«Старые мастера»: сенсации на Sotheby’s и Christie’s
Картины Халса, Сурбарана и Шардена не нашли покупателей, зато произведения Хендрика Тербрюггена и Федерико Бароччи произвели настоящий фурор. Впрочем, самым дорогим лотом предсказуемо стала картина Тёрнера
На прошлой неделе в Нью-Йорке состоялись крупные торги произведениями старых мастеров Sotheby’s и Christie’s. Самой дорогой работой стала картина Дж. М. У. Тёрнера (J. M. W. Turner) «Храм Юпитера Панэллинского», которая принесла 12,9 миллиона долларов* на Sotheby’s 29 января. Ее эстимейт составлял 12–16 миллионов. Sotheby’s застраховался от неудачи, найдя гарантированного покупателя, но предосторожность оказалась излишней: приобрести «Храм Юпитера Панэллинского» пожелал еще один участник торгов, к которому в итоге и перешла картина.
«Храм Юпитера Панэллинского» взлетел на вторую строчку в рейтинге самых дорогих работ Тёрнера, когда-либо проданных на аукционе. Теперь уже бывший владелец картины, арт-дилер Ричард Фейген (Richard Feigen), приобрел ее в 1982 году за 648 тысяч фунтов стерлингов (1,1 миллиона долларов). Рекордной для Тёрнера является сумма 35,8 миллиона долларов, за которую было продано в 2006 году полотно «Джудекка, Ла Донна делла Салюте и Сан-Джорджо».
Всего аукцион принес 57 647 000 долларов. Одиннадцать работ ушли за суммы, превышающие миллион.
Самой сенсационной, без всяких сомнений, стала продажа полотна «Волынщик» кисти голландского живописца Хендрика Тербрюггена (Hendrick Ter Brugghen). Работа принесла 10 миллионов долларов при эстимейте 4–6 миллионов. За нее боролись несколько покупателей, в том числе и Фейген. Победителем стал лондонский дилер Джонни ван Хефтен (Johnny van Haeften). Ажиотаж был вызван тем, что «Волынщик» — работа очень редкая. Последний раз она выставлялась на публичные торги в 1938 году, причем ее тогдашний владелец, Херберт фон Клемперер (Herbert von Klemperer), вовсе не хотел этого — продать картину его вынудили нацисты. Почти семьдесят лет «Волынщик» провисел в кельнском музее Wallraf-Richartz, пока не пришли наследники фон Клемперера и не отсудили его. Полотно стало самым дорогим произведением Тербрюггена, когда-либо проданным на аукционе. Этот художник вообще на торгах редкий гость: с 1986 года его работы появлялись на аукционе всего 15 раз. Предыдущим его рекордом была сумма 1,9 миллиона евро (2,5 миллиона долларов).
На третьем месте в списке самых дорогих работ, проданных на Sotheby’s 29 января, стоит полотно «Тюрьма Сан-Марко. Каприччо. Горожане и повозка на площади» кисти итальянского живописца Каналетто (Canaletto). Работа ушла за 2,88 миллиона долларов при эстимейте 2,5–3,5 миллиона.
За ней следует картина «Праздник в честь Св. Георгия. Танцы вокруг майского дерева» Питера Брейгеля-младшего (Pieter Brueghel the Younger), принесшая 2,4 миллиона (эстимейт 1,5–2 миллиона).
Замыкает первую пятерку «Портрет князя Алоиса Венцеля фон Кауниц-Ритберга» кисти Франсиско де Гойи (Francisco de Goya). Эта редкая картина была продана за 2,2 миллиона (эстимейт 2,5–3,5 миллиона).
Не обошлось на Sotheby’s и без разочарований. Среди лотов, не нашедших покупателя, оказались такие блокбастеры, как «Саломея с головой Иоанна Крестителя» Тициана (Titian) и две картины Франса Халса (Frans Hals) — «Портрет мужчины с перчатками» и «Портрет женщины с платком». С полотнами Халса вышла интересная история: сначала планировалось, что работы будут продаваться по отдельности, но в самый последний момент их владелец, бельгийский коллекционер Эрик Альбада (Eric Albada), решил, что картины лучше продавать вместе — или не продавать вообще. Так портреты были объединены в один лот, эстимейт которого составил 15–20 миллионов долларов. На картины нашелся единственный претендент, но выкладывать больше, чем 11,5 миллионов, он не захотел — вот и остались прекрасные работы без нового владельца. Впрочем, Эрика Альбаду понять можно: на картинах изображены муж и жена, негоже их разлучать.
Были на торгах и приятные сюрпризы. Так, за 1,3 миллиона долларов ушла картина «Муза Эрато» кисти Франсуа Буше (François Boucher), оцененная в скромные 300–500 тысяч. Предыдущий владелец купил ее на Christie’s в 1991 году за 330 тысяч. Еще одна сенсация — продажа работы французского художника XVIII века Пьера Сюблейра (Pierre Subleyras) под названием «Портрет папы Бенедикта XVI». Специалисты аукционного дома дали этой картине эстимейт 100–150 тысяч долларов, а принесла она целых 986,5 тысяч. Счастливый владелец произведения — нью-йоркский дилер Адам Уильямс (Adam Williams).
