23 февраля вечерние торги произведениями из коллекции Ива Сен-Лорана и Пьера Берже принесли рекордные 267 миллионов долларов
ARTinvestment.RU   24 февраля 2009

Самыми дорогими произведениями стали работы Матисса, Брынкуши и Мондриана

Вчера вечером в парижском Гран-Пале прошла первая сессия торгов произведениями из коллекции кутюрье Ива Сен-Лорана (Yves Saint-Laurent) и его партнера Пьера Берже (Pierre Bergé). На аукцион, устроенный домом Christie’s, было выставлено 61 творение импрессионистов и модернистов. 59 работ нашли покупателей. Всего торги принесли 206 154 600 евро (266 743 437 долларов), значительно превысив эстимейт в 129–181 миллион евро. Собрание Сен-Лорана и Берже стало самой дорогой частной коллекцией, когда-либо проданной на публичных торгах; предыдущий рекорд принадлежал собранию Виктора и Салли Ганц (Victor & Sally Ganz), которое в 1997 году принесло 206,5 миллиона долларов. А самой дорогостоящей коллекцией в мире считается собрание арт-дилера Илианы Соннабенд (Ileana Sonnabend). В прошлом году ее наследники, продав некоторые работы в частном порядке, обогатились на 600 миллионов долларов.

Все произведения, входящие в первую тройку топ-лотов вчерашнего Christie’s, намного превысили эстимейт. Самой дорогой работой стала картина Анри Матисса (Henri Matisse) «Первоцветы на скатерти в синих и розовых тонах». Оценивалась она в 12–18 миллионов евро, а принесла целых 36 миллионов (45 миллионов долларов)!* Полотно купил нью-йоркский арт-консультант Франк Жиро (Franck Giraud) из группы Giraud Pissarro Segalot. Теперь «Первоцветы на скатерти в синих и розовых тонах» является самой дорогостоящей работой Матисса, когда-либо проданной с аукциона. Этот натюрморт оттеснил с первой строчки ценового рейтинга работ Матисса картину «Одалиска. Голубая гармония», проданную в 2007 году на Christie’s за 33,6 миллиона долларов.

На втором месте — замечательная модернистская скульптура Константина Брынкуши (Constantin Brancusi) «Портрет мадам Л. Р.», проданная за 29 миллиона евро (37 миллионов долларов) при эстимейте 15–20 миллионов евро. Работа примечательна своим провенансом: один из ее предыдущих владельцев — знаменитый художник Фернан Леже (Fernand Léger). Скульптура Брынкуши, как и натюрморт Матисса, побила предыдущий аукционный рекорд художника, который составлял 27,5 миллиона долларов. Такую сумму принесла в 2005 году на Christie’s работа «Птица в пространстве».

Нешуточная борьба разгорелась за «Композицию в синем, красном, желтом и черном» кисти великого абстракциониста Пита Мондриана (Piet Mondrian). Специалисты аукционного дома оценили картину всего лишь в 7–10 миллионов евро, а ушла она за 21,5 миллиона (27 миллионов долларов). И эта сумма стала рекордной. Звание самого дорогого произведения художника до вчерашнего вечера носило полотно «Нью-Йорк/Буги-вуги», проданное в 2004 году на Sotheby’s за 21 миллион долларов.

Другая прекрасная картина Мондриана, минималистичная «Композиция с решеткой 2», была продана за 14 миллионов евро (18 миллионов долларов) при эстимейте 7–10 миллионов. Работу приобрел Филипп Сегало (Philippe Segalot), один из партнеров Франка Жиро. Сегало купил картину для некоего очень влиятельного коллекционера.

