Коллекция Сен-Лорана и Берже на Christie’s — часть вторая
С 17 по 19 ноября аукционный дом Christie’s проводит в Париже торги, на которые выставлена вторая часть художественной коллекции Ива Сен-Лорана и Пьера Берже
С 17 по 19 ноября аукционный дом Christie’s проводит в Париже торги, на которые выставлена вторая часть художественной коллекции Ива Сен-Лорана и Пьера Берже. Торги проходят при поддержке аукционного дома Pierre Bergé & Associates, а вырученные от торгов средства будут направлены в созданный Пьером Берже фонд, занимающийся научными исследованиями и разработками, направленными на борьбу со СПИДом.
На торги выставлено около 1200 произведений искусства из шато «Габриель» и парижских апартаментов, принадлежащих Сен-Лорану и Берже. Среди работ представлены произведения Старых Мастеров, живопись XIX века, шедевры импрессионизма и модернизма, тиражная графика, современное искусство, скульптура, керамика, изделия из серебра, книги, ткани, ювелирные украшения, а также предметы интерьера и декоративно-прикладного искусства. Предварительная стоимость коллекции составляет от 3 до 4 миллионов евро.
Шато «Габриель»
Эклектичное по своему архитектурному стилю шато, построенное в 1874 году для американской семьи и располагающееся в центре обширного парка в Бенервиле, близ города Довиль, бесспорно является жемчужиной нормандского побережья. Ив Сен-Лоран и Пьер Берже приобрели шато в начале 1980-х годов.
Оформлением интерьеров шато по просьбе новых владельцев занимался популярный декоратор Жак Гранж, который черпал вдохновение в романе Марселя Пруста «В поисках утраченного времени», атмосфере замков эпохи короля Людовика II Баварского и декорациях к фильмам Лукино Висконти (в частности, к любимому фильму Ива Сен-Лорана «Невинный»).
В своем интервью газете New York Times в 2005 году Жак Гранж упомянул: «Я обожаю это шато. Это замечательное место». Сам Ив Сен-Лоран описывал свой дом в Бенервиле как «райский островок спасения меж бушующих стихий. Сюда я приезжаю, когда мне требуется восстановить силы».
Первый этаж: прихожая, гостиная, зимний сад, библиотека, столовая
Прихожую украшает голландская люстра XIX века (эстимейт 50–70 тысяч евро). Деревянная лестница, ведущая на второй этаж, отражается в монументальном зеркале XIX века (эстимейт 30–50 тысяч евро). Чуть дальше, в нише галереи, ведущей в гостиную и библиотеку, расположена китайская ваза начала XVI века (эстимейт 40–60 тысяч евро).
Гостиная. Сидя в креслах эпохи Наполеона III, гости наслаждались видом на полотно сэра Эдварда Бёрн-Джонса «Луна» (оно было продано на торгах Christie’s в феврале 2009 года за рекордную сумму в 1 095 400 евро). Стены гостиной украшены обоями с мотивами, почерпнутыми из полотен цикла «Кувшинки» Клода Моне, — именно Моне послужил Прусту прототипом художника Эльстира, одного из героев романа «В поисках утраченного времени».
Вся обстановка этой комнаты призвана воссоздать атмосферу произведений Пруста. Все предметы интерьера тщательнейшим образом отбирались. Неоготические кресла из розового дерева эпохи короля Карла X (эстимейт 15–20 тысяч евро) стоят на агрском ковре конца XIX века из северной Индии (эстимейт 20–30 тысяч евро). Воплощением безупречного вкуса владельцев являются керамические изделия XIX века, выполненные в технике «барботин», фарфоровые блюда и вазы (эстимейты от 800 евро).
Зимний сад находится рядом с гостиной. Он всегда был полон цветущими орхидеями в китайских вазах из белого и голубого фарфора (эстимейт 2–3 тысячи евро).
Библиотека. В этой комнате первым приковывает взгляд большой каменный камин, дополненный двумя подставками для дров, выполненных в форме фигур Юпитера и Юноны (эстимейт 6–9 тысяч евро). По обе стороны от камина на стенах висят бронзовые канделябры, выполненные по эскизам Бари (эстимейт 8–12 тысяч евро). Освещает библиотеку люстра из позолоченной бронзы, созданная в мастерских Maison Baguès (эстимейт 50–70 тысяч евро). На столе из черного дерева эпохи Людовика XVI (эстимейт 4–6 тысяч евро) стоят фотографии Клода Моне и Марселя Пруста. Довершает декор комнаты бронзовая копия скульптуры Геркулеса Фарнезского работы мастера итальянской школы XIX века (эстимейт 4–6 тысяч евро).