Днем ранее состоялся аукцион Christie’s, результаты которого оказались гораздо более скромными: торги принесли 14 189 500 долларов. Впрочем, «блокбастеров», подобных картинам Тернера и Тербрюггена, на Christie’s выставлено не было. Суммы, которые принесли самые дорогие лоты, во много раз меньше «сотбисовских» миллионов, зато и неудачи Christie’s были калибром поменьше.
Так, непроданной осталась серия из 12 полотен Франсиско де Сурбарана (Francisco de Zurbarán), оцененная в 2–3 миллиона долларов. Наверное, потенциальных покупателей отпугнул тот факт, что великий испанский живописец создавал эти картины не один, а с учениками, о чем специалисты аукционного дома откровенно предупредили в каталоге, написав, что «качество не везде одинаковое» и что некоторые элементы выписаны хуже, чем другие. Еще один топ-лот, которому не удалось найти нового владельца, — «Натюрморт с медным котелком, кувшином, рыбой, стаканом, двумя орехами и луком» Жана-Батиста Симеона Шардена (Jean-Baptiste Siméon Chardin), эстимейт которого составлял 1,2–1,8 миллиона долларов.
Самым приятным моментом торгов, без сомнения, была продажа работы Федерико Бароччи (Federico Barocci) «Голова Св. Иоанна Богослова». Эта редкая картина, украсившая обложку каталога, была оценена в 400–600 тысяч долларов, а принесла целых 1,76 миллиона. Работа является этюдом к картине «Положение во гроб», которая находится в церкви Санта-Кроче в итальянском городе Сенигаллия. Купил ее лондонский дилер Жан-Люк Барони (Jean-Luc Baroni) — тот самый, что в прошлом декабре выложил 2,8 миллиона фунтов (4,2 миллиона долларов) за картину Тьеполо (Giovanni Battista Tiepolo) «Флора», найденную на чердаке. Барони заявил, что приобрел «Голову Св. Иоанна Богослова» не для себя, а для коллекционера, пожелавшего остаться анонимным. По словам дилера, на Christie’s ему очень повезло: эстимейт у картины был очень низкий. Январские торги произведениями старых мастеров вообще оказались удачными для Барони: на аукционе графики Sotheby’s, также прошедшем 28 января, его коллега по галерее Jean-Luc Baroni Ltd. купил замечательный рисунок Гойи «Охотник с собакой на фоне пейзажа» за 698,5 тысячи долларов (эстимейт 600–800 тысяч).
«Голова Св. Иоанна Богослова» стала самым дорогим произведением, проданным на Christie’s. Кроме нее, миллионную отметку преодолели еще две работы — акварель Дж. М. У. Тёрнера «Вид на перевал Бруниг из Мерингена, Швейцария» и картина Джона Констебла (John Constable) «Вид Сэлисбери». Оба произведения ушли за 1 082 500 долларов, причем полотно Констебла превысило эстимейт (500–800 тысяч), а акварель Тёрнера, наоборот, до эстимейта не дотянула. Ожидалось, что «Вид на перевал Бруниг…» станет самым дорогим лотом аукциона, специалисты оценили его в 1,5–2,5 миллиона. Впрочем, миллион с лишним тоже результат хороший. Обе работы происходят из собрания Уильяма и Элинор Вуд Принс (William & Eleanor Wood Prince), известных филантропов из Чикаго. Многие другие произведения из этой коллекции пользовались на Christie’s успехом — например, «Портрет Альбертуса Делантьера, секретаря Наварры» кисти художника из круга Жана Фуке (Jean Fouquet); эстимейт этой работы составлял 30–50 тысяч долларов, а торги принесли 206,5 тысячи. Другой пример — картина «Мадонна с веретеном» работы последователя Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci); оцененная в 20–30 тысяч, работа ушла за 152,5 тысячи.
В первую пятерку самых дорогих лотов Christie’s, помимо работ Бароччи, Тернера и Констебла, входят произведения Бенджамина Уэста (Benjamin West), Питера Брейгеля-младшего и Антониса ван Дейка (Anthony van Dyck). Картина Уэста «Битва при мысе Ла-Гог» принесла 722,5 тысячи долларов при эстимейте 400–600 тысяч. Она заняла второе место в списке самых дорогих произведений американского художника. Очаровательная работа Брейгеля-младшего «Ловушка для птиц», оцененная в 300–500 тысяч, принесла 674,5 тысячи. А «Портрет Энн Кэвендиш» Ван Дейка (эстимейт — 500–700 тысяч), ушел за 542,5 тысячи долларов.
В целом результаты январских аукционов еще раз доказали, что на рынке произведений старых мастеров наибольшего успеха добиваются те продавцы, которым удается выставить на торги по-настоящему редкие произведения. Примером тому могут служить продажи картин Дж. М. У. Тёрнера, Федерико Бароччи и Хендрика Тербрюггена.
*Все цены включают в себя Buyer’s Premium.
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20090204_old_masters_results.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20090204_old_masters_results.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.