Сенсационные итоги продаж немецких художников на лондонских торгах Sotheby's
Вчера вечером на аукционе Sotheby's полотна немецких художников из коллекции Кристиана Дюркхайма принесли 174 миллиона долларов
Вчера лондонские торги Sotheby's собрали рекордную сумму — 108,8 миллиона фунтов (174,1 миллиона долларов) и тем самым почти на 4 миллиона поднялись над верхней планкой суммарного эстимейта 74–105 миллионов фунтов. Этот результат — крупнейший для торгов современного искусства, когда либо проводившихся в британской столице. Достигнут он во многом благодаря коллекции редко появляющихся на рынке произведений послевоенного немецкого искусства из крупного частного собрания. Не нашли покупателей девять из 88 лотов, таким образом, объем непроданных работ составил минимальные 10 процентов от числа лотов и 6 процентов от их общей стоимости.
На торги были выставлены 34 полотна легендарных немецких художников Герхарда Рихтера, Георга Базелица, Блинки Палермо и Зигмара Польке из коллекции графа Кристиана Дюркхайм-Кетельходта, который до вчерашнего дня был первым и единственным владельцем этих картин. Дюркхайм приобрел эти картины в именитых немецких галереях в начале 1970-х — середине 1980-х годов. Произведения из его воистину удивительного собрания вкупе заработали грандиозную сумму в 60,4 миллиона фунтов (96,6 миллиона долларов) и почти удвоили, таким образом, нижний эстимейт в 31,8 миллиона фунтов (с учетом комиссии).
В целом 29 из выставлявшихся на вчерашних торгах лотов были проданы дороже миллиона фунтов, а 45 — дороже миллиона долларов. Средняя стоимость лота составила 1,4 миллиона фунтов (2,2 миллиона долларов).
Общая выручка превысила предыдущий рекорд вечерних торгов Sotheby's в Лондоне, установленный в феврале 2008 года. Тогда 56 лотов принесли аукционному дому 95 миллионов фунтов (189,5 миллиона долларов). Стоит отметить, что позиции доллара были тогда значительно крепче.
Если у кого-то еще остались сомнения по поводу того, что рынок искусства, несмотря на происходящие в мире события, сейчас на подъеме, их окончательно развеет следующий факт: вчерашние цифры значительно превышают итоговую сумму в 41 миллион фунтов (61,8 миллиона долларов), заработанную в июне прошлого года 44 лотами аналогичного аукциона. Лакомые кусочки из коллекции Дюркхайма разобрали за 75 минут, причем накал страстей в иные моменты зашкаливал и казалось, будто вы ненароком перенеслись во времена золотой лихорадки.
Подобные ассоциации возникали не раз, особенно когда на торги выставили работу Герхарда Рихтера «Сестры» (1967). Первое ценовое предложение составило 800 тысяч фунтов, но за ним последовал нетерпеливый выкрик другого покупателя, назвавшего сумму 1,9 миллиона. При обычном раскладе сумма второго предложения составила бы около 900 000 фунтов. Даже видавший виды аукционист Тобиас Майер был весьма удивлен названной цифрой: он поинтересовался, есть ли в зале кто-то, кто хочет составить конкуренцию «этому невероятному ценовому предложению».
Что еще более удивительно, желающие нашлись. В результате полотно с изображением двух девушек досталось телефонному покупателю за 2,5 миллиона фунтов (4 миллиона долларов) при эстимейте 1,2–1,8 миллиона.
Чуть раньше нью-йоркский дилер Кристоф ван де Веге победил в напряженной схватке за другую работу Рихтера — «1024 цвета» (1974), не пожалев отдать за нее 4,2 миллиона фунтов (6,9 миллиона долларов) при эстимейте 1–1,5 миллиона фунтов.
«Это совершенно особая картина», — позже отметил ван де Веге. «Существуют лишь три работы Рихтера такого формата, и где находятся две другие — неизвестно. Картина в идеальном состоянии: на ней нет ни трещин, ни других повреждений, так что изначально мы были готовы предложить за нее и больше».
Подобные отзывы часто звучали на вчерашнем аукционе; топ-лотом торгов стало вызвавшее отчаянную борьбу полотно Зигмара Польке «Джунгли» — броский пейзаж 1967 года в технике пуантилизма, появление которого буквально взорвало зал. Картина досталась телефонному покупателю за рекордную сумму 5,7 миллионов фунтов (9,2 миллиона долларов) при эстимейте 3–4 миллиона фунтов. Этот результат буквально разгромил предыдущий рекорд Польке, принадлежавший работе 1966 года «Пляж», купленной на лондонских торгах Christie's в феврале 2007 года за 2,7 миллиона фунтов (5,3 миллиона долларов) — и это действительно ошеломляющий результат.
Из девяти принадлежавших Дюркхайму и выставленных на вчерашних торгах холстов Польке еще один удивил собравшихся резким взлетом цены — «Городская картина II», изображающая освещенный огнями пейзаж ночного города. Работа нашла владельца в лице Пауля Шоневальда, который отдал за нее 4,6 миллиона фунтов (7,4 миллиона долларов) при эстимейте 2–3 миллиона фунтов.
