Герхард Рихтер — на вершине рейтинга ныне живущих художников по обороту
Кто такой Герхард Рихтер, и почему его по праву можно называть одним из самых успешных ныне живущих художников — в статье Келли Кроу, Wall Street Journal
В начале 1980-х немецкий художник Герхард Рихтер (Gerhard Richter) написал 24 натюрморта с мерцающими белыми свечами, но не сумел продать ни одного. А прошлой осенью на лондонских торгах Christie's за один из этих натюрмортов заплатили 16,5 миллиона долларов.
Мало кто способен точно определить то мгновение, когда художник становится классиком одного ряда с Пабло Пикассо или Энди Уорхолом, однако сейчас, похоже, арт-сообщество уже готово наделить этим титулом Герхарда Рихтера. Исходя из статистики сайта Artnet, в прошлом году работы Рихтера на аукционах в сумме принесли 200 миллионов долларов — больше, чем произведения любого другого ныне живущего художника. Годовой результат Рихтера превысил даже сумму годовых оборотов таких титанов арт-рынка, как Клод Моне, Альберто Джакометти и Марк Ротко. В галерее Рихтера в Нью-Йорке многие десятки фамилий значатся в списке желающих купить одну из его новых работ, которые стоят где-то по 3 миллиона долларов за штуку.
В ноябре на Sotheby's лондонский коллекционер Лили Сафра (Lily Safra) заплатила 20,8 миллиона долларов за «Абстрактную картину» 1997 года цвета баклажана — текущий персональный рекорд Рихтера. Отдельные работы Джеффа Кунса и Джаспера Джонса продавались и дороже, однако по общим объемам продаж господин Рихтер определенно лидирует на рынке ныне живущих художников.
Интерес к немецкому художнику подогревается не только рыночным спросом, но и активными действиями кураторов: аукционные дома и музеи, которым не терпится канонизировать очередного мастера, демонстрируют работы Рихтера во все возрастающих масштабах. А многочисленные коллекционеры и арт-дилеры, в том числе такие законодатели мод на рынке искусства, как Роман Абрамович, Бернар Арно, Ларри Гагосян Пьер Чен и Стив Коэн, ловят момент для выгодной покупки или продажи произведений Герхарда Рихтера.
Работы Рихтера определенно соответствуют вкусам современного арт-рынка. Так же, как и Пикассо, он рисует картины в разных стилях — от радужных абстракций до трогательных семейных портретов — а значит, коллекционерам есть из чего выбирать. Рихтер так же плодовит, как и Уорхол, что обеспечивает постоянный приток новых работ на рынок; вместе с тем многие из его произведений уже осели в музейных коллекциях, что позволило избежать перенасыщения рынка. А после того, как в прошлом году один за другим ушли из жизни почтенные коллеги Рихтера Сай Туомбли и Лусиен Фрейд, коллекционеры с большим пиететом стали относится к творчеству этого ныне живущего патриарха современного искусства.
Собиратели особо ценят крупные абстракции Рихтера конца 1980-х, в которых чувствуется влияние Френсиса Бэкона и Марка Ротко — авторов, чьи ценовые индексы резко возросли до кризиса. В этих абстракциях моментально узнается рука их создателя, что переводит их в разряд статусных работ. «Коллекционеры хотят владеть хрестоматийными работами, которые нельзя ни с чем спутать», — считает дилер из Сан-Франциско Энтони Мейер (Anthony Meier).
Пока что имя 80-летнего немецкого художника Герхарда Рихтера не известно каждой американской семье, однако в Европе оно пользуется большим почетом. Последние шестьдесят лет своей творческой карьеры он неустанно пробует внести нечто новое в возможности традиционных живописных жанров, например, натюрморта, и их восприятие. К самым известным сериям Рихтера относятся его призрачные семейные портреты, которые напоминают смазанные газетные вырезки. Этот иронический ответ поп-арту прославил Рихтера в среде европейских послевоенных художников. Он также использует огромные, размером с автомобильный бампер, скребки, чтобы создавать многослойные абстрактные полотна. То, что Рихтер с легкостью перепрыгивает с одного живописного стиля на другой, а не придерживается единожды выбранного фирменного образа, всегда кого-то смущало, однако это умение переключаться и стало в конце концов визитной карточкой этого художника-эрудита.