Ошеломляющий рекорд произведения Марселя Дюшана (Marcel Duchamp) тоже «дело рук» Жиро и Сегало. Редимейд под названием Belle Haleine — Eau de Voilette ушел за 9 миллионов евро (11 миллионов долларов) при предварительной оценке 1–1,5 миллиона евро. Работа представляет собой флакончик духов с фотографией Дюшана, переодетого в женщину. Ажиотаж покупателей понять несложно: подобные творения «отца концептуального искусства» выставляются на торги очень редко. К тому же этот редимейд художник сделал не один, а с помощью своего друга Мэна Рэя (Man Ray). Предыдущий рекорд на произведения Дюшана принадлежал «Велосипедному колесу», которое ушло в 2002 году на Phillips de Pury & Luxembourg за 1,8 миллиона долларов.

Еще один примечательный рекорд установила картина Джорджо де Кирико (Giorgio de Chirico) «Возвращающийся», на которой изображен отец художника. Она была продана за 11 миллионов евро (14 миллионов долларов) при эстимейте 7–10 миллионов евро. Новым владельцем картины стал парижский центр Помпиду. Раньше самой дорогой работой художника считалось полотно «Большой метафизик», проданное на Christie’s в 2004 году за 7 миллионов долларов.

Замечательная картина Джеймса Энсора (James Ensor) «Отчаяние Пьеро» была продана за 5 миллионов евро (6,3 миллиона долларов). Специалисты аукционного дома оценили ее в 2–3 миллиона. Картина стала самым дорогим произведением великого бельгийца, «обогнав» полотно «Добрые судьи», проданное на Christie’s в 2004 году за 1,3 миллиона долларов.

Одной из двух работ, не нашедших покупателя, стал натюрморт Пабло Пикассо (Pablo Picasso) «Музыкальные инструменты на столике». У этого полотна был самый высокий эстимейт — 25–30 миллионов евро, но никто не захотел отдать за него больше, чем 21 миллион. После торгов Пьер Берже сказал, что подарит картину фонду, который они с Сен-Лораном основали в 2002 году.

Очень приятным сюрпризом стал неожиданный успех двух работ Пауля Клее — Sollte Steigen и «Фигура в саду». Первая принесла 2,2 миллиона евро при эстимейте 400–600 тысяч, вторая — 4 миллиона при эстимейте 600–900 тысяч.

Распродажа коллекции Сен-Лорана и Берже стала поистине грандиозным мероприятием. В прошлые выходные в Гран-Пале состоялась бесплатная предаукционная выставка, организация которой обошлась аукционному дому в миллион евро. Экспозиция оказалась очень популярной: только в субботу ее посетили 12 с половиной тысяч человек. После закрытия выставки в Гран-Пале был устроен огромный аукционный зал на 1 500 мест — самый большой зал, в котором когда-либо проходили торги Christie’s. Незадолго до аукциона на лоты пришел полюбоваться президент Николя Саркози (Nicolas Sarkozy), которому Берже торжественно вручил «подарок Франции от Сен-Лорана» — картину Гойи (Francisco de Goya) с изображением ребенка.

Сегодня и завтра в Париже состоятся еще пять аукционов, на которых покупателям будет предложено более 600 произведений искусства. 25 февраля с молотка пойдут главные «блокбастеры» — бронзовые скульптуры в форме голов крысы и кролика, сделанные в Китае в эпоху династии Цин. Каждая из этих работ оценивается в 8–10 миллионов евро. «Крыса» и «Кролик», пожалуй, заслуживают звание самых «скандальных» лотов аукциона — когда-то они были украдены из императорского дворца. Поэтому правительство Китая заявило, что будет добиваться возвращения скульптур на родину. Недавно группа китайских юристов обратилась в суд с требованием запретить Берже продавать работы, но успеха они не добились — в понедельник французский суд постановил, что «Крысу» и «Кролика» можно выставлять на торги. Дело в том, что, согласно французским законам, требовать возвращения скульптур могут только потомки императоров династии Цин, с которыми китайские юристы не сумели как следует «скооперироваться». К тому же Берже и Сен-Лоран приобрели произведения законным путем. На вопрос, мог бы Пьер Берже просто так отдать Китаю его национальное достояние, коллекционер ответил, что сделал бы это, только если бы Пекин «соблюдал права человека, дал свободу гражданам Тибета и принял Далай-ламу». История с бронзовыми скульптурами спровоцировала в Китае всплеск националистических настроений.

