Сегодня акварель Кандинского за миллион евро выставляется на аукцион, несмотря на претензии наследников довоенной владелицы
Графическая работа Василия Кандинского «Два черных пятна» оказалась в центре реституционного спора кельнского аукционного дома Lempertz и наследников довоенной владелицы этой работы
Кёльнский аукционный дом Kunsthaus Lempertz сегодня собирается выставить на торги акварель Василия Кандинского стоимостью более миллиона долларов, несмотря на претензии на это произведение со стороны наследников довоенной владелицы.
Речь идет о топ-лоте сегодняшних торгов работами модернистов — акварели Кандинского «Два черных пятна» (1923), эстимейт которой составляет 900 тысяч — 1 миллион евро. В каталоге сказано, что работа была подарена художником Софии Лисицкой-Купперс, однако составители ни словом не обмолвились о том, что наследники этой женщины сейчас пытаются эту акварель вернуть.
У каждой из сторон в этом споре есть своя версия событий 80-летней давности. Наследники утверждают, что акварель Кандинского входила в группу из 16 работ, которую Лисицкая-Купперс в 1926 году предоставила в аренду Ганноверскому областному музею. Впоследствии эти работы были конфискованы из музея нацистами как «дегенеративное искусство». Это произошло в рамках масштабной акции 1937 года, в ходе которой немецкие музеи лишились более 20 тысяч произведений — в том числе работ Кандинского, Отто Дикса, Макса Бекмана, Марка Шагала, Эрнста Людвига Кирхнера и других.
В свою очередь, аукционисты Lempertz утверждают, что София Лисицкая-Купперс подарила акварель «Два черных пятна» в 1920-е годы няне своих детей Лотте Бек (Lotte Beck), в семье которой это произведение оставалось до 1989 года. А в 1989 году акварель впервые была продана на аукционе. «Торги состоятся. Мы считаем иск абсолютно беспочвенным», — говорит член руководства Lempertz Карл-Сакс Феддерсен (Karl-Sax Feddersen).
Гуннар Шнабель (Gunnar Schnabel), берлинский адвокат наследников Лисицкой-Купперс, говорит, что пока что его клиенты не видели ни единого документа, подтверждающего историю Lempertz. Он находит неприемлемым то, что аукционный дом не ставит в известность своих покупателей, в особенности зарубежных, относительно текущего разбирательства. А Феддерсен из Lempertz считает, что не стоит «бросать тень на картину», упоминая об этом споре в каталоге.
Среди произведений, которые Лисицкая-Купперс дала в аренду Ганноверскому музею, была картина Пауля Клее «Болотная легенда». Это полотно, участвовавшее в печально известной выставке «дегенеративного искусства», затем попало в коллекцию Городской галереи в доме Ленбаха в Мюнхене, которая отказалась вернуть по реституции работу Клее наследникам Лисицкой-Купперс.
Немецкий искусствовед и коллекционер София Лисицкая-Купперс эмигрировала в Россию, чтобы быть рядом с мужем — русским художником Эль Лисицким. В годы Второй мировой войны ее, как немку, сослали в Сибирь. Свои картины Лисицкой-Купперс вернуть так и не удалось, она скончалась в нужде в Новосибирске в 1978 году.
Аукционный дом Lempertz уже не первый раз включает в свой каталог спорное произведение. В ноябре 2007 года лондонскому дилеру Филиппу Маулду (Philip Mould) на Lempertz продали портрет волынщика 1632 года, умолчав о том, что когда-то эта работа принадлежала Максу Штерну — еврейскому галеристу, вынужденному ликвидировать свое дело в 1937 году. Дилер Маулд перепродал картину нью-йоркской галерее, из которой в апреле 2009 года портрет был изъят американскими властями и возвращен наследникам Штерна. Маулду пришлось компенсировать стоимость покупки нью-йоркской галерее.
«Продажа произведений подобного рода — дело очень рискованное, да и морально скользкое. Потенциальных покупателей необходимо ставить в известность относительно спорного провенанса», — сказал в интервью по телефону корреспондентам Bloomberg дилер Филипп Маулд.
Источники: bloomberg.com, artinvestment.ru
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20111202_kandinsky.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20111202_kandinsky.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.