Масштабная ретроспектива «Герхард Рихтер: Панорама» сейчас колесит по европейским столицам: совсем недавно она переехала из лондонской Тейт Модерн в берлинскую Новую национальную галерею, где продлится до 13 мая 2012 года. У принимающих ретроспективу музеев пока нет отбоя от посетителей; в июне работы Рихтера перевезут в парижский Центр Помпиду.
Но Герхард Рихтер, похоже, не слишком рад свалившейся на него славе. Обычно звезды первой величины для продажи своих работ держат по арт-дилеру на каждом из континентов; у Рихтера же в штате числится только один продавец — нью-йоркский дилер Мэриан Гудман (Marian Goodman). Они оба [Рихтер и Гудман] — тихони и не ходоки по шумным аукционным площадкам. Эта парочка отказывалась от прибыльных лицензионных сделок и частных заказов. Годами их объединенные усилия помогали удерживать цены на произведения Рихтера в неприкосновенности. Мэриан Гудман, дававшая интервью от лица художника, назвала рынок его работ «честным».
Однако не все готовы делать ставки на Рихтера. Главные продавцы работ Уорхола и Пикассо — Хосе Муграби (Jose Mugrabi) и Дэвид Нахмад (David Nahmad) — считают, что Рихтер пока не может на рынке с этими двумя тяжеловесами. Муграби сказал, что искусство Рихтера сейчас в большей моде, чем раньше, однако оно не стало более значимым.
Тренды в современном искусстве так же, как и в моде, имеют свойство быстро меняться, поэтому пока не ясно, продолжат ли цены на работы Рихтера расти или же их ждет падение через более или менее длительный период времени. Так, в конце 1980-х цены на геометрические полотна Фрэнка Стелы внезапно выросли до почти 4 миллионов долларов; пик роста цен пришелся на 1989 год, однако ни одна работа с тех пор не продавалась дороже. Другой пример с Марком Ротко: цены на его абстракции взлетели до небес во время последнего арт-бума в 2007-м, достигнув рекордной отметки в 72,8 миллиона долларов. Однако за последние два года картины Ротко на аукционах не дотягивались и до середины от этой рекордной планки. Арт-консультант Николай Фрам (Nicolai Frahm) говорит, что пока советует своим клиентам воздержаться от погони за работами Рихтера — до тех пор, пока цены не выровняются.
Как бы там ни было, декан Йельской школы искусств Роберт Сторр (Robert Storr) считает, что лестные сравнения Рихтера с Пикассо и Уорхолом все же удержатся в сознании людей. «Рихтер не хочет быть новым королем, однако он уже сделал для живописи гораздо больше, чем кто-либо из его коллег», — полагает Сторр.
Рихтер работает в одной из двух своих старых мастерских в Кёльне. Одна из его студий соединяется тропинкой через сад с домом, где художник живет со своей третьей супругой Сабиной и младшим сыном Морицем. Несколько лет назад художник пережил инсульт, однако он по-прежнему в форме и легко передвигается; на носу его всегда красуются стильные очки.
Рихтер родился в 1932 году в семье школьного учителя в Дрездене. Его становление как художника проходило в коммунистической Восточной Германии, погрязнувшей в академической строгости соцреализма. Среди его первых работ были, в частности, росписи с белозубыми рабочими, выполненные по заказу государства. В 1959 Рихтер впервые познакомился с современным западным искусством на выставке Documenta в немецком городе Касселе: после того как он воочию увидел «дриппинги» Джексона Поллока и прорезанные холсты Лучио Фонтаны, он сказал друзьям, что теперь ему придется переосмыслить то, что он знал об искусстве.