Столовую, пол в которой покрыт черно-белыми керамическими плитками, украшает глиняная печь XIX века в восточном стиле (эстимейт 7–10 тысяч евро), напротив нее стоит фанерованный розовым деревом обеденный стол (эстимейт 8–12 тысяч евро). На покрытых глазурью глиняных консолях (эстимейт 15–25 тысяч евро) находятся массивные фарфоровые чаши в мейсенском стиле, украшенные фигурами, символизирующими континенты (эстимейт 40–60 тысяч евро). С этими чашами тематически рифмуются фигурки Африки, Азии, Америки и Европы из мейсенского фарфора XIX века (эстимейт 10–15 тысяч евро), украшающие неоклассический стол эпохи Людовика XVI в итальянском стиле (эстимейт 5–7 тысяч евро).
Комнаты второго и третьего этажа
Ив Сен-Лоран и Пьер Берже присвоили каждой комнате в доме названия, совпадающие с именами героев шедевра Марселя Пруста. Спальня Сен-Лорана была названа в честь Шарля Свана, а спальня Пьера Берже — в честь барона де Шарлю.
Атмосфера спальни кутюрье отсылает нас к рубежу XIX — XX веков. Смежный кабинет обставлен гарнитуром эпохи бидермейер (шесть кресел и софа, эстимейт 4–6 тысяч евро), освещается люстрой начала 1900-х годов (эстимейт 15–20 тысяч евро) и украшен стеклянными вазами того же периода (эстимейт 300–400 евро). Кроме того, спальня украшена парой фаянсовых подсвечников работы Эмиля Галле 1870-х годов (эстимейт 5–7 тысяч евро).
Первое, на чем останавливается взгляд при входе в спальню Пьера Берже, — это каминная доска, украшенная маятниковыми часами эпохи Луи-Филиппа из позолоченной бронзы с кабошонами цветного стекла (эстимейт 4–6 тысяч евро). На полу лежит медвежья шкура, а стены декорированы шелковыми обоями насыщенного лилового цвета. По обеим сторонам комнаты стоят письменный стол-бюро (эстимейт 15–20 тысяч евро) и кровать красного дерева (эстимейт 10–15 тысяч евро). Под потолком висит голландская люстра с 24 бронзовыми рожками (эстимейт 10–15 тысяч евро).
Второй этаж занимают шесть гостевых комнат, причем каждому гостю отводилась своя комната, ассоциирующаяся с одним из прустовских персонажей. Так, Шарлотте Айо отводилась комната «Ориана де Германт», Анне-Марии Мунос, а также Альбертине и Лулу Клоссовски — комната «Мадам Вердюрен», Мэдисону Коксу — комната «Шарль Морель», а Бетти Катру — комната «Мадлен Лемер».
Парижский офис Ива Сен-Лорана на авеню Марсо
Всего в десятке метров от студии, где работал Сен-Лоран, находится офис, оформленный в стиле работ художника Кристиана Берара, которым Сен-Лоран восхищался. Берар был воплощением неоромантики — стиля, который он создал вместе с Эженом Берманом и Павлом Челищевым.
Пара гипсовых дорических колонн (эстимейт 600–800 евро), увенчанных гирляндами из позолоченной бронзы с включениями горного хрусталя (эстимейт 2–3 тысячи евро), обрамляют зеркало в раме, декорированной переплетающимися стеблями камыша (эстимейт 3–4 тысячи евро). Внутреннюю обстановку офиса дополняет пара стульев, сделанных по эскизам, предположительно принадлежавшим Рене Пру (эстимейт 2-3 тысячи евро). На каминной доске, также украшенной пышными бронзовыми гирляндами (эстимейт 5–7 тысяч евро), стоит канделябр XVI века из позолоченной бронзы и горного хрусталя (эстимейт 5–7 тысяч евро). Над камином висит зеркало в раме, также украшенной растительным орнаментом (эстимейт 6–8 тысяч евро). В офисе, как и в других домах, принадлежащих Иву Сен-Лорану, присутствует неизменный букет из пшеничных колосьев.
Парижские апартаменты
В рамках февральского аукциона Christie’s на торги выставлялись произведения искусства из коллекции Ива Сен-Лорана и Пьера Берже, обладающие статусом безусловных шедевров. На ноябрьский аукцион выставлены предметы, имеющие более личный характер, — это работы, на которых лежит неповторимый отпечаток повседневной жизни выдающихся коллекционеров. Среди более 500 лотов предстоящих торгов — произведения эпохи ар-деко и работы представителей модернизма, предметы мебели, антиквариат, работы Старых Мастеров и живопись XIX века.
