Art Investment

Christie’s выставляет на торги знаменитую коллекцию произведений русского искусства парижской галереи Popoff

Парижская галерея Popoff решила сменить специализацию, поэтому в октябре на торгах Christie’s появится уникальная коллекция русского фарфора, акварели, декоративно-прикладного искусства, собранная тремя поколениями семьи галеристов

12 и 13 октября 2009 года в Лондоне пройдет аукцион Christie’s, на который будут выставлены произведения декоративно-прикладного искусства и живописи из собрания одного из самых известных парижских арт-дилеров в сфере русского искусства — галереи Popoff. Вниманию коллекционеров будет предложено 550 работ, среди которых редкие изделия из фарфора XVIII — XIX веков, акварели, произведения декоративно-прикладного искусства и ткани.

Галерее Popoff принадлежит одно из самых известных собраний русского искусства. Недавно изданная книга «Шедевры русского фарфора XVIII века из собраний галереи Popoff и галереи Cie», содержащая статьи наиболее авторитетных экспертов по фарфору (сотрудников ведущих русских музеев), была посвящена именно выдающимся изделиям из фарфора XVIII века, собранным тремя поколениями коллекционеров галереи Popoff.

Алексей Тизенгаузен, глава международного департамента русского искусства Christie’s, отметил: «Выставлять на торги такую коллекцию — это большая честь для нас. Мы рады, что это событие позволит нам обогатить аукционный календарь осени, добавив к нему отдельные торги, посвященные русскому декоративно-прикладному искусству и живописи. Галерея Popoff является одним из старейших мировых арт-дилеров в сфере русского искусства. На протяжении последних 90 лет ее клиентами были многие выдающиеся коллекционеры. И надо сказать, что безупречная репутация, созданная Александром Александровичем Поповым, предлагавшим своим клиентам самое лучшее из всего, что было на рынке, заслуженно сохранилась за галереей вплоть до сегодняшнего дня. Октябрьские торги Christie’s в Лондоне предоставят коллекционерам уникальную возможность приобрести произведения, происходящие из собрания, о котором будут помнить и говорить еще многие десятилетия и которые несут на себе неповторимый отпечаток русской истории».

Изделия из фарфора

Интерес Александра Попова к русскому искусству был безграничен, однако его особой страстью были изделия из фарфора. Его богатый опыт и феноменальная интуиция вошли в легенду. По воспоминаниям одного из коллекционеров, когда он, будучи еще совсем молодым, столкнулся в галерее с уже пожилым владельцем, он был поражен тем, как Александр Александрович, обладавший слабым зрением, на ощупь давал точнейшие характеристики принесенным ему на оценку работам. Именно подобного рода приверженность своему делу позволила Александру Попову создать коллекцию, которая и по сей день остается одним из самых значительных частных собраний русского фарфора, находящихся за пределами России.

Первая часть торгов (12 октября) будет посвящена русскому и европейскому фарфору XVIII века. Многие из выставляемых на торги лотов обладают поистине выдающимся провенансом. Это произведения, выполненные для Екатерины Великой, великого князя Павла Петровича (в будущем императора Павла I), императрицы Марии Фёдоровны, императора Николая II и его супруги Александры Фёдоровны. Широкий спектр работ и эстимейты лотов, начинающиеся от 2 тысяч фунтов, представляют особый интерес для коллекционеров.

Топ-лотом раздела является фарфоровый сервиз, изготовленный мастерами Берлинской королевской фарфоровой мануфактуры в 1778 году для великого князя Павла Петровича по заказу прусского короля Фридриха II (эстимейт 200–300 тысяч фунтов). На каждом предмете сервиза стоит герб Российской империи и герцогская эмблема рода Гольштейн-Готторп (к которому принадлежала бабушка будущего императора Павла I).

Еще одним шедевром с императорским провенансом является сервиз 1760-х годов, выполненный по заказу Екатерины Великой на Императорском фарфоровом заводе специально для графа Григория Григорьевича Орлова, который вместе со своими братьями помог восшествию Екатерины на престол в 1762 году. На торги будут выставлены три глубоких блюда из сервиза, расписанные по мотивам работ известного исторического и портретного живописца Гавриила Игнатьевича Козлова. Каждое из блюд украшено монограммой «ГГО» (инициалами Орлова), которая переплетается с изображениями трофеев, ассоциирующихся с военной карьерой графа (эстимейт каждого блюда 60–80 тысяч фунтов).

Ко дню коронации Екатерины Великой в 1762 году, последовавшей за свержением с трона ее мужа Петра III, Императорский фарфоровый завод Санкт-Петербурга выпустил специальный презентационный набор, состоящий из блюдца и чашки с крышечкой, украшенной двуглавым орлом. Уникальность этого лота в том, что аналогов данной работе не существует ни в одной музейной коллекции России (эстимейт 150–170 тысяч фунтов).

