Art Investment

Право следования: угроза новому арт-буму или буря в стакане воды?

Эксперты делают прогнозы в преддверии вступления в силу в 2012 году в Британии закона о праве следования

Несмотря на рекордные итоги июньских лондонских торгов, многие представители британского арт-сообщества обеспокоены тем, что не успевшая начаться «золотая эра» может скоро закончиться.

В следующем году Британии придется ввести в силу общеевропейский закон о праве следования, который на территории Евросоюза действует с 2006 года. Согласно этому закону, если работа ныне живущего или недавно скончавшегося художника перепродается на рынке, художник или его наследники имеют право на получение доли с прибыли.

«Пока невозможно оценить в точности воздействие этой меры, но я думаю, что ее дальнейшее распространение абсолютно не нужно», — сказал Мэтью Гирлинг, президент Bonhams Europe, в интервью ARTINFO.

История закона о праве следования уходит корнями в 1920-е годы: тогда он стал чем-то вроде социальной программы для оставшихся без средств к существованию вдов и семей художников, погибших в Первой мировой войне. Европейцев по отношению к этому закону положительно настроили примеры, подобные истории Жана-Франсуа Милле, чьим наследникам в поисках заработка пришлось продавать цветы на парижских улицах, в то время как работы художника уходили за миллионы в располагавшемся неподалеку аукционном доме.

После создания Евросоюза оказалось, что девять стран-участниц уже имеют закон о праве следования, а шесть — нет. Столкнувшись с вызванным разницей в законодательстве экономическим дисбалансом, Евросоюзу пришлось выбирать: либо повсеместно принять этот закон, либо везде отменить его. Так как принять закон гораздо легче, чем отменить, был выбран первый вариант решения проблемы.

Вступление закона в силу было разделено на две стадии: в 2006 году ныне здравствующие художники на всей территории Евросоюза стали получать отчисления с перепродаж их работ. Однако в странах, где право следования до этого не действовало (среди них — Англия, Ирландия, Австрия), было отложено вступление в силу второй части закона, касающейся выплат процентов наследникам художников, умерших в последние 70 лет.

Закон о праве следования, которого так опасаются в Британии, устанавливает объем выплат, меняющийся в зависимости от стоимости работы. При цене молотка от 1000 евро до 50 000 евро 4% от выручки причитается художнику (либо его наследникам), однако чем цена работы выше, тем доля художника (наследников) меньше. Она снижается до 0,25%, если стоимость работы выше 500 000 евро. Однако сумма выплаты не может превышать 12500 евро.

Хотя закон о праве следования с самого начала был встречен в штыки профессионалами арт-рынка, все же с версией 2006 года в какой-то мере они еще могли примириться. Согласно исследованию, проведенному доктором экономических наук из Дублина Клэр МакЭндрюс (Dr. Clare McAndrews), закон, при вступлении его в полную силу, затронет около 60% сделок на рынке: 13% составит доля ныне живущих авторов, 47% — доля наследников умерших художников. Пока выплаты затрагивают только торги современного искусства, но с вступлением в силу второй половины закона ситуация изменится и в секторе художников-модернистов, многие из которых умерли позже установленного в законе водораздела — 1942 года. Таким образом, закон, скорее всего, отразится почти на половине всех продаж произведений искусства, совершаемых в Британии.

Принятие нового закона, безусловно, скажется на аукционных домах, но самый серьезный урон угрожает независимым дилерам и небольшим галереям, ассортимент которых не столь широк, как у крупных компаний, торгующих произведениями искусства. Удар по рынку искусства, с большой вероятностью, отразится и на смежных сферах, таких, как туризм. В связи с тем, что урон могут понести сразу несколько отраслей, Британская федерация арт-рынка (British Art Market Federation) во главе с Энтони Брауни пытается от лица арт-сообщества убедить правительство изменить законодательство до наступления нового 2012 года.

Надежда на уступки со стороны ЕС все же теплится. Клэр МакЭндрюс считает, что хотя полная отмена законодательного акта вряд ли состоится, Еврокомиссия уже отметила пагубное воздействие права следования на экономику, что, возможно, является первым шагом на пути к более взвешенному решению проблемы. «Чиновники хотя бы начинают понимать, что все не так просто», — говорит экономист, проводя параллель с ситуацией в Париже 50-х, когда из-за значительного повышения налогов крупнейшие представители арт-рынка были вынуждены покинуть страну.

