Какое искусство предпочитают коллекционеры стран БРИК и арабских государств Персидского залива?
Что чаще покупают коллекционеры России, Китая, Индии, Бразилии, стран Персидского залива — своих национальных авторов или мировые имена?
Западные аукционные дома и арт-дилеры с надеждой смотрят на коллекционеров из быстроразвивающихся стран — Бразилии, России, Индии, Китая и арабских государств Персидского залива: что предпочтут они в ближайшем будущем — мировое или свое национальное искусство? Об этом размышляет в материале The Art Newspaper Джорджина Адам (Georgina Adam).
Как полагает лорд Марк Полтимор (Sotheby’s), «клиенты из быстро развивающихся стран поначалу предпочитают национальное искусство XIX века — рядом с ним они росли, вкладывать в него удобно и патриотично. Но со временем интересы этих коллекционеров распространяются и за пределы своей страны».
По мнению Джорджины Адам, несколько факторов ускоряют расширение круга интересов коллекционеров от национального к мировому искусству — в частности, рост числа частных арт-пространств, организуемых крупными коллекционерами — законодателями мод, развитие международных ярмарок искусства, рост интернационализации в деятельности арт-дилеров, предложение на рынке мирового искусства, глобализация (в особенности благодаря Интернету).
Нью-йоркский дилер Адам Шеффер (Adam Sheffer) из Cheim and Read отмечает также роль музейных объединений: «путешествуя по международным биеннале и ярмаркам, ведущие мировые музеи завязывают знакомства с местными коллекционерами и, как следствие, влияют на их вкусы».
К тому же в наши дни отдельные художники, которых знает весь мир, становятся брендом: нувориши покупают их работы примерно так же, как предметы роскоши известных марок. Однако нельзя сказать, что коллекционеры развивающихся регионов ведут себя на мировом рынке одинаково.
Россия
В 2010 году, по данным Christie’s, его департамент русского искусства увеличил продажи по сравнению с прошлым годом всего на 4 процента, в то время как азиатского искусства, к примеру, было продано на 111 процентов больше. Однако причина не в том, что русские коллекционеры ушли с рынка. Напротив, россияне сейчас на удивление активно покупают на аукционах — но не столько русское искусство, сколько мировое.
Одним из главных любителей мирового искусства считают Романа Абрамовича, в чьей коллекции, как утверждают надежные источники, находится небезызвестный «Триптих» Френсиса Бэкона (4-е место в списке самых дорогих произведений искусства в мире), а также самая дорогая работа ныне живущего художника — «Спящий инспектор по пособиям» Люсиена Фрейда. Из последних громких продаж, за которыми, скорей всего, стоят русские покупатели, — полотно «Чтение» Пабло Пикассо (25,2 миллиона фунтов, Лондон, февраль 2011), «Терраса в Верноне» Пьера Боннара (7,2 миллиона фунтов, Лондон, февраль 2011), «Магнит» Рене Магритта (4,7 миллиона фунтов, Лондон, февраль 2011) и «Кариатиды» Поля Дельво (8 миллионов долларов, Нью-Йорк, май 2011).
Китай
Многие западные аукционные дома утверждают, что китайские коллекционеры покупают все больше работ западных художников. Есть мнение, что 106,5 миллиона долларов за «Обнаженную на фоне бюста и зеленых листьев» Пикассо заплатил клиент из Поднебесной. «Все открывают филиалы в Китае и Гонконге — это рынок с грандиозным потенциалом», — полагает галерист Haunch of Venison Мэтт Кэрри-Уильямс (Matt Carey-Williams). Тем не менее лучше всего в Китае пока продается китайское традиционное и модернистское искусство — и недостатка в предложении таких работ нет. «Если сдвиг в сторону мирового искусства произойдет, то он будет масштабным», — предвещает Марк Полтимор. Однако пока явных предпосылок к такой перемене курса нет. Некоторые эксперты даже предполагают, что под сильным влиянием Китая может произойти обратное: не они, а мы поменяем наши вкусы в искусстве и обратимся к их культурному наследию.
Латинская Америка
Многие коллекционеры Латинской Америки уже работают с мировым искусством — эта перемена произошла в последние десять лет. Причем решающую роль в этом процессе сыграли частные галереи и музеи, а также международные арт-ярмарки. Бразильским коллекционерам подал пример Бернардо Паз (Bernardo Paz), основавший музей современного искусства в Иньотиме (Брумадинью), а в Мексике первопроходцем стал Эудженио Лопес (Eugenio López) — он начал собирать мировых художников в 1990-х. Многие латиноамериканские коллекционеры заинтересовались искусством других стран после посещения ярмарок Fiac, Art Basel и Art Basel Miami Beach.
Индия
Многие дилеры ожидали, что Индия, в которой, по данным Forbes, сейчас проживают 55 миллиардеров, станет для них новым Эльдорадо после Китая. Однако «этот рынок все еще очень закрыт, коллекционеры не готовы [к переходу на мировое искусство]», — говорит Кэрри-Уильямс. По мнению лорда Полтимора, коллекционеры, собирающие мировое искусство, в Индии есть — но они очень избирательны. Только сейчас в этом регионе начали открываться частные музеи и галереи, и пока их не много (например, Poddars); так что кто знает: может, с ростом их числа ситуация изменится.
Страны Персидского залива
Этот регион стоит особняком от всех остальных: если в Индии и Китае потенциальных покупателей много и становится все больше, то в арабских странах Персидского залива они наперечет (в основном это члены правящих фамилий), однако в их руках сосредоточены колоссальные средства. Эти семьи — особенно правящая династия Катара Аль-Тани — уже признаны одними из главных покупателей произведений модернизма и современного искусства в мире. Семья Аль-Тани, к примеру, заплатила 72 миллиона долларов за «Белый центр» Марка Ротко (самое дорогое произведение русского художника); к их же приобретениям относится «Сонная весна» Дэмиена Херста; Аль-Тани также полагают крупнейшими собирателями работ Фрэнсиса Бэкона и других художников высшего ранга.
Эксперты давно пытаются понять, что движет этими коллекционерами, которые не только собирают искусство, но и создают для него современнейшие музеи. Может, они создают эти мощные культурные центры с прицелом на будущее: чтобы регион оставался привлекательным в эпоху, когда нефть закончится. Может, они хотят поднять свои страны на культурный уровень западных стран. А может, «они просто могут себе это позволить». По сути, период коллекционирования местного искусства здесь пропустили — отчасти из-за небольшого количества этого искусства. Исключение составляет Катар, где была создана выдающаяся коллекция искусства арабских стран и Среднего Востока.
Текущее столетие для стран БРИК и Персидского залива обещает стать временем создания грандиозных коллекций искусства — так же в XIX веке на волне экономического подъема создавались богатейшие частные собрания Америки. Дилерам и аукционным домам остается только вовремя сориентироваться и бежать туда, где их будут ждать.
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20110629_bric_collectors.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20110629_bric_collectors.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.