Акварели

Интересы Александра Александровича Попова распространялись не только на фарфоровые изделия. Он также был выдающимся знатоком русской акварельной живописи, которой будет посвящена вторая часть торгов (13 октября). Коллекция галереи включает в себя работы таких выдающихся русских художников начала XIX века, как Александр и Карл Брюлловы, Пётр Соколов и Владимир Гау. Каждый из них был настоящим мастером, поднявшим школу русской акварельной живописи на высочайший уровень. Портретное сходство и непревзойденный уровень художественного мастерства русских акварелистов в работах из коллекции Попова создают своеобразную визуальную хронику жизни российского светского общества XIX века. В частности, это относится к портрету Натальи Гончаровой (1812–1863) кисти Владимира Ивановича Гау (эстимейт 120–160 тысяч фунтов). Наталья Гончарова, жена великого поэта Александра Сергеевича Пушкина, была блистательной красавицей.

На акварели Петра Соколова (1791–1848) «Портрет императрицы Александры Федоровны и великой княжны Марии Николаевны» 1829 года представительницы императорской семьи изображены на фоне морского побережья (эстимейт 100–150 тысяч фунтов). Урожденная принцесса Фридерика Шарлотта Вильгельмина, известная также как Шарлотта Прусская, дочь прусского короля Фридриха Вильгельма III и его супруги, королевы Луизы, вышла замуж за брата российского императора Александра I, великого князя Николая Павловича в июне 1817 года.

После восшествия супруга на престол в 1825 году Александра Фёдоровна стала российской императрицей. Отличающаяся слабым здоровьем Александра Федоровна очень любила проводить время у моря, так как морской воздух был ей полезен. На акварели она изображена вместе со своей 10-летней дочерью Марией Николаевной.

Одним из топ-лотов раздела является акварельный портрет Джованины Пачини (1799–1852) кисти Карла Брюллова. Джованина послужила моделью для нескольких работ Карла Брюллова. Ее приемной матерью была одна из богатейших женщин России — графиня Юлия Самойлова, которая на протяжении некоторого времени состояла в романтической связи с художником и заказала ему несколько портретов дочери. Настоящая работа является великолепным примером мастерства художника в передаче цветовых контрастов и нюансов и его безупречного внимания к деталям. На акварели Джованина изображена в черной шали на фоне облачного неба (эстимейт 100–120 тысяч фунтов).

Произведения декоративно-прикладного искусства и текстиль

Коллекция, выставляемая на октябрьские торги, включает целый ряд произведений декоративно-прикладного искусства и изделий из текстиля, в частности подборку вышитых сарафанов и кокошников, являющуюся уникальным свидетельством российской истории. Вышивка была одним из самых распространенных женских занятий на протяжении нескольких столетий, а кокошник, начиная с XVII века, к функции обычного женского головного убора добавил функцию своеобразного отображения статуса замужней женщины, показателя ее благосостояния и происхождения. Современнику детали женского наряда того времени могли сообщить многое о его обладательнице. Например, кокошник в форме полумесяца (эстимейт 3–5 тысяч фунтов) выдавал в своей владелице жительницу центральной части России.

На торги выставляется золотая памятная медаль Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде 1896 года (эстимейт 5–7 тысяч фунтов). На лицевой стороне медали изображен профиль Николая II, основателя выставки, а на обороте — городской пейзаж Нижнего Новгорода.

Эскиз памятника Николаю I на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге работы Огюста Монферрана оценен экспертами аукционного дома в 60–90 тысяч фунтов. Он выставляется на торги вместе с детальными рисунками, на которых изображены структура и архитектурные детали памятника. Монферран в первую очередь известен как проектировщик двух самых известных площадей Северной столицы — Дворцовой и Исаакиевской. Значимость данного лота возрастает на фоне 150-летнего юбилея возведения данного памятника, отмечаемого в этом году.

Галерея Popoff была основана Александром Александровичем Поповым в 1920 году в Париже и располагается напротив Елисейского дворца. Перечень клиентов галереи, начиная с 1930-х годов, включал в себя множество известных людей, среди которых были герцог и герцогиня Виндзорские, Джованни Аньелли, Мстислав Ростропович и Леонард Бернстайн. Сам Александр Попов тесно общался с представителями русской эмиграции, среди которых Константин Коровин, Юрий Анненков, Филипп Малявин, Зинаида Серебрякова, Константин Сомов и другие, работы каждого из этих художников выставлялись в галерее. В 1935 году галерея была награждена первым почетным Гран-при Парижа за высочайшее качество выставляемых работ.

Галерея Popoff продолжит свою работу, сместив фокус своих интересов в сферу французской живописи XIX века.

Источник: пресс-релиз Christie’s


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20090912_christies_popoff.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20090912_christies_popoff.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».