Sotheby’s: вечерние торги современного искусства в Лондоне 15 февраля 2012
На вечерних торгах современного искусства в Лондоне Sotheby’s представляет уникальные произведения Герхарда Рихтера, Жана-Мишеля Баскиа и Френсиса Бэкона
2011 год стал очень успешным для аукционов современного искусства Sotheby’s: в этом сегменте был достигнут третий результат за всю историю торгов — 1,17 миллиарда долларов.
Первые вечерние торги современного искусства в 2012 году пройдут в Лондоне во вторник, 15 февраля 2012 года и соберут группу произведений крупнейших представителей послевоенного и современного искусства, среди которых Герхард Рихтер, Жан-Мишель Баскиа, Алигьеро Боэтти и Альберто Бурри. Также на торги выставлены произведения британского искусства, среди которых работы знаменитых художников: Фрэнсиса Бэкона, Лусиена Фрейда, Бриджет Райли и Леона Коссоффа. Эстимейт аукциона — более 35,8 миллиона фунтов (здесь и далее эстимейты не включают премию покупателя).
Предваряя февральские торги, глава отдела современного искусства Sotheby’s, Европа Шайенн Вестфаль сказала: «С впечатляющей суммой продаж по всему миру, которая составила 1,17 миллиарда долларов в 2011 году, Sotheby’s стал лидером на рынке современного искусства. Подтверждая успех прошлого года, этой зимой мы организовали вечерний аукцион, на который удалось привлечь произведения художников, которые пользуются спросом у коллекционеров и являются открытиями для арт-рынка. Среди “голубых фишкек” вечерних торгов можно назвать работы таких художников, как Герхард Рихтер, Жан-Мишель Баскиа, Фрэнсис Бэкон, Такаши Мураками, Энди Уорхол и Лусиен Фрейд. Аукцион предполагает эстимейт в 35 миллионов фунтов, что ставит его в один ряд с вечерними аукционами современного искусства, которые мы устраивали в феврале и июне прошлого года».
«Льдины» Герхарда Рихтера 1981 года — один из характерных пейзажных видов художника. Завораживающее море во льдах написано по фотографии, сделанной Рихтером в Гренландии, куда он в одиночку отправился в 1972 году. Безжизненность льдов очень точно передает душевное состояние Рихтера на тот момент, связанное с бурным браком, результатом чего стало физическое и эмоциональное бегство из Дюссельдорфа в его полярную противоположность. Картина оценивается в 2–3 миллиона фунтов.
«Абстрактная композиция (“Красное”)» Герхарда Рихтера создана в 1991 году и демонстрирует концептуальный подход художника к абстракции. В 1990-е годы Рихтер создал серию монументальных полотен, посвященных красному цвету. Абстрактная композиция — одновременно экспериментальная, новаторская работа и поразительно красивая. Сквозь мощный красный проступают и пульсируют зеленый, желтый и серый. Для получения этого эффекта Рихтер пользовалсяся скребком вместо кисти, достигая убедительного равновесия инстинктивного, спонтанного и случайного. Картина оценивается в 2,5–3,5 миллиона фунтов.
Работа Жана-Мишеля Баскиа «Оранжевая фигура спортсмена» — один из главных топ-лотов торгов, настоящий, очень редкий на аукционах его живописный шедевр. Оцененное в 3–4 миллиона фунтов, это произведение было создано в важный для творчества Баския 1982 год. Оно символически отражает сложные этические проблемы, связанные с расизмом в спорте. Представленный здесь спортсмен, с одной стороны, прославляется (он увенчан короной), с другой — высмеивается, поскольку держит бейсбольный мяч. Здесь Баскиа одновременно намекает на свое гаитянское происхождение и на саму страну Гаити, где самая дешевая рабочая сила для экспортного производства бейсбольных мячей, и на бейсбол, который считается преимущественно спортом «для белых». Драматизм в работе Баскиа достигается благодаря синтезу различных художественных течений: граффити, примитивизму и абстрактному экспрессионизму.
