Наследники жены Эль Лисицкого требуют через суд вернуть им картину Пауля Клее
ARTinvestment.RU   28 марта 2012

Внуки Софи Лисицкой-Кюпперс уже несколько лет безуспешно пытались вернуть по реституции картину Пауля Клее «Легенда болот» за 2 миллиона евро. Теперь они подали иск в суд

Наследники немецкого искусствоведа Софи Кюпперс (Sophie Lissitzky-Kueppers) — жены русского художника Эль Лисицкого — подали в суд на городские власти Мюнхена, требуя вернуть им по реституции картину Пауля Клее, украденную у их бабушки нацистами. Полотно Клее «Легенда болот» («Sumpflegende») сейчас находится в собрании мюнхенского музея Ленбаххауз. Трое внуков Софи Лисицкой-Кюпперс подали иск в Окружной суд Баварии после того, как Мюнхен отказался вернуть работу добровольно. В иске, датированном 23 марта 2012, картина Клее оценивается в 2 миллиона евро (2,7 миллиона долларов).

Софи Кюпперс получила «Легенду болот» по наследству от первого мужа, Пауля Эриха Кюпперса в 1922 году, после чего в 1926-м она одолжила эту и еще 15 работ Ганноверскому областному музею. Через некоторое время Софи вышла замуж за Лисицкого и в 1927 году переехала в Москву. А принадлежавшая ей «Легенда болот» так и осталась в музее. Полотно было конфисковано нацистами в 1937-м по приказу министра пропаганды Йозефа Геббельса. Картина «Легенда болот» участвовала в печально известной выставке «дегенеративного искусства» в Мюнхене.

Мюнхен «отказывался вернуть картину Клее, постоянно меняя свою аргументацию с 1992 года, — комментирует адвокат наследников Христоф фон Берг (Christoph von Berg) из Лейпцигской юридической фирмы Von Berg Bandekow Zorn. — Все попытки наследников достигнуть соглашения в ответ получали грубый отказ».

Нацисты, желая очистить музеи от произведений, противоречащих арийским идеалам, изымали из них тысячи модернистских работ. В онлайн-базе Свободного университета Берлина числится 21 тысяча конфискованных «дегенеративных» работ таких художников, как Отто Дикс, Макс Бекман, Василий Кандинский и Пауль Клее. На мюнхенской выставке «Легенду болот» окрестили творением душевнобольного человека.

В сентябре 2010-го мэр Мюнхена Христиан Уде (Christian Ude) не поддался на уговоры правительственной комиссии во главе с бывшим председателем Конституционного суда Германии Юттой Лимбах (Jutta Limbach), посоветовавшей ему урегулировать спор с наследниками Лисицкой-Кюпперс. Эта государственная комиссия была учреждена министром культуры Берндом Нойманом в 2003 году, чтобы давать рекомендации о спорных работах в музейных коллекциях, возвращения которых добиваются наследники жертв Холокоста. Однако следовать советам этой комиссии далеко не обязательно.

Мэр Уде, отстаивая свое право на работу Клее, утверждает, что подписанные 44 странами Вашингтонские положения 1998 года не распространяются на «дегенеративное искусство», конфискованное из музеев, а касаются только тех произведений, которые были изъяты непосредственно из частных коллекций.

«Власти Мюнхена рады тому, что после многолетних препирательств на неофициальном уровне реституционный спор с внуками Лисицкой-Кюпперс будет решен законным путем, — прокомментировал Уде. — Городские власти Мюнхена никоим образом не связаны с конфискацией “Легенды болот” национал-социалистами и не извлекли ни малейшей выгоды из проведенного нацистами изъятия».

Наследники же считают, что по гражданским законам Лисицкая-Кюпперс никогда не лишалась прав на полотно. Они также полагают, что, если следовать принципам Вашингтонских положений, то прикрываться какими-то техническими ограничениями и исключениями городу Мюнхену не следует.

Наследники заявили, что законность их требований подтверждает недавнее решение по аналогичному делу Федерального суда юстиции в Карлсруэ — высшей судебной инстанцией Германии по всем гражданским делам. 16 марта текущего года этот суд постановил, что Немецкий исторический музей в Берлине должен вернуть по реституции коллекцию плакатов наследнику еврейского дантиста Ханса Захса.

Источники: businessweek.com, artinvestment.ru

Читайте также: Сегодня акварель Кандинского за миллион евро выставляется на аукцион, несмотря на претензии наследников довоенной владелицы

Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20120328_klee_restitution.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20120328_klee_restitution.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна


  • 14.12.2017 Гессенские принцессы в Российской истории 19 декабря 2017 года во Франкфурте-на-Майне, в Музее Иконы, откроется выставка «Гессенские принцессы в Российской истории» — совместный масштабный российско-германский выставочный проект.
  • 14.12.2017 Нонконформисты в Липецке В липецкой галерее современного искусства «Буксир» открылась выставка живописи и графики художников-шестидесятников — Рабина, Яковлева, Мастерковой, Ворошилова и других
  • 14.12.2017 «Композиции и натюрморты» Бориса Мессерера в Академии художеств С 19 декабря по 8 января в выставочных залах РАХ на Пречистенке пройдет выставка живописных и графических произведений Бориса Асафовича Мессерера — портретов, пейзажей, натюрмортов, абстрактных композиций и др. — всего около 100 работ
  • 13.12.2017 «И свет на сцену». Петр Вильямс и Александра Коновалова Сегодня вечером в Музее АРТ4 открывается выставка из коллекции искусствоведа и исследователя Любови Агафоновой и галереи «Веллум»
  • 08.12.2017 Шестидесятник Игорь Шелковский в Новой Третьяковке Выставка — юбилейная. Шелковскому в этом году — 80. И празднует он с размахом. Центральным элементом выставки в Третьяковке станет гигантская скульптура, внутри которой могут находиться и передвигаться зрители
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ЗАО «Сейф» в отношении обработки персональных данных».
Наверх