Замедлится ли азиатский арт-рынок?
Аукционы азиатского искусства Sotheby’s, прошедшие в Гонконге, оказались не очень успешными: многие из топ-лотов остались непроданными. В условиях экономического кризиса покупатели предпочитают делать более «бюджетные» покупки
В последние несколько лет азиатский арт-бум стал притчей во языцех. Творения Цая Го-Цяна (Cai Guo-Qiang), Чжана Сяогана (Zhan Xiaogang), Юэ Миньцзюня (Yue Minjun), Такаси Мураками (Takashi Murakami) и Ёситомо Нары (Yoshitomo Nara) бьют на аукционах рекорд за рекордом. Сегодня в Гонконге закроется ярмарка произведений искусства и антиквариата (Hong Kong International Art and Antiques Fair), в которой участвуют более 80 галерей со всего мира — больше, чем когда-либо. Боятся ли дилеры того, что стремительно падающие индексы фондовых рынков утянут за собой рынок произведений искусства? Организатор ярмарки, дилер антикварной мебели Энди Хэй (Andy Hei) говорит, что азиатские рынки знавали времена и похуже: например, в 1998 году, когда всю Азию потряс масштабный финансовый кризис, или в 2003 году, когда началась всеобщая паника по поводу атипичной пневмонии. Дилеры сходятся во мнении, что люди продолжат покупки в галереях и на аукционах, но будут экономить и отказываться от приобретения произведений искусства по запредельным ценам. Доказательством чему послужили недавние аукционы Sotheby’s в Гонконге.
Крупные аукционы азиатского искусства, драгоценностей и антиквариата Sotheby’s и Christie’s традиционно приурочены к гонконгской ярмарке. 5 октября прошли торги произведениями современного искусства Sotheby’s, на которых 20 процентов лотов остались непроданными. Примечательно, что покупателей не нашли прежде всего топ-лоты, среди которых картины Цзэна Фаньчжи (Zeng Fanzhi, с эстимейтом 8–12 миллионов гонконгских долларов) и Чжана Сяогана (эстимейт 2,3–2,8 миллиона). Самым дорогим произведением аукциона стало полотно «Без названия» знаменитого Юэ Миньцзюня, принесшее 6,6 миллиона гонконгских долларов. Утренние торги произведениями китайского искусства ХХ века оказались еще менее успешными: непроданными остались две трети из 110 лотов. 4 октября прошел аукцион современного искусства Азии, где покупателей не нашли 40 процентов лотов. Специалисты говорят, что цены на азиатское искусство в последнее время слишком «раздулись», и, ввиду экономических трудностей, люди просто не могут оправдать покупки работ за такие огромные деньги. Тем не менее лоты по более разумным ценам продаются спокойно.
Сегодня в Гонконге пройдут торги произведениями западного и азиатского современного искусства, организованные аукционным домом из Южной Кореи Seoul Auction Co. На них будут представлены работы таких известных художников, как Рой Лихтенштейн (Roy Lichtenstein) и Виллем де Кунинг (Willem de Kooning). Устроители аукциона говорят, что в условиях нестабильности в экономике лучше всего покупать именно произведения проверенных временем авторов. Недавно обозреватель Сара Торнтон (Sarah Thornton) сказала по поводу рисунка де Кунинга, выставленного на торги Christie’s женой главы обанкротившегося банка Lehman Brothers Кэти Фалд (Kathy Fuld), что даже если цены на подобные произведения искусства не будут такими высокими, они всегда будут котироваться на рынке.
Источники: bloomberg.com, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/auctnews/20081007_hong_kong_sales.html
https://artinvestment.ru/en/news/auctnews/20081007_hong_kong_sales.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.