«Я бы мог заплатить и больше, — сказал дилер, покидая зал торгов. — Подобное полотно впервые появилось на рынке после тридцатилетнего пребывания в коллекции, и оно сейчас в новинку для всех».
Как гласит каталог аукциона, Дюркхайм приобрел полотно в конце семидесятых через мюнхенского дилера Фреда Яна, который для послевоенных немецких художников был своего рода Лео Кастелли (легендарный американский галерист и коллекционер, сыгравший важную роль, например, в карьере Энди Уорхола). Имя Фреда Яна упоминается в большинстве провенансов коллекции.
По меньшей мере шестеро клиентов спорили за работу Георга Базелица «Spekulatius» (1964) с эстимейтом 2–3 миллиона фунтов; в итоге картина досталась Александру Аквавелла (Alexander Acquavella) из нью-йоркской Acquavella Galleries за рекордные для Базелица 3,2 миллиона фунтов (5,17 миллиона долларов).
Если бы можно было раздавать призы просто за активное участие в аукционе, то награда досталась бы парижскому дилеру Тадеушу Ропаку (Thaddeus Ropac), который торговался почти за каждую из 11 предложенных работ Базелица. В итоге ему досталась работа «Большая ночь» (1962–1963) за 2,4 миллиона фунтов (эстимейт 2–3 миллиона фунтов). «Я сделал очень выгодную покупку. Для своего времени эта работа была радикальной и агрессивной, и я готов был многое за нее отдать», — говорит Ропак.
Можно ли говорить об ошеломляющем успехе работ из коллекции Дюркхайма? Глава отделения современного искусства Sotheby’s в Европе Шайенн Вестфал (Cheyenne Westphal) полагает, что нет, нельзя. Она заметила, что коллекционер пока предложил лишь очень небольшую часть своего собрания, чтобы посмотреть, какова будет реакция покупателей.
После распродажи коллекции Дюркхайма началась вторая часть аукционного марафона, однако ее 54 лота, выставленные разными владельцами, были встречены уже не с тем энтузиазмом. Впрочем, «Скорчившаяся обнаженная» на ярко зеленом фоне кисти Френсиса Бэкона ушла с молотка за солидные 8,3 миллиона фунтов — строго в пределах эстимейта 7–9 миллионов фунтов. Результат внушительный, но все равно не дотягивает до цены молотка работы Бэкона на Christie’s позавчера (его «Эскиз к портрету» 28 июня был продан за 18 миллионов фунтов).
Два востребованных лота второй сессии торгов были предоставлены известным греческим коллекционером Димитрием Мавроматисом (Dimitri Mavrommatis). За работу Кристофера Вула (Christopher Wool) «Без названия — P137» алкидными красками на алюминии с черной надписью «Коты в мешке» арт-дилер Ларри Гагосян заплатил 1,9 миллиона фунтов (эстимейт 1,5–2,5 миллиона фунтов). Эта же работа в 2007 на Christie’s ушла с молотка за 988 тысяч фунтов — неплохой прирост за четыре года.
А работа «Без названия» (1981) Жана-Мишеля Баскии (Jean-Michel Basquiat) из той же «частной европейской коллекции», что и произведение Вула, была продана покупателю по телефону за 5,4 миллиона фунтов (8,6 миллиона долларов) — не столь существенный прирост со времени последней продажи в 2007 за 7,7 миллиона долларов.
Другой лот Баскии — акрил и коллаж на холсте «Гарлемская газета» (1987) — был продан парижскому дилеру Джону Саег-Бельчатовски (John Sayegh-Belchatowski) за 1,55 миллиона фунтов. Покупатель назвал это выгодным вложением, поскольку работы Баскии на рынке появляются редко, а у частных лиц они продаются за бешеные деньги.
Несмотря на внушительные результаты многих лотов, вчера были и откровенные провалы. Хотя один из топ-лотов кисти Энди Уорхола (Andy Warhol) — портрет 1980 года рок-дивы «Дэби Харри» с широко открытыми глазами — был продан за 3,7 миллиона фунтов против эстимейта 3,5–5,5 миллиона фунтов, однако на другой топ-лот — одну из первых работ легендарной серии с банками супа Campbell’s — не было сделано ни единой ставки (эстимейт полотна составлял 3,5–4,5 миллиона фунтов).
«Рынок работ Уорхола сейчас очень силен, но покупатели поразительно разборчивы, — считает лос-анджелесский дилер Доминик Леви (Dominique Levi) из L&M Arts, — мы не ожидали, что настолько разборчивы». По-поводу «Банки супа Campbell’s» она добавила: «Эта работа была не такой свежей, как другие, и выглядела слегка потертой». Кажется, что современная клиентура, хоть и обладает достаточными средствами, не торгуется слепо — по крайней мере в отдельных категориях.
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20110630_sothebys.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20110630_sothebys.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.