Парижским апартаментам, как и всей коллекции в целом, присуще органичное сочетание произведений различных стилей и эпох. Так, в каждой из комнат присутствуют шкатулки в стиле ар-деко. Некоторые из них выполнены в технике маркетри, другие декорированы эмалью, акульей кожей или серебром (эстимейты от 300 евро). Среди часов присутствуют отдельные экземпляры, на которых стоят фабричные клейма фирмы Cartier (эстимейты от 700 евро). Отдельные изделия из меди были выполнены Дюнаном и Линосье (эстимейты от 800 евро).
Среди работ периода ар-деко на торгах будут представлены пара алебастровых ночных светильников работы Мишеля Дюфе, созданных около 1921 года (эстимейт 1,2–1,5 тысячи евро), семь настенных светильников работы Жана Перцеля (эстимейты от 500 евро) и шесть настенных светильников из позолоченной бронзы и горного хрусталя, созданных в мастерских Maison Baguès около 1970 года (эстимейт 40–60 тысяч евро) и украшавших стены спальни Ива Сен-Лорана.
Среди предметов мебели особого внимания заслуживают резная ширма из бука (эстимейт 1,2–1,5 тысячи евро), изготовленный в 1930-х годах столик из тюльпанного дерева, облицованный акульей кожей (эстимейт 2–3 тысячи евро), и стол-тумба с орнаментом в виде колосьев пшеницы (эстимейт 3–5 тысяч евро). Прикроватный столик, также украшенный резными мотивами колосьев (эстимейт 0,8–1,2 тысяч евро), служил подставкой для работ, являвшихся наиболее ценными для Ива Сен-Лорана. Большинство из них были проданы на февральских торгах. Среди предметов, которые были специально отложены для предстоящего аукциона, организаторы обращают внимание участников на шкатулку из позолоченной бронзы работы Лин Вотрен с выгравированным на ней названием одного из самых известных стихотворений Поля Верлена Il pleure dan mon cœur (в переводе Брюсова — «Небо над городом плачет»; эстимейт 1–1,5 тысячи евро), а также на маленький и изящный крестик из стекла XIX века (эстимейт 200–400 евро). На торги будет выставлено шесть работ Сезара (Бальдаччини), одна из которых — «Мужчина из Драгиньяна» — оценена экспертами аукционного дома в 40–60 тысяч евро, а другая — «Компрессия» — в 20–30 тысяч евро.
На торги также будет выставлены офорт Жоана Миро «Равноденствие» 1967 года (эстимейт 25–35 тысяч евро), офорт Пабло Пикассо «Мечты и выдумки Франко» 1937 года (эстимейт 10–15 тысяч евро), а также акварели Франтишека Купки (эстимейт 20–30 тысяч евро) и Натальи Гончаровой (эскиз балетного костюма, эстимейт 3–5 тысяч евро). Среди топ-лотов в разделе модернистской живописи — гуашь Фернана Леже «Путники на отдыхе» 1950 года (эстимейт 80–120 тысяч евро).
Кроме того, на продажу выставлены десять ювелирных изделий, выполненных по эскизам Ива Сен-Лорана в форме сердец, крестов или пшеничных колосьев из горного хрусталя, золота и полудрагоценных камней (эстимейты от 800 евро). Продается дорожный багаж коллекционеров — чемоданы Louis Vuitton (эстимейты от 500 евро) и Hermes (эстимейт 4–6 тысяч евро), а также черный автомобиль «Мерседес-Бенц» класса S 350L 2007 года выпуска (эстимейт 30–50 тысяч евро).
Источник: пресс-релиз Christie’s
P.S. О торгах произведениями из коллекции Ива Сен-Лорана и Пьера Берже, состоявшихся в феврале этого года, можно почитать:
Арт-коллекцию Ива Сен-Лорана выставят на благотворительный аукцион
Коллекция Ива Сен-Лорана обретет новых владельцев
Китай против Christie’s и Пьера Берже
«Торги века» приближаются
23 февраля вечерние торги произведениями из коллекции Ива Сен-Лорана и Пьера Берже принесли рекордные 267 миллионов долларов
5 мировых ценовых рекордов за один вечер! Коллекция Ива Сен-Лорана и Пьера Берже. 23 февраля
Сенсации нон-стоп! 24 февраля дом Christie’s провел дневные и вечерние торги произведениями из коллекции Ива Сен-Лорана и Пьера Берже
Последний день триумфальной распродажи произведений из коллекции Ива Сен-Лорана и Пьера Берже
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20091117_ysl_and_berge_at_christies.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20091117_ysl_and_berge_at_christies.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.