В 1961 Герхард вместе с женой Эммой на машине друга бежал в Западную Германию. Теперь он мог изучать искусство вне рамок политических идеологий. Рихтеры поселились в Дюссельдорфе. В конце лета того же 1961 года была возведена Берлинская стена. Художник так и не смог больше увидеть своих родителей.
Последующие десять лет художник, испытывавший приливы ностальгии, время от времени писал портреты своих родственников, похожие на черно-белые размытые фотографии. Героями его портретов становились тетя Марианна, страдавшая от умственного расстройства и убитая нацистами, и дядя Руди, воевавший на стороне этих самых нацистов.
Один из первых дилеров Рихтера Рудольф Цвирнер (Rudolf Zwirner) был потрясен, увидев его работы в 1962; мало кто из немецких художников тогда решался затрагивать такие щекотливые темы. Долгие годы после войны американские коллекционеры предпочитали своих джасперов джонсов и энди уорхолов, немецкое искусство было для них закрыто, поэтому Цвирнеру и другим немецким дилерам нужно было нарабатывать клиентуру на месте. Тогда цены на произведения Рихтера редко превышали одну тысячу долларов. «Я продавал его работы своему доктору, своим соседям, своему брату — любому, кого мог уговорить», — вспоминает Цвирнер. До сих пор в этих краях Германии встречаются буржуазные семьи, владеющие десятками работ Герхарда Рихтера; у одного коллекционера из Мюнхена, к примеру, их семьдесят. К 1972 году, когда Рихтера пригласили представлять Германию на Венецианской биеннале, у художника было уже множество поклонников среди провинциальных немецких коллекционеров.
В последующие годы художник создал несколько серий в различных техниках — наподобие той серии натюрмортов со свечами, которая поначалу не имела успеха так же, как и наполненные тоской картины немецких коллег Рихтера Ансельма Кифера (Anselm Kiefer) и Георга Базелица (Georg Baselitz). Однако в середине 1980-х Герхард перешел на свои красочные абстракции — и коллекционеры «слетелись» на них, словно пчелы на мед. Дональд и Дорис Фишер из Сан-Франциско, основавшие сеть магазинов Gap, тогда же купили ряд рихтеровских «Абстрактных картин».
Настоящей поворотной точкой стал 1995-й, когда нью-йоркский МоМА приобрел за 3 миллиона долларов серию Рихтера «18 октября 1977» из пятнадцати картин в серых тонах. В этой серии, написанной Рихтером в конце 1980-х, художник воспроизводит опубликованные в прессе фотографии судебного следствия и смерти в тюрьме группы молодых немецких радикалов из Фракции Красной Армии. Роберт Сторр, тогда занимавший в Музее современного искусства пост старшего куратора живописи и скульптуры, после этой покупки задумал провести для музея масштабное исследование творчества Рихтера.
Как только в Нью-Йорке заикнулись о готовящейся выставке Рихтера, телефон у дилера Цвирнера начал разрываться от звонков американских коллекционеров, жаждущих купить его работы. Год спустя, в 1996, аукционный дом Sotheby's поместил одну из картин Рихтера на обложку своих лондонских торгов. А в Германии на давних коллекционеров Рихтера посыпались письма от аукционных домов с предложениями выставить их работы на торги.
Долгожданная ретроспектива в MoMA открылась лишь шесть лет спустя, в 2001-м. «И тут оказалось, что те серии, которые ранее считались беспорядочными творческими экспериментами (как неудачно дебютировавшая серия натюрмортов со свечами), на самом деле были звеньями единой цепи», — вспоминает сотрудница Sotheby's Шайен Вестфал (Cheyenne Westphal). Через три месяца после открытия выставки в Музее современного искусства на торгах Sotheby's картина «Три свечи» ушла за 5,3 миллиона долларов.
