Картина Леонардо миллиардера Рыболовлева выставлена на Christie’s
ARTinvestment.RU   11 октября 2017

«Спаситель мира», купленный за $127 млн через Бувье, будет продаваться 15 ноября 2017 года на торгах послевоенного и современного искусства в Нью-Йорке на правах специального лота

Картина «Спаситель мира» — Savior of the World — Salvator Mundi — в последние годы часто упоминалась в прессе в контексте суда между дилером Ивом Бувье и богачом Дмитрием Рыболовлевым. По информации СМИ, эту картину Ив Бувье выкупил у консорциума дилеров за $75–80 млн, а перепродал Рыболовлеву за $127,5 млн, заработав чуть менее $50 млн. Теперь этот «вери гут бизнеса» вышел боком и продавцу, и покупателю. Бувье постоянно под судом, а Рыболовлев спешно распродает свое собрание — срочно, на фоне скандала, а потому с большими потерями. Леонардо это не на пользу.

Но это не главная проблема. Главная — в том, что этот шедевр Леонардо был вновь обретен лишь в 2005 году. До 2005 года автором этой вещи считался ученик Леонардо Джованни Больтраффио (Giovanni Boltraffio). Именно с такой атрибуцией ее продали в 1958 году на Sotheby’s за 45 фунтов. А в начале 2000-х какой-то счастливчик приобрел «копию» на локальном американском аукционе примерно за $10 000. В 2005 году нью-йоркский искусствовед Роберт Саймон провел реставрацию, и после расчистки от поздних записей возникла версия, что это работа не ученика, а самого учителя.

Все это прекрасно. Но дело в том, что сегодня Леонардо недостаточно быть подлинным Леонардо, чтобы считаться настоящим Леонардо. «Санкцию» на это в пелевинском смысле должен дать консорциум специалистов, музейные институции и авторитетные рыночные структуры. Рынок очень не любит вновь обретенных «да Винчи за 45 фунтов» — еще меньше, чем «Малевичей, найденных на чердаке у бабушки».

Поэтому на легализацию реатрибутированного Леонардо ушли годы. Владельцы, консорциум дилеров или кто там еще провели в этом смысле образцовую работу. Учитесь и записывайте.

После профессиональной реставрации картина была представлена на выставке в ведущем музее мира — лондонской Национальной Галерее в 2011 году. Вещь показали главным специалистам по творчеству да Винчи с целью достижения согласия по вопросу подлинности. Были кропотливо собраны доказательства: найдены предварительные наброски Леонардо к этой вещи, проведено технико-технологическое исследование, которое показало, что художник менял композицию в процессе написания (что было свойственно Леонардо), в то время как на всех поздних копиях и эстампах воспроизведен именно финальный вариант композиции. Итак, эксперты есть, музей есть, промежуточный коллекционер есть. Теперь осталось только заручиться поддержкой первоклассного аукционного дома. И им стал Christie’s. Аукцион напомнил, что «Мадонна Бенуа» появилась в Эрмитаже тоже лишь в начале XX века, а не 250 лет назад. И поставил «Спасителя мира» в график на 15 ноября 2017 года.

Что касается оценки. Тут все просто: будет работать метод последней надежды, который на жаргоне зовется «пол — палец — потолок». Аналогов нет. Живопись Леонардо в статусе Леонардо в новейшее время ни разу не предлагалась на публичных торгах. На аукционах продавались только рисунки-наброски. Давно и эмоционально, счет шел на десятки миллионов долларов. Был бы законченный рисунок — можно было бы эмпирически умножить на пять. Но те, что продавались, нам никак не помогут.

Тогда посмотрим на ожидания продавцов. В 2012 году, в то время когда к «Спасителю мира» приценивался Даласский музей, со ссылкой на Reuters, обсуждалась цифра в $192 000 000. Потом, как считается, была цена от консорциума дилеров — $75 000 000–80 000 000. Следом была цена покупки Рыболовлевым — пусть $127 000 000. За сколько теперь его купят? Совершенно не предсказуемо. По моему мнению, удачным исходом для сдатчика следует считать любой результат выше $100 000 000. Предположу, что резерв будет установлен еще ниже — в районе $80 000 000. Конечно, если бы продавалась вещь без малейшей тени сомнения, с железобетонной историей и провенансом, поступившая на рынок без какой-либо подозрительной возни, то результат был бы гораздо выше. А так, возможно все, что угодно. Может, прав Константин Бабулин, что при таких исходных, может быть, и вообще останется у сдатчика. Не удивлюсь. Тем не менее мой прогноз — около $90 000 000. Леонардо продается не каждый день, но со времен владения «консорциумом дилеров» для вновь обретенного шедевра мало что изменилось в лучшую сторону.

Источники: christies.com, artinvestment.ru, artinvestment.ru, hermitagemuseum.org



Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.


Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 24

Узнайте первым об открытии аукциона!

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».
Наверх