Работа «Черный пластик» Альберто Бурри с вулканической рельефной поверхностью из расплавленного материала демонстрирует мастерство художника, использовавшего огонь как одно из пластических средств. Предыдущая работа Бурри («Обугленное дерево») была продана в октябре 2011 года на Sotheby’s в Лондоне за впечатляющую сумму 3 177 250 фунтов. «Черный пластик» раньше никогда не появлялся на аукционах и стал первым произведением из этой знаковой для Бурри серии. Бурри начал работу над своей серией в 1960-х годах, а это произведение, созданное в 1965 году, несомненно, одно из лучших в ней. Граничащая с жестокостью беспощадность к материалу в этой работе отсылает нас к биографии самого Бурри. Он был врачом, затем в 1944–1945 годах находился в плену, и именно там решил стать художником. «Черный пластик» — символическая визуализация жестокой сущности войны и подвергнутого пыткам живого кровоточащего тела. Работа оценена в 0,8–1,2 миллиона фунтов.
«Фигура с обезьяной» Фрэнсиса Бэкона — изображение мужчины, приблизившегося к клетке с обезьяной, — одна из главных тем в творчестве Бэкона, тема, где природа человека и животного представляются автором как родственные. Это замечательное произведение появилось в результате поездки Бэкона в 1951 году в Зимбабве и Южную Родезию. В путешествии Бэкон писал первозданный мир природы, параллельно создал небольшую серию с изображением кричащих обезьян в клетке. Эта работа с кричащим животным в центре композиции тоже свидетельствует как об интересе Бэкона к диким животным, так и о его стремлении показать первобытную сущность человеческой натуры. То, что это редко воспроизводимое и выставляемое, но очень значительное раннее произведение Бэкона вновь попало на рынок, несомненно, важное художественное событие. Эстимейт работы — 1,8–2,5 миллиона фунтов.
Серия рисунков Лусиена Фрейда выставляется на торги на фоне прошлогодних высоких цен на графику художника. Эта редкая и свежая для рынка частная коллекция из пяти рисунков охватывает более чем 40-летний период творчества художника и свидетельствует о его блестящем мастерстве рисовальщика. Общая выручка от продажи этих произведений предварительно оценивается более чем в полтора миллиона фунтов. Топ-лот в этой группе — рисунок «Лорд Гудман» (1985, бумага, уголь). Этот портрет демонстрирует редкое умение художника проникать в характер модели. Наряду с еще одним, меньшего размера, рисованным портретом той же модели, который хранится в постоянной коллекции Национальной портретной галереи Лондона, эта музейного уровня работа считается одной из лучших в графическом наследии Фрейда начиная с 1980-х годов. «Лорд Гудман» Фрейда считается одной из лучших работ в портретном творчестве художника в целом и оценивается в 400–600 тысяч фунтов.
«Карта» — виртуозное произведение из знаменитой серии красочных гобеленов Алигьеро Боэтти. В качестве основы художник использует карту мира, вычленяя на ней отдельные территории, по которым можно проследить географию политики холодной войны. Эта работа, оцененная в 700–900 тысяч фунтов, была приобретена непосредственно у самого художника и предлагается на рынке впервые. Эскиз для «Карты» Боэтти сделал в 1983 году в Риме и затем отправил в Кабул (Афганистан), где его вышили. Боэтти был очень увлечен культурой и традиционными ремеслами Афганистана, страны, куда он не мог больше ездить после политических событий 1979 года. Текст на итальянском языке, вытканный вокруг карты, недвусмысленно отражает отношение художника к оккупации Афганистана советскими войсками, закрывшей ему дорогу в любимый Кабул: «Мир для Кабула. Афганистан». Боэтти одновременно привлекает наше внимание к способности искусства изменять мир и к тому, что в отличие от географии политика в нашем мире преходяща.
Впервые вышедшая на публику и торги «Абстрактная композиция» Герхарда Рихтера (под номером 768-4) — одна из самых эффектных его нефигуративных работ. Эстимейт 3–4 миллиона фунтов. Произведение относится к кругу абстрактных работ художника, созданных в 1992 году, когда Рихтер впервые вместо кисти стал использовать скребок, добиваясь визуального диалога между контролируемыми и спонтанными действиями. Сам Рихтер объяснял эту технику как «возможность дать образу шанс случайного рождения вместо того, чтобы придумывать его, …шанс найти путь к тому, что подлинно, в чем есть жизнь и что за границами моего сознания» (Герхард Рихтер. «Заметки 1985» в: Hans-Ulrich Obrist. Gerhard Richter: The Daily Practice of Painting, Writings 1962–1993, London 1993, p. 119). Сложность и богатство нюансов этой монохромной композиции ставят ее в один ряд с другими знаменитыми абстрактными полотнами Рихтера, которые находятся в собраниях ведущих музеев, таких как Национальная галерея искусства в Вашингтоне, Музей современного искусства в Сан-Франциско, Музей искусств Винтертура в Швейцарии, Гамбургер Кунстхалле в Германии, и во многих других.