Через два года после этой продажи цюрихский юрист и коллекционер Джо Хейдж (Joe Hage) создал сайт gerhard-richter.com , где начал собирать данные о выставках и продажах работ Рихтера. Для коллекционеров нового поколения, которые с Интернетом на «ты», сайт мистера Хейджа оказался очень полезным, поскольку все подсчеты здесь налицо. Всего Рихтер написал три тысячи картин — это, конечно, меньше, чем восемь тысяч шелкографий Энди Уорхола, однако значительно больше, чем 1 200 живописных работ Сальвадора Дали. Работы Рихтера активно продаются на аукционах: ежегодно на торги попадает в среднем более двух сотен его произведений, что дает покупателям регулярные сведения о положении цен на рынке Рихтера. В музейных коллекциях находятся приблизительно 38 процентов работ Рихтера, однако именно среди них находится половина самых желанных картин мастера — его многослойных абстракций.
К 2006-му на арт-рынке появилось огромное количество новых коллекционеров, пришедших туда за современным искусством. Это привело к стремительному росту цен на произведения десятков художников, и Рихтера в том числе. Sotheby's начал посылать своих лучших «рихтеров» в Гонконг, чтобы их могли увидеть потенциальные покупатели. В мае 2006 на берлинских торгах Villa Griesbach клиент заплатил 1 миллион долларов за «Портрет Мао» кисти Рихтера. А следующим летом эта же картина ушла с молотка на Christie's в Лондоне за 2,5 миллиона долларов.
Дальше цены уже росли как снежный ком: в феврале 2008-го старшая дочь художника Бетти продала принадлежавшую ей «Свечу» 1983 года за 15,8 миллиона долларов. Через три месяца Роман Абрамович выложил 15,1 миллиона долларов за серо-зеленую «Абстрактную картину» 1990 года. Оценивали ее только в 7 миллионов. После этих продаж коллекционеры подняли планку для работ Рихтера до 15 миллионов и выше.
Во время кризиса коллекционеры придерживали свои рихтеровские шедевры, однако к концу 2010, когда рынок уже достаточно оклемался, купля-продажа закипела с новой силой, и многие новые собиратели с тех пор уже успели украсить свои коллекции работами Рихтера. В ноябре 2010 на Sotheby's за 13,2 миллиона долларов ушла с молотка картина «Матросы» 1966 года. Работу выставил Бременский Музей современного искусства Везербург. Новым владельцем стал хьюстонский менеджер хедж-фондов Джон Арнольд (John Arnold).
И наконец, одна из последних ключевых продаж работ Рихтера произошла в ноябре 2011 года. Лондонские коллекционеры Марк и Виктория Сарсок (Marc and Victoria Sursock) выставили на нью-йоркские торги Sotheby's восемь абстракций; каждая из них сыграла значительно лучше оценочной стоимости, включая «Абстрактную картину», купленную Лили Сафра за 20,8 миллиона долларов. А в феврале 2012 ненасытные коллекционеры попросили добавки: Christie's пустил с молотка зеленую абстракцию Рихтера за 15,5 миллиона долларов, а Sotheby's продал абстракцию Рихтера в кремовых тонах бывшему владельцу ночного клуба Карлу Хиршманну (Carl Hirschmann) за 4,8 миллиона долларов.
Господин Рихтер сказал друзьям, что считает свои последние аукционные рекорды «абсурдными». Однако его давним коллекционерам они, безусловно, на руку.
Несколько лет назад берлинский эндокринолог Томас Ольбрихт (Thomas Olbricht), строившийся пятиэтажный музей для своей коллекции произведений искусства, понял, что у него заканчиваются наличные средства. Тогда он продал свою голубо-оранжевую абстракцию Рихтера: в 1996 он покупал ее за 278 тысяч долларов, а в 2008-м продал на Christie's за 14,8 миллиона долларов. Сегодня частный музей Ольбрихта «Me Collectors Room» возвышается над узкой берлинской улочкой в районе Митте. Но его владелец, вспоминая продажу Рихтера, обеспечившую возведение галереи, вздыхает с сожалением: «Я бы так хотел, чтобы эта картина тогда осталась у меня. Сегодня она бы стоила все 20 миллионов».
Источник:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20120312_richter.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20120312_richter.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.