Ретроспектива Герхарда Рихтера в Тейт Модерн
Произведения грандиозной лондонской выставки «Герхард Рихтер: Панорама» охватывают 50 лет творческого пути немецкого художника
Тейт Модерн, Лондон, 6 октября 2011 — 8 января 2012
Ведущий арт-критик Bloomberg Мартин Гейфорд (Martin Gayford) рассказывает о том, что в то время, как некоторые критики спешат оплакивать безвременную кончину живописи как вида искусства, в лондонской Тейт Модерн проходит грандиозная выставка «Герхард Рихтер: Панорама», все произведения которой являют собой прекрасные образцы традиционных живописных техник, и рассуждает об искусстве художника.
Произведения Рихтера посвящены как смерти живописи, так и бессмысленности искусства, что делает наследие этого художника таким актуальным.
Рихтер (р. 1932, Дрезден) творит вот уже на протяжении пятидесяти лет в двух основных направлениях: его картины либо основаны на фотографиях, либо абстрактны. У каждой из этих рихтеровских творческих манер долгая история.
Фотография (и ее прямые предшественники) влияла на живопись веками, как минимум с момента своего официального изобретения в XIX столетии. Очевидно и то, например, что Вермеер еще в XVII веке использовал в своей работе профотографическую технику — художник смотрел на рисуемые объекты с помощью камеры-обскуры. Рихтер воспринимает Вермеера как своего предшественника, эту творческую связь он подчеркнул своей работой «Читающая» 1994 года, перекликающейся с голландскими изображениями читающих женщин.
Работы Вермеера наполнены сверхъестественным спокойствием, залиты божественным светом. В сравнении с ними, «фотографические» картины Рихтера показывают, как много всего упускает объектив фотоаппарата. Некоторые из ранних произведений художника основаны на снимках из семейного альбома. С картины «Теётя Марианна» (1965) улыбается милая девочка-подросток с младенцем на руках. Но за подобными безобидными картинами скрываются темные тайны дома Рихтеров. Дующийся ребенок — это будущий художник, а держит его тетушка Марианна, страдавшая от умственного расстройства и убитая нацистами. Другая картина, «Дядя Руди» (1965), воспроизводит снимок дяди художника в нацистской форме. Рихтер намеренно смазывает очертания фигур и добавляет дымки, сам определяет, что и как камера будет «видеть». Эти размытые пятна имеют свою особую холодную красоту.
Порой увлечение случайными формами переходит у Рихтера в созерцание природы в духе учения дзэн. Сложно не увидеть подобие алтаря в почти фотореалистичном триптихе «Облака» (1970). Плывущие перед тобой облака воспринимаются как божественное откровение. Но в то же время ясно, что во всех этих клочках пара не больше смысла, чем в тестах Роршаха. Очевидно, художник обыгрывает постулат о «смерти Бога», выдвинутый философами XIX века. Рихтер видит свою связь с великими пейзажистами прошлого — англичанином Уильямом Тёрнером и немецким романтиком Каспаром Давидом Фридрихом. Последние наделяли свои картины почти религиозной силой, в их идеалистичных морях и горах чувствуется божественное присутствие. Но у Рихтера в отличие от них природа становится чем-то инородным, если даже не враждебным.
Некоторые из работ Рихтера реалистичны до жути, другие уходят в полную абстракцию. Словно художника привлекает визуальная сила, которой обладает цвет в отсутствие особого смысла или сознательной идеи всей композиции.
Работая над картиной «4096 цветов» (1974), художник составил из основных красок палитры 1024 оттенка, а затем каждым из них нарисовал по четыре квадратика в разных местах холста. Результат просто брызжет энергией, хотя процесс его достижения был чисто механическим (картины Дэмиена Херста «в горошек» многим обязаны Рихтеру). С начала 1980-х для многих своих абстракций Рихтер использует резиновый шпатель, с помощью которого он наносит, перемещает и стирает краски. При этом краски мерцают, как на полотнах Моне. И самое интересное, что сделана эта красота была хаотичным смешиванием пигментов. Вы видите лишь то, что видите. Пустота в сердце рихтеровского мира может показаться меланхоличной, но, как это ни парадоксально, его работы доказывают, что в случае с живописью можно говорить о жизни после смерти.
Выставка «Герхард Рихтер: Панорама» после Тейт Модерн переедет в Новую Национальную галерею Берлина (12 февраля — 13 мая 2012), а затем отправится в парижский Центр Помпиду (6 июня — 24 сентября 2012).
Материал подготовила Мария Онучина, AI
Источники:
Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/exhibitions/20111025_richter_tate.html
https://artinvestment.ru/en/news/exhibitions/20111025_richter_tate.html
© artinvestment.ru, 2024
Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведение о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, представленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц, администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.