Динамичная, празднично-яркая композиция Такаши Мураками «Разведите руки шире, обнимите счастье!» (эстимейт: 600–800 тысяч фунтов) — одна из лучших работ его цветочной серии, вдохновленной японской анимацией и признанной во всем мире как главный бренд знаменитого художника. Этот мотив, в частности, был использован в его сотрудничестве с Louis Vuitton и знаменитым исполнителем хип-хопа Кени Вестом. Как объясняет сам Мураками, идея покрытой цветами плоскости родилась, когда он учил рисовать цветы детей в начальной школе. Чувство отвращения и дискомфорта, которые у него вызывали эти «милые цветочки», вскоре переросло в нечто другое, что послужило импульсом для рождения новой темы. «На самом деле я хотел передать чувство тревоги и опасности, которое возникает при виде приближающейся толпы» (Такаши Мураками. Каталог выставки. Галерея Serpentine, Лондон, 2002, стр. 84–85).
«Туфли с алмазной пылью» Энди Уорхола — масштабная композиция из акрила и «алмазной пыли». Изображенная здесь женская обувь была предоставлена знаменитым модельером Хальстоном художнику, тогда работавшему иллюстратором моды на Мэдисон Авеню. Уорхол считал обувь на шпильках одним из символов гламура и поэтому, когда вернулся к этой теме в 1980-е годы, решил использовать в новой для себя технике шелкографии и «алмазную пыль». Тем самым Уорхол отсылает зрителя к культу кинозвезд, высокой моде, славе и деньгам — самым любимым темам художника. Для этой работы, которая оценивается в 0,7–1 миллион фунтов, Уорхол сделал серию полароидных снимков, выбрав затем один из них для печати. В конце же он использовал крупную стеклянную крошку для получения переливающегося эффекта «алмазной пыли».
«Обнаженная в номере» (1995) Роя Лихтенштейна — одна из самых эффектных работ позднего периода творчества художника, никогда раньше не появлявшаяся на рынке. Она напрямую перекликается с ранними изображениями женщин из серии Лихтенштейна в стиле комиксов, которые принесли ему мировую славу. На первом плане картины изображена женская фигура в натуральный рост, стоящая перед зеркалом. И в других своих классических работах художник использовал зеркала, окна и разные отражающие поверхности, добиваясь тем самым сложного и богатого взаимоотношения предметов со светом. Эта работа оценивается в 600–800 тысяч фунтов.
Картина «Церковь Христа № 1, август 1991» Леона Коссоффа, изображающая главную достопримечательность лондонского Ист-Энда, — первая из серии его работ на эту тему, появившаяся на рынке. Для того чтобы начать ее писать, Коссофф совершил паломничество в этот иммигрантский район, где прошло его детство и годы становления. Коссофф родился в еврейской семье украинского происхождения и воспринимал доминирующую архитектуру Церкви Христа как угрозу своему пребыванию в чужой среде, как символ демонстративно враждебной ему, как и другим лондонским иммигрантам, чужой культуры. Эта картина свидетельствует и о глубоком интересе Коссоффа к теме лондонских гетто. «Лондон, как и краски, которыми я пользуюсь, у меня в крови. Он весь в движении — его небо, улицы, дома, люди, проходящие мимо, когда я рисую, — и часть моей жизни» (Леон Коссофф. Каталог выставки. Галерея Тейт, Лондон, 1996, стр.36).
Работа «Табриз» Бриджет Райли выполнена в 1984 году и относится к циклу «Египетская палитра». Он появился после путешествия Райли зимой 1979/1980 года в Египет, который произвел неизгладимое впечатление на художницу. Особенно сильное влияние на нее оказали произведения искусства из гробниц фараонов с восхитительными сценами, переданными при помощи ограниченного выбора средств. «Табриз», оцененный в 250–350 тысяч фунтов, — одно из наиболее эффектных и праздничных по настроению произведений знаменитой серии художницы. В этой работе она, оставаясь верной своей оригинальной технике и цветовой палитре, ограничивается шестью цветами одинаково вычерченных вертикальных линий. Но в результате появляется завораживающая оптическая иллюзия искажения ширины этих линий и даже цвета пигментов, возникает ритмичный пульсирующий эффект.
Источник: пресс-релиз Sotheby’s
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20120202_feb_ctp_eve_auction_perevod.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20120202_feb_ctp_eve_auction_perevod.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.