Art Investment

Художники и цены

Счастливые подковки. Безотзывные ставки на аукционах

Год с лишним назад в каталогах Sotheby’s начали появляться маленькие значки в форме подковок (). Такой символ можно было увидеть, например, рядом с названием картины Малевича «Супрематическая композиция», выставленной на аукцион импрессионистов и модернистов 3 ноября 2008 года. «Подковка» указывала на то, что у картины был гарантированный покупатель, готовый сделать безотзывную ставку (irrevocable bid). Обычные гарантии, отмечаемые в каталоге кружком, подразумевают, что в случае неудачи работы на торгах аукционный дом выкупает ее по заранее оговоренной минимальной цене. Если же лот приносит сумму, превышающую этот минимум, то продавец отдает дому часть выручки. Практика же безотзывных ставок отличается тем, что в роли страховщика выступает не аукционный дом, а стороннее лицо. Оно обещает приобрести лот по какой-то определенной цене, и если эта цена оказывается самой высокой из предложенных (или гарантированный покупатель выходит победителем в «войне ставок»), то ему приходится выплачивать всю сумму, плюс Buyer’s Premium. Случись работе уйти к другому участнику торгов, назвавшему более внушительную сумму, клиент получит часть разницы между своей гарантией и «ценой молотка».

Безотзывные ставки были придуманы Sotheby’s около 15 лет назад. Но лишь в ноябре 2008 года дом стал указывать в каталогах, какие лоты гарантированы таким способом. По словам главы финансового отдела Митчелла Цукермана (Mitchell Zuckerman), «подковки» были введены в целях повышения прозрачности. Christie’s, начавший заключать подобного рода сделки в середине 2000-х, пока не перенял новшество: в его каталогах все без исключения гарантии обозначаются кружочками.

В настоящее время аукционные дома все чаще прибегают к безотзывным ставкам: в нынешних экономических условиях страховать лоты сами они не хотят. В годы арт-бума (2005–2008) Sotheby’s и Christie’s выдали гарантий на сотни миллионов долларов — 700 миллионов лишь в весенние месяцы 2008 года! Кризис положил этому конец. После череды неудач (в числе которых провал картины Роя Лихтенштейна (Roy Lichtenstein), которую Sotheby’s, по слухам, гарантировал на 15 миллионов долларов) дома решили отказаться от этой практики. «Мы понесли финансовые потери и объявили, что больше не будем брать на себя гарантийные обязательства», — говорит Митчелл Цукерман. Ту же «Супрематическую композицию» Малевича спасла лишь безотзывная ставка: за исключением гарантодателя, выложившего за картину 60 миллионов долларов с комиссией, приобрести ее желающих не нашлось.

«Пока ситуация на фондовых рынках коренным образом не изменится, мы будем обращаться за гарантиями к третьим лицам», — заявляет президент Christie’s Americas Марк Портер (Marc Porter).

Имена своих партнеров-гарантодателей дома не разглашают, но некоторые источники сообщают, что на регулярной основе безотзывные ставки делают всего около десяти арт-дилеров и коллекционеров. В их числе — трейдер Стив Коэн (Steve Cohen), а также известные дилеры Роберт Мнухин (Robert Mnuchin), Уильям Аквавелла (William Acquavella) и семья Нахмадов (Nahmad).

Условия сделки фиксируются в контракте. Гарантодатель может взять на себя весь риск, а может разделить его с аукционным домом. Оба дома выдают «страховщикам» вознаграждение, однако Sotheby’s делает это только в том случае, если лот достался другому покупателю, в то время как Christie’s платит вне зависимости от того, кто в итоге стал хозяином работы.

Многие считают, что безотзывную ставку вряд ли назовешь хорошим способом заработать. Юрист в области искусства Ралф Лернер (Ralph Lerner) всегда говорит своим клиентам: «Делайте это, только если вам действительно очень хочется купить работу по гарантированной цене. Произведение должно вам по-настоящему нравиться — не занимайтесь этим, если вашей главной целью является получение прибыли».

Есть и те, у которых другое мнение. «Мне нравится давать гарантии, — заявляет Уильям Аквавелла, который сотрудничал как с Christie’s, так и с Sotheby’s. — Я делал безотзывные ставки на многие произведения, которые мне хотелось бы иметь. Те суммы, которые я выложил за гарантированные мной лоты, я считаю более чем удовлетворительными. Я никогда не отказываюсь рассмотреть подобное предложение. Это всего лишь один из способов делать бизнес».

Источники: theartnewspaper.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20100118_irrevocable_bids.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20100118_irrevocable_bids.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».