Все средства от продажи работ пойдут на нужды фонда Сен-Лорана и Берже, а также нового фонда по борьбе со СПИДом.

Top-20 лотов аукциона Christies


Автор

Название

Эстимейт, млн €

Цена

Млн €

Млн $

1

Анри Матисс

Первоцветы на скатерти в синих и розовых тонах

12–18

36

45

2

Константин Брынкуши

Портрет мадам Л. Р.

15–20

29

37

3

Пит Мондриан

Композиция в синем, красном, желтом и черном

7–10

21,5

27

4

Пит Мондриан

Композиция с решеткой 2

7–10

14

18

5

Фернан Леже

Чашка чая

10–15

11,5

14,5

6

Джорджо де Кирико

Возвращающийся

7–10

11

14

7

Марсель Дюшан

Belle Haleine — Eau de Voilette

1–1,5

9

11

8

Анри Матисс

Обнаженная на берегу моря

4–6

8

10

9

Пит Мондриан

Композиция I

5–7

7

9

10

Анри Матисс

Танцор

4–6

6,8

8,6

11

Фернан Леже

Композиция. На заводе

6–8

5,6

7

12

Джеймс Энсор

Отчаяние Пьеро

2–3

5

6,3

13

Пауль Клее

Фигура в саду

0,6–0,9

4

5

14

Хуан Грис

Скрипка

4–6

3,9

4,9

15

Фернан Леже

Желтая шахматная доска

3–5

3,8

4,7

16

Фернан Леже

Черный профиль

1–1,5

3,5

4,5

17

Жорж Брак

Ваза с фруктами и газета Quotidien du Midi

1,8–1,5

3

4

18

Пауль Клее

Sollte Steigen

0,4–0,6

2,2

2,8

19

Поль Сезанн

Гора Сент-Виктуар. Вид со стороны Лов / Деревья. Этюд (на обороте)

2–3

2

2,6

20

Джакомо Балла

Переливчатое взаимопроникновение — Эвкалипт

0,8–1,2

1,7

2,2

*Все цены включают в себя Buyer’s Premium.

Источник: artinfo.com, christies.com, bloomberg.com, nytimes.com, artinvestment.ru




  • 06.06.2019 Итоги русской недели в Лондоне. Июнь 2019 года. Как сбылись прогнозы AI Предчувствие не подвело. Покупатели были в хорошем настроении, и торги прошли здорово. В первый же день «русской недели» был обновлен топ-10 аукционных результатов для русского искусства. За Петрова-Водкина заплатили почти $12 млн
  • 23.05.2019 Русские торги в Лондоне в июне 2019. Прогноз AI Вы удивитесь, но в этот раз у меня хорошее предчувствие. Думаю, что покупательская активность будет выше, чем в прошлый раз. И цены, скорее всего, удивят. Почему? Об этом будет пара слов в самом конце
  • 13.05.2019 Москва названа четвертым городом в мире по числу миллиардеров Многие считают, что столь высокая концентрация очень богатых людей неизбежно создает адекватный спрос на внутреннем рынке искусства. Увы, масштаб покупок картин в России отнюдь не прямо пропорционален сумме личных состояний
  • 24.04.2019 Цифровизация и арт-рынок. Чего нам ждать в будущем Из прежних прогнозируемых IT-прорывов, на удивление, многое не сбылось. Может, и к лучшему. Есть мнение, что вместо помощи мировые интернет-гиганты ведут нас в западню. И только малая часть самого богатого населения вовремя сориентировалась, что к чему
  • 29.03.2019 Художники недели: «Персонаж Komar & Melamid». 1972–2003 Познакомившимся в морге студентам Строгановки было суждено стать изобретателями соц-арта, зачинщиками «бульдозерной выставки», торговцами американскими душами и самыми узнаваемыми представителями независимого советского искусства в мире
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 34

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх