Сегодня акварель Кандинского за миллион евро выставляется на аукцион, несмотря на претензии наследников довоенной владелицы
ARTinvestment.RU   02 декабря 2011

Графическая работа Василия Кандинского «Два черных пятна» оказалась в центре реституционного спора кельнского аукционного дома Lempertz и наследников довоенной владелицы этой работы

Кёльнский аукционный дом Kunsthaus Lempertz сегодня собирается выставить на торги акварель Василия Кандинского стоимостью более миллиона долларов, несмотря на претензии на это произведение со стороны наследников довоенной владелицы.

Речь идет о топ-лоте сегодняшних торгов работами модернистов — акварели Кандинского «Два черных пятна» (1923), эстимейт которой составляет 900 тысяч — 1 миллион евро. В каталоге сказано, что работа была подарена художником Софии Лисицкой-Купперс, однако составители ни словом не обмолвились о том, что наследники этой женщины сейчас пытаются эту акварель вернуть.

У каждой из сторон в этом споре есть своя версия событий 80-летней давности. Наследники утверждают, что акварель Кандинского входила в группу из 16 работ, которую Лисицкая-Купперс в 1926 году предоставила в аренду Ганноверскому областному музею. Впоследствии эти работы были конфискованы из музея нацистами как «дегенеративное искусство». Это произошло в рамках масштабной акции 1937 года, в ходе которой немецкие музеи лишились более 20 тысяч произведений — в том числе работ Кандинского, Отто Дикса, Макса Бекмана, Марка Шагала, Эрнста Людвига Кирхнера и других.

В свою очередь, аукционисты Lempertz утверждают, что София Лисицкая-Купперс подарила акварель «Два черных пятна» в 1920-е годы няне своих детей Лотте Бек (Lotte Beck), в семье которой это произведение оставалось до 1989 года. А в 1989 году акварель впервые была продана на аукционе. «Торги состоятся. Мы считаем иск абсолютно беспочвенным», — говорит член руководства Lempertz Карл-Сакс Феддерсен (Karl-Sax Feddersen).

Гуннар Шнабель (Gunnar Schnabel), берлинский адвокат наследников Лисицкой-Купперс, говорит, что пока что его клиенты не видели ни единого документа, подтверждающего историю Lempertz. Он находит неприемлемым то, что аукционный дом не ставит в известность своих покупателей, в особенности зарубежных, относительно текущего разбирательства. А Феддерсен из Lempertz считает, что не стоит «бросать тень на картину», упоминая об этом споре в каталоге.

Среди произведений, которые Лисицкая-Купперс дала в аренду Ганноверскому музею, была картина Пауля Клее «Болотная легенда». Это полотно, участвовавшее в печально известной выставке «дегенеративного искусства», затем попало в коллекцию Городской галереи в доме Ленбаха в Мюнхене, которая отказалась вернуть по реституции работу Клее наследникам Лисицкой-Купперс.

Немецкий искусствовед и коллекционер София Лисицкая-Купперс эмигрировала в Россию, чтобы быть рядом с мужем — русским художником Эль Лисицким. В годы Второй мировой войны ее, как немку, сослали в Сибирь. Свои картины Лисицкой-Купперс вернуть так и не удалось, она скончалась в нужде в Новосибирске в 1978 году.

Аукционный дом Lempertz уже не первый раз включает в свой каталог спорное произведение. В ноябре 2007 года лондонскому дилеру Филиппу Маулду (Philip Mould) на Lempertz продали портрет волынщика 1632 года, умолчав о том, что когда-то эта работа принадлежала Максу Штерну — еврейскому галеристу, вынужденному ликвидировать свое дело в 1937 году. Дилер Маулд перепродал картину нью-йоркской галерее, из которой в апреле 2009 года портрет был изъят американскими властями и возвращен наследникам Штерна. Маулду пришлось компенсировать стоимость покупки нью-йоркской галерее.

«Продажа произведений подобного рода — дело очень рискованное, да и морально скользкое. Потенциальных покупателей необходимо ставить в известность относительно спорного провенанса», — сказал в интервью по телефону корреспондентам Bloomberg дилер Филипп Маулд.

Источники: bloomberg.com, artinvestment.ru

Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20111202_kandinsky.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20111202_kandinsky.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна


  • 14.12.2017 Гессенские принцессы в Российской истории 19 декабря 2017 года во Франкфурте-на-Майне, в Музее Иконы, откроется выставка «Гессенские принцессы в Российской истории» — совместный масштабный российско-германский выставочный проект.
  • 14.12.2017 Нонконформисты в Липецке В липецкой галерее современного искусства «Буксир» открылась выставка живописи и графики художников-шестидесятников — Рабина, Яковлева, Мастерковой, Ворошилова и других
  • 14.12.2017 «Композиции и натюрморты» Бориса Мессерера в Академии художеств С 19 декабря по 8 января в выставочных залах РАХ на Пречистенке пройдет выставка живописных и графических произведений Бориса Асафовича Мессерера — портретов, пейзажей, натюрмортов, абстрактных композиций и др. — всего около 100 работ
  • 13.12.2017 «И свет на сцену». Петр Вильямс и Александра Коновалова Сегодня вечером в Музее АРТ4 открывается выставка из коллекции искусствоведа и исследователя Любови Агафоновой и галереи «Веллум»
  • 08.12.2017 Шестидесятник Игорь Шелковский в Новой Третьяковке Выставка — юбилейная. Шелковскому в этом году — 80. И празднует он с размахом. Центральным элементом выставки в Третьяковке станет гигантская скульптура, внутри которой могут находиться и передвигаться зрители
Индексы арт-рынка ARTIMX
Индекс
Дата
Знач.
Изм.
ARTIMX
13/07
1502.83
+4,31%
ARTIMX-RUS
13/07
1502.83
+4,31%
Показать:

Топ 32

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ЗАО «Сейф» в отношении обработки персональных данных».
Наверх