Что ж, поживем — увидим. Тодд Левин, нью-йоркский консультант по искусству, не считает, что вступление европейского закона в силу станет причиной крупной утечки капитала за океан. Прежде всего, Левин полагает, что при фиксированном максимуме отчислений — 12500 евро — крупные игроки никак не пострадают. «Это не такая большая сумма, чтобы о ней беспокоиться», — заявляет эксперт. Левин напоминает, что в крупных аукционных домах даже работы, выставляемые на дневные торги современного искусства, приносят пяти-шестизначные суммы. «Я понимаю, что экономисты смотрят на дело исключительно в контексте долларов и центов, и поэтому, думаю, они не до конца понимают логику коллекционеров», — полагает Левин.

В то же время, жителю Евросоюза дешевле выплатить проценты по закону о праве следования, чем потратиться на страховку и транспортировку даже относительно дешевой работы в страну, где закон о праве следования не действует, например, в США, Швейцарию или Китай.

И все-таки, даже если положенные по закону отчисления не причинят ущерба арт-бизнесу в британской столице, остаются сложности со сбором и распределением огромных в своей совокупности денег. Сбор отчислений по-разному организован в разных странах. В одних существует разветвленная сеть коллекторских агентств, взимающих средства и затем передающих их художникам или их наследникам, а в других во всем полагаются на продавцов. Если сбором денег занимается агентство, оно чаще всего берет от 12 до 30% комиссии с художника или его наследников.

Средняя цена работы на последних дневных торгах современного искусства Sotheby's составила около 113 тысяч фунтов (162 000 долларов). Всего таких работ было 202, а это значит, что по закону о праве следования аукционный дом должен перечислить двумстам получателям сотни тысяч евро — и это по итогам лишь одних торгов.

В США подобный закон действует лишь в одном штате — в Калифорнии, и там уже полностью вкусили проблем, связанных с поиском лиц, которым причитаются выплаты. В 2009 году Wall Street Journal опубликовал статью о Патриции Милич (Patricia Milich), служащей Совета по искусству штата Калифорния, в чьи обязанности входит розыск художников, которым причитается выплата. Однажды ей пришлось пять месяцев разыскивать художника, чтобы вручить ему сумму в 80 долларов.

Процентная доля Европы на мировом арт-рынке падает уже в течение многих лет и это, в общем-то, никак не связано с законом о праве следования. Здесь замешано множество факторов: и бурный рост китайской экономики, и сосредоточение капитала в Нью-Йорке, и инерционная экономика Евросоюза. Континентальная Европа в последнее время столкнулась с серьезными структурными проблемами в экономике, что сейчас широко обсуждается в прессе. Возможно, во главу угла стоит поставить именно этот вопрос, а волнения по поводу принятия нового закона — лишь следствие общего нестабильного экономического фона?

Источник: artinfo.com, online.wsj.com, artinvestment.ru


Постоянный адрес статьи:
https://artinvestment.ru/news/artnews/20110719_pravo_sledovanija.html
https://artinvestment.ru/en/news/artnews/20110719_pravo_sledovanija.html

При цитировании ссылка на https://artinvestment.ru обязательна

© artinvestment.ru, 2024

Внимание! Все материалы сайта и базы данных аукционных результатов ARTinvestment.RU, включая иллюстрированные справочные сведения о проданных на аукционах произведениях, предназначены для использования исключительно в информационных, научных, учебных и культурных целях в соответствии со ст. 1274 ГК РФ. Использование в коммерческих целях или с нарушением правил, установленных ГК РФ, не допускается. ARTinvestment.RU не отвечает за содержание материалов, предоставленных третьими лицами. В случае нарушения прав третьих лиц администрация сайта оставляет за собой право удалить их с сайта и из базы данных на основании обращения уполномоченного органа.

Услуги ARTinvestment

Арт-консалтинг

Индивидуальные консультации от опытных искусствоведов по любым вопросам в сфере искусства

Составление Инвестиционного Портфеля

Подбор предметов искусства для инвестирования под любую инвестиционную стратегию

Индивидуальная оценка

Наши эксперты проведут профессиональную оценку вашего предмета искусства, учитывая его состояние, авторство, историю и другие факторы

500+

Проведенных аукционов

8 800+

Зарегистрированных пользователей на аукционе

343 000+

Записей в базе

16 000+

Художников в базе

На этом сайте используются cookie, может вестись сбор данных об IP-адресах и местоположении пользователей. Продолжив работу с этим сайтом, вы подтверждаете свое согласие на обработку персональных данных в соответствии с законом N 152-ФЗ «О персональных данных» и «Политикой ООО «АртИн» в отношении обработки персональных данных».