Рекорд Генри Мура на Christie’s: возвращение короля
Тридцать лет назад британский скульптор уже царил на аукционном Олимпе. После спада цен, произошедшего в 1990-х, рынок Мура постепенно восстанавливался, и вот — новая вершина
На прошлой неделе работа Генри Мура (Henry Moore) «Полулежащая фигура: Фестиваль» установила новый ценовой рекорд на торгах Christie’s. Скульптура была продана за 19,1 миллиона фунтов. Этот результат позволил Муру обогнать Лусиена Фрейда (Lucian Freud) (его рекорд 17,2 миллиона фунтов (33 миллиона долларов)) в тройке самых дорогих британских художников XX века и занять в ней почетное второе место после Френсиса Бэкона (Francis Bacon).
Новый рекорд также позволил Муру войти в топ-5 мировых скульпторов XX века. Он обошел самого Пикассо, а на пьедестале пропустил только Джакометти (Giacometti), Модильяни (Modigliani), Матисса (Matisse) и Брынкуши (Brancusi), рассказывает британская Telegraph, считающая рекорды в фунтах (по долларовой версии рейтинга AI, Мур обогнал бывшего на 5-м месте Брынкуши, но не покусился на авторитет великого испанца). Этот результат неудивителен для тех, кто помнит, что 30 лет назад сделки с произведениями Мура были весьма успешны и позволяли ему занимать достойные места в рейтингах живущих художников. В 1982 году, за четыре года до смерти скульптора, нью-йоркское отделение Sotheby’s продало «Полулежащую фигуру» (1945) за 1,2 миллиона долларов (около 3,5 миллиона долларов в пересчете на нынешний курс) американскому коллекционеру Уэнделлу Черри (Wendell Cherry). Эта продажа стала своеобразным пиком художественной карьеры Мура, творчество которого на мировой арене долгое время всеми силами продвигал Британский совет, регулярно организуя его выставки по всему миру. По решению Британского совета Мур удостоился чести представлять Великобританию на Венецианской биеннале 1948 года.
Со своей стороны, дилеры приложили руку к тому, чтобы Мур стал первым британским художником, завоевавшим мир большого арт-бизнеса. В результате скульптор стал создавать монументальные бронзовые скульптуры целыми тиражами, и они пользовались неизменным успехом у городских планировщиков и архитекторов. В 1980-х работы Мура превратились в статусные символы, а успех скульптора явился знаком того, что модернистское искусство стало признанным явлением не только среди специалистов, но и среди широкой публики.
Однако для ведущих критиков, таких как Клемент Гринберг (Clement Greenberg), Норберт Линтон (Norbert Lynton) и Роберт Розенблюм (Robert Rosenblum), столь широкое признание стало знаком конформизма Мура, который сознательно изменил первоначальной остроте своего модернистского взгляда — в угоду публике.
Хотя в 1990 году был установлен новый рекорд на работу Мура — 4,1 миллиона долларов, рынок скульптора резко упал во время последовавшей затем рецессии. Между 1991 и 1995 годами средняя цена на работы британца снизилась примерно на 73 процента. Именно тогда дальновидный нью-йоркский девелопер Шелдон Солоу (Sheldon Solow), как раз и выступивший на прошлой неделе в роли продавца, приобрел нынешнюю скульптуру-рекордсменку: в 1994 году он заплатил за нее 2 миллиона долларов.
Около десяти лет назад рынок Генри Мура начал стремительно восстанавливаться: мотивом этого процесса стало понимание, что работы классика сильно недооценены. Особенно активно рынок Мура рос в последние 4 года: в прошлом ноябре компания Art Market Research вычислила, что аукционные цены на значительные скульптуры Мура с 2007 года выросли на 183 процента. В 2008 году дело дошло и до очередного рекорда: цена на работу Мура поднялась до отметки 4,3 миллиона фунтов (8,4 миллиона долларов).
Однако было ясно, что и это не предел: одна из версий нынешней рекордсменки, работы «Полулежащая фигура: Фестиваль», прошлым летом появилась на стенде галереи Lefevre на лондонской ярмарке Masterpiece с ценником 12 миллионов долларов (всего, включая авторский экземпляр, существует пять копий работы, две из которых принадлежат музеям). «Нам говорили, что это безумная цена, ведь ни одна вещь Мура не зарабатывала столько на аукционах, — рассказал Telegraph директор галереи Александр Коркоран (Alexander Corcoran). — Однако мы продали работу некоторое время спустя почти по этой цене. Сегодня, естественно, она уже не кажется слишком высокой».
Работу, установившую рекорд на прошлой неделе, приобрел дилер из Кельна Александр Лахманн (Alexander Lachmann), который часто совершает покупки от лица российских коллекционеров, в том числе — председателя совета директоров банковской группы «Альфа-банк» Петра Авена. Telegraph отмечает, что в России интерес к творчеству Мура возрос, скорее всего, в связи с грядущей выставкой скульптора в Кремле, которая откроется для публики 21 февраля. Выставка Мура станет первой экспозицией искусства модернизма на территории музеев Кремля.
Еще одной причиной нынешнего ценового рывка могло стать появление на рынке Мура нового сильного игрока. Помимо постоянно претендующих на работы британца дилера из Монреаля Роберта Ландау (Robert Landau) и лондонского дилера Ричарда Грина (Richard Green), в борьбу за произведения Мура на прошлой неделе вступила галерея Гагосяна: она приобрела работу «Сидящая женщина с тонкой шеей», а также приняла участие в борьбе за еще одну «Полулежащую фигуру» (1963), которая, превысив верхнюю планку эстимейта, заработала 3,3 миллиона фунтов. Генри Мур до сей поры не фигурировал в длинном перечне успешных авторов, которыми занимается Gagosian. От самой галереи никаких комментариев не поступало, однако сразу два информированных источника утверждают, что Gagosian планирует в скором времени провести выставку Мура. Галерея не может похвастаться умением создавать новые рынки, однако она известна своим умением «разогревать» уже существующие.
Лондонский дилер Айвор Брака (Ivor Braka) считает, что новый рекорд Мура обусловлен таким феноменом, как «инерционный рынок», на котором состоятельные покупатели с энтузиазмом разбирают знакомые работы признанных авторов. Работа Мура идеально вписывается в эту категорию: созданная по заказу Совета по изобразительному искусству к Британскому фестивалю 1951 года, эта скульптура — один из самых хрестоматийных образов автора.
Вполне возможно, полагает Роберт Ландау (Robert Landau), что рекорд Мура — это еще и начало реакции рынка на состоявшуюся недавно 250-миллионную частную сделку с полотном Сезанна. «Ситуация коренным образом изменилась, — считает дилер. — Не только на рынке Мура, скорей на рынке в целом».
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20120215_moore.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20120215_moore.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.