллекционеров еще и вот в каком отношении: они помогают систематизировать коллекции, разные части которых могут находиться в разных местах. Например, пользуясь приложением для iPhone и iPad под названием Collectrium, куратор Лора Мюллер (Laura J. Mueller) следит за принадлежащим некому коллекционеру из Нью-Йорка собранием из 700 работ, находящимся в двух домах и специальном хранилище.

Некоторые галереи специально создают цифровые приложения, чтобы привлечь «продвинутых» коллекционеров, которые предпочитают покупать произведения искусства с использованием новых технологий.

В будущем мае галерея Гагосяна предложит пользователям новое приложение, в котором будут фигурировать работы фотографа Тарин Саймон (Taryn Simon). Клик по одному из 200 ее фото позволит пользователям заглянуть глубже в историю создания работы; интересно, что галерея не намерена показывать работы Саймон вживую и предложит купить их лишь при помощи приложения.

По данным галереи, уже существующее бесплатное приложение для iPad с прошлого июня загрузили около 34 тысяч человек. И Ларри Гагосян (сам владелец iPad), и его друзья отмечают, что на арт-ярмарках устройство просто незаменимо, так что создание приложения в какой-то момент стало для галереи приоритетной задачей.

Музеи постепенно приходят к той же мысли. Так, Музей Гуггенхайма (Guggenheim Museum) при подготовке выставки Маурицио Каттелана отказался от традиционных настенных табличек, сопровождающих экспонаты, вместо чего всю информацию о выставке представил в виде специального приложения, доступного для загрузки на iPad или смартфон. Музей также снабдил планшетами экскурсоводов, работающих на выставке Джона Чемберлена (John Chamberlain), американского автора, прославившегося своими скульптурами из автомобильного металла. С помощью устройств можно получить дополнительную информацию о художнике и даже посмотреть видео, на которых он запечатлен за работой. По словам Ким Канатани (Kim Kanatani), ответственной за образовательные программы музея, подобные вещи вполне могут увеличить те «среднестатистические три секунды», которые обычный посетитель музея проводит перед произведением искусства.

Не так давно и лондонский музей Tate Modern представил приложение для iPhone под названием «Наперегонки со временем», в котором персонаж-хамелеон совершает своеобразную экскурсию-игру по основным направлениям изобразительного искусства, сражаясь с врагами в лице огнедышащего Пабло Пикассо (Pablo Picasso) и зеленых бутылок абсента. В игре есть уровень, активировать который можно лишь в здании музея, — еще одна уловка для увеличения аудитории заведения.

В австралийском Музее Старого и Нового искусства (Museum of Old and New Art) также предпочли отказаться от традиционных табличек, вместо которых посетителям выдают iPod Touch. С помощью устройства гости музея узнают о произведениях и голосуют, выражая свое одобрение или неодобрение той или иной работы, а также обмениваются мнениями с другими пользователями. По итогам голосования кураторы могут перемещать произведения искусства на другие позиции, правда, довольно провокационным способом — например, выставив работу, которая вызывает наибольшее отторжение у посетителей, на самое видное место.

Западные музеи все более широко используют новые технологии: бостонский Музей изобразительных искусств (Museum of Fine Arts) также предлагает своим гостям мультимедийные экскурсии на iPod Touch. Однако в связи с подобным бурным развитием технологий музейщиков занимает другой вопрос: как использовать достижения техники так, чтобы не превращать посетителей в «музейных зомби», которые, находясь в окружении шедевров, не замечают их, вместо этого прилепившись к экранам своих устройств?

Коллекционер и арт-консультант из Лондона Лорен Пракке (Lauren Prakke) говорит, что сегодня люди с цифровыми устройствами просто заполонили разнообразные художественные мероприятия. «Как же так: перед нами в зале находятся величайшие художественные шедевры, а люди стоят, уткнувшись в свои телефоны… Тогда я себя спрашиваю: неужели само произведение искусства, кроме меня, никого не интересует?» — задается вопросом коллекционер.

Источник: online.wsj.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20120312_art_of_the_tablet.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20120312_art_of_the_tablet.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».